Лучший педагог года

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи ребенка

Надежда Белецкая
Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи ребенка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар

"Центр развития ребенка - детский сад № 232"

Методическая разработка

«Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи ребенка»

Публикация «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи ребенка» размещена в разделах

Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

1. Развивая мелкую моторику рук - формируем речь дошкольников.

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.

Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы.

Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т. е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.

Роль пальчиковых игр в развитии ребенка

Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития:

-Способствуют развитию речи.

-Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.

-Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!

-Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

-Помогают в игре формировать элементарные математические представления.

-Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.

-Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.

-Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

2. Проведение пальчиковых игр.

Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр:

• Перед игрой мы с детьми обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготавливать малышей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой.

• Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями.

• Выполняются упражнения в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

• Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно

• демонстрировать собственную увлечённость игрой.

• При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по

• возможности, все пальцы руки.

• Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

• Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.

• Каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.

3. Пальчиковые игры - развития речевой деятельности дошкольников.

С нашей точки зрения, пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому мы разделили их на группы и определили назначение.

• Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание.

«Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук.

«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.

«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь

левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация

посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки

«забивать» гвозди.

«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и

левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху

вниз. В конце растираем ладонь.

«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Для более эффективного самомассажа кисти рук используются

грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

• Игры – манипуляции.

«Сорока-белобока.» - указательным пальцем осуществляют круговые движения, «Ладушки-ладушки.», «Пальчик-мальчик, где ты был?.», «Мы делили апельсин.», «Этот пальчик хочет спать.», «Этот пальчик – дедушка.», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?.», «Пальчики пошли гулять.» - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

• Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастик.

Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать, и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

• Сюжетные пальчиковые упражнения.

«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.

«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

«Ёлка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

• Пальчиковые кинезиологические упражнения

«Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с

каждым пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их

положение.

«Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д.

«Горизонтальная восьмёрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной

плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

• Театр в руке.

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый

палец – какой-либо персонаж.

«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец,

безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).

Ёлка. Ладони поворачиваем в направлении «от себя», пальчики пропускаем между собой (ладошки повернуты друг к другу под углом). Пальчики выставляем вперед, при этом локотки к корпусу не прижимаем.

Корзинка. Ладони поворачиваем на себя, пальчики переплетаем между собой, а локотки разводим в стороны. Слегка разводим ладони, чтобы между пальцами образовались зазоры. Большими пальчиками образуем ручку.

Колокольчик. Тыльные стороны ладоней обращаем вверх, при этом скрещиваем пальцы обеих рук. Опускаем вниз средний палец правой руки и свободно им вращаем.

Зайчик в норке. Обе ладони держим в горизонтальном положении. Мизинец и указательный палец левой руки упираем в мизинец и указательный правой. Безымянный и средний пальцы правой руки поднимаем и разводим в стороны (ушки зайчика). Большой палец крепко прижимаем к ладони.

Домик. Ладони направляем под углом таким образом, чтобы кончики пальцев соприкасались между собой. Средний палец левой руки поднимаем вверх (труба, а кончики мизинцев соединяем друг с другом, выполняя прямую линию (балкон).

Цепочка. Делаем кольцо из большого и указательного пальца левой руки. Попеременно пропускаем через него колечки, «сделанные» из пальчиков правой руки: указательный - большой, средний - большой и т. д. В этом упражнении должны участвовать все пальчики, попеременно меняя их положение.

Очки. Образуем колечки большими, а также всеми остальными пальцами обеих рук. Получившиеся колечки подносим к глазам.

Флажок. Большой палец опускаем вниз, а остальные четыре пальца держим ровно вместе. При этом тыльная сторона ладони должна быть повернута к себе.

Лодка. Обе ладошки ставим «на ребро», большие пальцы прижимаем к ладоням (в виде ковшика).

Пароходик. Обе ладошки ставим «на ребро», мизинцы прижимаем (в виде ковшика, а большие пальцы поднимаем вверх.

Стул. Левую ладонь держим вертикально вверх. К нижней части ладони приставляется кулачок (направив к себе большим пальцем). Если это упражнение ребенок выполняет легко, можно на счет раз попеременно менять положение рук.

Стол. Левой рукой делаем кулачок. Сверху на кулачок опускаем ладошку. Если это упражнение ребенок выполняет легко, положение рук можно менять: левая ладонь сверху кулачка, правая - в кулачке.

Грабли. Ладони направляем на себя, пальчики переплетаем между собой, выпрямляем и тоже направляем на себя.

Скворечник. Ладошки ставим вертикально друг к другу, мизинцы прижимаем (как лодочка, при этом большие пальцы загибаем вовнутрь.

4. Играем дома в пальчиковые игры.

Существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум. У пальчиковых игр есть еще одно преимущество - они помогают прочнее налаживать тесный контакт родителя с ребенком. Ведь для ребёнка нет ничего лучше игры, а пальчиковые игры очень увлекательны, и нравятся детям. Но если ваш ребёнок не хочет повторять за Вами движения пальчиковых игр, то просто играйте сами, рано или поздно он к Вам присоединится. Текст пальчиковых игр взрослому надо произносить как можно четче и выразительней, а движения выполняются параллельно тексту. Пальчиковые игры развивают не только мелкую моторику рук ребенка, большинство пальчиковых игр несут также и обучающую нагрузку. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названиями частей тела и самих пальчиков. В некоторых пальчиковых играх ваш ребёнок должен действовать двумя руками - это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко - низко, право – лево, и мышления.

Развитие речи детей находится в прямой зависимости от степени развития мелкой моторики и сформированности тонких движений рук. Это подготовительный этап. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся. Приемы

могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев, и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

В домашних условиях, чтобы развить ручную умелость, а, следовательно, и речевую активность ребенка, можно:

-запускать пальцами мелкие волчки;

-разминать пальцами пластилин, глину, мять руками поролоновые шарики, губку;

-рвать на мелкие куски бумагу;

-сжимать и разжимать кулачки;

- «ходить» по столу указательным и средним пальцем правой и левой рук (по очереди, сначала медленно, потом быстро;

-показать отдельно только один большой палец;

-махать в воздухе только пальцами;

-кистями рук делать «фонарики»;

-собирать все пальцы в щепотку;

-нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

-наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на палец;

-закручивать шурупы, гайки;

-играть с конструктором, мозаикой, кубиками;

-играть с песком, водой;

-рисовать мелом, мелками, гуашью, углем.

Делать это надо ежедневно, чтобы добиться успехов. Кроме этих упражнений можно играть с детьми в пальчиковые игры, которые можно разделить на три группы: игры без предметов, с использованием атрибутики и игры с предметами.

Заключение

Мелкая моторика рук взаимодействует с познавательными процессами: восприятием, вниманием, мышлением, воображением. Ее развитие способствует развитию речи, координации движений, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных и автоматизированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных задач.

Список литературы

1. Авдулова, Т. П. Игра: её развитие на современном этапе // Дошкольное воспитание. - 2016.

2. Любина, Г. Как учить стихи… играючи [Текст] / Г. Любина // Дошкольное воспитание. – 2000.

3. Соколова, Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : 2004.

4. Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков // Дошкольное воспитание. – 2005.

5. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – Нижний Новгород: Флокс, 1995.

Публикации по теме:

Пальчиковые дорожки из фетра для развития мелкой моторикиПальчиковые дорожки из фетра для развития мелкой моторики Развивать мелкую моторику очень важно для становления детской речи. Существует много занятий, упражнений и игр для развития мелкой моторики.

Пальчиковые дорожки — тренажер для для развития мелкой моторики рук ребенка к Дню пуговиц на МAAMПальчиковые дорожки — тренажер для для развития мелкой моторики рук ребенка к Дню пуговиц на МAAM "Пальчиковые дорожки" - тренажер для для развития мелкой моторики рук ребенка к Дню пуговиц на МAAM Ребенок постоянно изучает, постигает.

«Пальчиковые дорожки» — тренажеры для развития мелкой моторики рук из фетра своими руками«Пальчиковые дорожки» — тренажеры для развития мелкой моторики рук из фетра своими руками "Пальчиковые дорожки" - это универсальный тренажер для развития мелкой моторики рук и активизации речевых центров. Многие логопеды, педагоги.

Бисероплетение как средство развития мелкой моторикиБисероплетение как средство развития мелкой моторики Сроки реализации, продолжительность проекта Продолжительность с сентября 2019 по март 2020 года. Долгосрочный. Тип проекта Творческий Участники.

Дидактические игры для развития речи и мелкой моторики рук «Мотаем шнурочки парами — речь развиваем недаром мы»Дидактические игры для развития речи и мелкой моторики рук «Мотаем шнурочки парами — речь развиваем недаром мы» Давным-давно известно, что "Ум находится на кончиках пальцев" (В. А. Сухомлинский). Также много сказано, о зависимости уровня развития речи.

Фотоотчёт «Волшебные пальчики как средство развития мелкой моторики рук и речи детей»Фотоотчёт «Волшебные пальчики как средство развития мелкой моторики рук и речи детей» 6 января День пальчиков на маам, вот я и решила вспомнить, что же мы с детьми делали для развития мелкой моторики пальцев рук, и вот что.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» Подготовила: Денисова В. С. Пояснительная записка Работая.

Консультация для родителей «Игры со шнуровкой как средство развития мелкой моторики» Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. О влиянии мелкой моторики на интеллектуальное.

Пособие «Пальчиковые дорожки» из фетра для развития мелкой моторики рукПособие «Пальчиковые дорожки» из фетра для развития мелкой моторики рук по методике Е. И. Черновой Е. Ю. Тимофеевой «Пальчиковые шаги» Пособие "Пальчиковые дорожки" из фетра направлено на развитие мелкой моторики.

Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 летТестопластика как средство развития мелкой моторики рук детей 2–3 лет Лепка – один из видов продуктивной деятельности, значение которой очень высоко, так как она влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи ребенка
Опубликовано: 21 января 2022 в 22:03
+70Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 30.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД