Получи документы

Методическая разработка «Организационные формы решения оздоровительных задач в ДОО»

Ирина Фаттахова
Методическая разработка «Организационные формы решения оздоровительных задач в ДОО»

Организационные формы решения оздоровительных задач

в ДОО

Организационные формами работы по физической культуре в ДОО являются: физкультурные занятия; физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные и спортивные игры, физкультминутки, закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями); активный отдых (физкультурные досуги, спортивные праздники, Дни здоровья, туристические походы); самостоятельная двигательная деятельность детей; работа с семьей. (Приложение № 1)

Публикация «Методическая разработка „Организационные формы решения оздоровительных задач в ДОО“» размещена в разделах

Самостоятельная двигательная деятельность детей дошкольного возраста протекает под наблюдением педагога. Содержание и продолжительность занятий физическими упражнениями определяются самими детьми. Характер этих занятий зависит от индивидуальных данных, подготовленности, возможностей и интересов дошкольников. Успешное решение задач физического воспитания возможно лишь при осуществлении индивидуального подхода к детям во взаимосвязанной работе дошкольной образовательной организации и семьи.

Все формы и виды работы взаимосвязаны и дополняют друг друга. В совокупности они создают необходимый двигательный режим, обеспечивающий ежедневные занятия ребенка физической культурой.

Ю. Ф. Змановским выделены принципы рациональной организации двигательной активности детей:

• преобладание циклических упражнений во всех видах двигательной активности детей;

• ежедневные занятия физической культурой, преимущественно на открытом воздухе;

• частая смена упражнений при многократной повторяемости одного упражнения;

• применение в работе подвижных игр;

• моторная плотность занятий физической культурой - 80% и более;

• обязательное музыкальное сопровождение занятий по физической культуре;

• осознанное отношение детей к выполнению упражнений; мышечное расслабление как необходимый компонент большинства занятий по физической культуре;

• преобладание положительных эмоций во всех видах двигательной активности детей; обязательность красивого выполнения движений на занятиях по физической культуре.

Именно соблюдение принципов рациональной организации двигательной деятельности детей позволит улучшить не только здоровье и двигательную подготовленность дошкольников, но и будет способствовать гармоничному развитию каждого ребенка.

ДОО в своей деятельности должны исходить из необходимости творческого развития личности и содействия ее становлению через реализацию интеллектуальных потребностей и формирование эмоционального восприятия, что возможно лишь только при наличии хорошего здоровья у детей дошкольного возраста. Осуществляя комплексный подход к образованию, развитию и воспитанию ребенка, к его оздоровлению, можно добиться выполнения задач по сохранению, укреплению и формированию здоровья детей.

Совершенствование системы сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у них культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни должно стать одним из приоритетных направлений деятельности дошкольной образовательной организации.

Современная концепция образования предусматривает не только оздоровление дошкольников, но и обеспечение личностно ориентированных подходов к образовательной среде, формирование здоровьесберегающего образовательного пространства. Принципиально новым является осуществление активно-деятельностного подхода к дошкольному физическому воспитанию, который содействует освоению теоретических знаний о здоровье и формированию у детей практических умений и навыков сохранения и укрепления собственного здоровья.

Основой физического здоровья ребенка следует считать уровень развития и особенности функционирования его органов и систем. Уровень развития обусловлен программой, которая природой заложена в каждом ребенке и опосредована его базовыми потребностями. Именно удовлетворение доминирующих базовых потребностей является условием индивидуально-гармоничного развития ребенка. Предпосылкой полноценного психического здоровья детей является состояние душевного комфорта и психологического благополучия, обеспечивающее адекватную регуляцию их поведения в процессе разнообразной деятельности. Это состояние обусловливается потребностями ребенка и возможностями их удовлетворения. Духовный компонент здоровья личности характеризуется ее отношением к образовательному процессу, а также соблюдением общепринятых норм поведения, что также напрямую связано с развитием мотивационной и смысловой сфер ребенка-дошкольника.

Современный педагог, работая с дошкольниками, призванный заботиться о здоровье ребенка, не вправе относиться к нему как к уменьшенной копии взрослого человека, так как каждому возрастному периоду свойственны свои особенности строения и функционирования.

Формирование у детей дошкольного возраста установок на соблюдение основных компонентов здорового образа жизни должно базироваться на двигательной активности. По мнению И. А. Аршавского, «жизнью организма, его ростом и развитием правит двигательная активность».

Известно, что ребенок обладает колоссальными потенциалами восприятия и переработки многообразной информации, идущей извне. Причем у детей дошкольного возраста доминируют преимущественно сложнейшие биологические потребности в саморазвитии, игре и подражании. Следовательно, физическое воспитание детей возможно на основе принципа активности личности ребенка, позволяющего сочетать осознание ценностей здоровья с освоением основ здорового образа жизни через категории интересного и увлекательного для дошколят.

Повседневные задачи в контексте физического воспитания детей

Особое внимание физическому воспитанию следует уделять детям в возрасте от 3 до 7 лет, поскольку, по мнению большинства исследователей, именно в этот период происходят преобразования, физиологические сдвиги, закладывается основа для проявления природных задатков, формирования правильной осанки и коррекции имеющихся нарушений в опорно-двигательном аппарате, создаются предпосылки для укрепления и сохранения здоровья. Поэтому в детских сада активно используются повседневные формы физического воспитания дошкольников — прогулки, туристические выходы, подвижные игры, физкультурные праздники.

Подвижные игры — основополагающий вид деятельности дошкольников, посредством которого дети не только получают двигательные и коммуникативные навыки, но и познают мир. Подвижные игры позволяют детям всесторонне развиваться, способствуют оздоровлению, проявлению творческой инициативы, самостоятельности, дают поведенческие установки. В игровой деятельности дети усваивают нормы поведения, копируют действия, получают мощный эмоциональный накал. В игре складываются взаимоотношения между детьми, вырабатываются привычки, правила поведения, потребности, убеждения. Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль радости, сильных переживаний, незатухающий интерес к результатам игры. Увлеченность ребенка игрой усиливает физиологическое состояние организма. Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир.

Экскурсии и прогулки за пределы ДОУ — самый простой вид детского туризма. Использование туризма позволяет положительно повлияет на формирование жизненно важно навыков и умений, повысить жизнедеятельность детей, сохранить и укрепить их здоровье.

В детском саду используются такие формы, как туристская прогулка — непродолжительный групповой выход за пределы территории ДОУ в рамках населенного пункта или его окрестностей (длительность 1-4 часа, туристкая экскурсия — групповое посещение одного или нескольких экскурсионных объектов в учебно-познавательных целях, туристский поход — активное прохождение группы по детей по заданному маршруту для физического развития, познания, краеведческой деятельности.

Прогулки и экскурсии позволяют детям познакомиться с природой родного края, совершенствовать свои двигательные навыки, устойчивость, силу и ловкость.

Физкультурные мероприятия и соревнования — эффективный способ приобщения дошколят к ценностям физической культуры и спорта. Для проведения мероприятий стоит выбирать красивые места, лучшие участки детского сада, создавать атмосферу торжественности, привлекая родителей в качестве участников или зрителей.

Праздники позволяют сформировать у детей двигательные и соревновательные навыки, продемонстрировать жизнелюбие малышей, положительное отношение к спорту. Для этого в программе физкультурных праздников не должно быть сложных и незнакомых детям заданий. Все упражнения должны выполняться без специальной подготовки, что способствует достижению ситуации успеха и получению чувства удовлетворения.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями. Разнообразная самостоятельная двигательная деятельность детей заключается в том, что они по своему желанию и инициативе выбирают себе вид занятий (катание на велосипеде, двигательная деятельность на детских площадках, оснащенных специальным оборудованием для физических упражнений и инвентарем, различные игры с друзьями и т. д.). Самостоятельная двигательная деятельность существенно расширяет двигательный опыт детей.

Для активизации самостоятельной двигательной деятельности необходимо предусмотреть наличие спортивного инвентаря, который устанавливается на участке или выносится из группы в соответствии с погодными условиями. Наличие должного оборудования на участке создает условия для совершенствования основных движений (бега, ходьбы, лазания, метания, прыжков, спортивных игр и упражнений, а также подвижных игр. Во время прогулки ребенок упражняется в езде на велосипеде, ходьбе на лыжах, катании на коньках; играет в настольный теннис, бадминтон, кегли, баскетбол, городки, лапту и др. Все эти игры проводятся в зависимости от времени года и погодных условий. В ежедневные прогулки следует обязательно включать упражнения с мячом и различные манипуляции с ним (т. е. овладение «школой мяча»). Особое внимание педагог должен уделять развитию самостоятельности и творчества ребенка в его двигательной деятельности на прогулке, благодаря чему у ребенка развивается инициативность, повышаются навыки самоорганизации, создаются оптимальные условия для самовыражения, самореализации, совершенствования психофизических и личностных качеств

Физическое развитие играет большую роль и в нравственно-патриотическом воспитании. Это - проведение спортивных праздников ко дню Защитника Отечества, ко Дню Победы 9 мая и т. д.

Возможно и гендерное разделение. Спортивные праздники для пап и сыновей, мам и дочерей.

Одной из передовых форм работы по организации двигательной деятельности детей может быть и проведение детской Спартакиады в ДОО. Это способствует решению нескольких задач :

достижению максимального результата в соревновательной обстановке на днях:

- Бегуна;

- Прыгуна;

- Лыжника;

- Метателя

• закреплению подвижных игр в соответствующих основных движениях;

• знакомство с историей Олимпийского движения, флага, символами Олимпиады, героями спорта в теоретическом блоке предварительной работы.

Приложение №1

Примерные формы деятельности по освоению образовательной области ФГОС ДО «Физическое развитие»

Режимные моменты

Утренний отрезок времени

Индивидуальная работа воспитателя

Игровые упражнения

Утренняя гимнастика: классическая,игровая

музыкально-ритмическая.

Подражательные движения

Игры с элементами спортивных упражнений

Дидактические игры

Прогулка

Подвижная игра большой и малой подвижности

Игровые упражнения

Проблемная ситуация

Индивидуальная работа по физическому

воспитанию на улице

Подражательные движения

Вечерний отрезок времени, включая прогулку

Гимнастика после дневного сна: оздоровительная,

коррекционная.

Физкультурные упражнения

Коррекционные упражнения

Индивидуальная работа

Физкультурный досуг

Физкультурные праздники,

День здоровья

Совместная деятельность с педагогом

НОД по физическому воспитанию:

- сюжетно-игровые

- тематические

-классические

-тренирующее

В НОД по физическому воспитанию:

-сюжетный комплекс

-подражательный комплекс

- комплекс с предметами

-классический

-ритмические движения

Физминутки

Динамические паузы

В занятиях по физическому воспитанию игры большой, малой подвижности и с элементами спортивных игр

Игры с элементами спортивных упражнений

Спортивные игры

Самостоятельная деятельность детей

Игровые упражнения

Подражательные движения

Подвижные игры

Элементы спортивных игр

Совместная деятельность с семьей

Беседа, консультация

Открытые просмотры

Встречи по заявкам

Совместные игры

Физкультурный досуг

Физкультурные праздники

Консультативные встречи.

Совместные занятия в заседаниях семейного спортивного клуба

Интерактивное общение

Мастер-класс

Публикации по теме:

Детский мастер-класс по аппликации «Дидактический материал для составления и решения задач» с детьми подготовительной группыДетский мастер-класс по аппликации «Дидактический материал для составления и решения задач» с детьми подготовительной группы При рассматривании коллективной работы «Дельфины Черного моря», созданной детьми, появилась мысль предложить детям изготовить таким же.

Детский мастер-класс по изготовлению дидактического материала для решения задачДетский мастер-класс по изготовлению дидактического материала для решения задач Данный мастер-класс представляет собой индивидуальную и подгрупповую деятельность детей старшей группы по аппликации с целью изготовления.

Консультация «Гендерный подход для решения задач обучения, развития и воспитания детей в ДОУ» В публикации представлены педагогические идеи по организации образовательного процесса в ДОУ, в основе которых лежат гендерные различия.

Математический тренажер для решения арифметических задачМатематический тренажер для решения арифметических задач Существует две причины, почему детей нужно учить математике. Математические вычисления – одна из высших функций человеческого мозга. Только.

Методическая мастерская «Особенности организации спортивно-оздоровительных секций в ДОУ» (фотоотчет)Методическая мастерская «Особенности организации спортивно-оздоровительных секций в ДОУ» (фотоотчет) 25 апреля 2018 года на базе МБДОУ № 15 прошло очередное заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников.

Стихи для монтажа ко Дню родного языкаСтихи для монтажа ко Дню родного языка Стихи для монтажа Разбирала свои архивы и нашла давно написанный монтаж ко дню родного языка. А тут - завтра 21 февраля, как раз этот.

Методическая разработка ко Дню космонавтикиМетодическая разработка ко Дню космонавтики О полётах в космос мечтали всегда![/b] День Космонавтики – праздник, знаменующий собой открытие новой, космической эры в развитии человечества.

Методическая разработка «Наблюдение за росой»Методическая разработка «Наблюдение за росой» Добрый день, уважаемые гости моей странички! Большое значение для всестороннего развития детей имеют наблюдения, особенно на прогулках.

Методическая разработка-территория здоровьяМетодическая разработка-территория здоровья «Группы дошкольного образования - территория здоровья» В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья, профилактика.

Наглядное демонстрационное пособие, для комплексного решения педагогических задач, своими рукамиНаглядное демонстрационное пособие, для комплексного решения педагогических задач, своими руками Наглядное демонстрационное пособие, как средство развития не только слуха, но и зрения, изготовлено своими руками с использованием пуговиц.

Библиотека изображений:

Публикация Методическая разработка «Организационные формы решения оздоровительных задач в ДОО» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Фаттахова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Методическая разработка «Организационные формы решения оздоровительных задач в ДОО»
Опубликовано: 15 марта 2021 в 21:01
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД