Лучший педагог года

Конспект ООД «Чтение и пересказ произведения К. Д. Ушинского «Четыре желания»

Мария Ягурнова
Конспект ООД «Чтение и пересказ произведения К. Д. Ушинского «Четыре желания»

Методическая разработка занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: Чтение и пересказ произведения К. Д. Ушинского

«Четыре желания».

Актуальность темы:

В настоящее время многие ученые и педагоги возвращаются к изучению наследия прошлого, анализируют взгляды на педагогическую науку отечественных и зарубежных исследователей. Значительное место в педагогической науке занимает наследие К. Д. Ушинского, основоположника научной педагогики в России в целом и методики первоначального обучения детей родному языку в частности. Многие проблемы обучения и воспитания детей, рассматриваемые К. Д. Ушинским, остаются актуальными для современной педагогики и психологии. Одной из них является проблема воспитания читательской культуры у дошкольников.

Публикация «Конспект ООД „Чтение и пересказ произведения К, Д, Ушинского „Четыре желания“» размещена в разделах

Д. Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Поэтому он определял воспитание как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. Важную роль в этом процессе он отводил чтению. Именно в связи с этим Ушинский сформулировал свой известный педагогический принцип в отношении чтения : «Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело»

Цель: Развитие интереса к художественной литературе, воспитание чуткости к художественному слову.

Задачи:

Развивающие: Совершенствовать умение образовывать прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Обогащать словарь детей по теме «Времена года».

Обучающие: Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать литературный текст с опорой на наглядность. Учить правильно, строить сложноподчиненные предложения. Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Воспитательные: Воспитывать умение чувствовать красоту и выразительность языка литературного произведения.

Оборудование: Слайды презентации о временах года (картины природы, игры детей, портрет К. Д. Ушинского, раздаточные картинки на каждого ребенка.

Ход ОД

I. Организационный момент.

1. Дидактическая игра «Времена года» с использованием

ИКТ (слайды).

Детям демонстрируются слайды, изображающие картинки-ответы на вопросы и загадки. Из представленных картинок они должны выбрать правильные, кликать по ним компьютерной мышкой.

Цель игры – формирование представлений о сезонных изменениях в природе и развитие способностей к познанию посредством использования компьютерных технологий.

2. Игра “Назови звуки”.

Дети, должны назвать, какие звуки можно услышать в разное время года.

Весной – капель, журчание ручья.

Летом – жужжание насекомых, пение птиц.

Осенью – дождь, шуршание листьев.

Зимой – скрип снега, метель.

II. Основная часть.

- Сегодня мы с вами познакомимся с произведением К. Д. Ушинского «Четыре желания» (На доске портрет К. Д. Ушинского). Константин Дмитриевич известен своими трудами и уважаем особенно среди людей, занимающихся педагогической деятельностью. Ведь это великий человек всю свою жизнь помогал своими трудами правильно воспитать детей. Однако он именно для них написал много интересных рассказов и сказок, которые и сегодня не потеряли своей важности и популярности. Писал не только для взрослых, но и для детей. А сейчас, дети, мы с вами познакомимся с произведением К. Д. Ушинского “ Четыре желания”.

Чтение произведения.

Беседа по содержанию произведения.

- Как звали мальчика? (Митя)

- Что делал Митя зимой? (Катался на саночках и на коньках)

- Каким он был зимой? (Веселым и румяным)

- Какое желание высказал мальчик отцу? (Он хотел, чтобы всегда была зима.)

- Куда записали его желание? (В записную книжку)

- Кто порхал над зеленым лугом? (Над лугом порхали бабочки.)

- За кем бегал Митя? (Митя бегал за бабочками.)

- Какие были бабочки? (Бабочки были пестрые.)

- Что мальчик рвал на лугу? (Мальчик рвал цветы.)

- Как мальчик говорил о весне? (Что за прелесть эта весна)

- Куда Митя записал свое желание? (Митя записал желание в записную книжку.)

- Куда отправился Митя с отцом летом? (На сенокос.)

- Как мальчик веселился весь день? (Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене.)

- Что сказал Митя отцу вечером? (Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету конца не было)

-Куда было записано желание мальчика? (В записную книжку.)

-Какое время года наступило? (Осень.)

- Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и желтые груши.)

- Какое было настроение у Мити? (Митя был в восторге)

- Что мальчик говорил отцу? (Осень лучше всех времен года)

-Что сделал отец? (Показал сыну записную книжку, где было записано, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.)

Физкультминутка:

«Зимние игры»

Стали дети кататься (ладони держите горизонтально перед грудью и делайте движения вперед-назад, как бы катаясь на лыжах,

И в снегу кувыркаться (делайте синхронные круговые движения руками перед грудью : правой рукой — по часовой стрелке, а левой — против часовой стрелки).

Захотели в снежки играть (переложите «снежок» из одной ладони в другую)

Стали лепить их и друг в друга кидать («слепите» снежок, а затем понарошку «бросьте» его в кого-нибудь).

Начали комья снежные катить (сымитируйте соответствующие движения)

—бабу снежную лепить ( снизу вверх двумя руками одновременно изобразите нарисуйте три стоящих друг на друге снежных кома: большой, средний и маленький)

Весело зимой! Не хочется домой!

Повторное чтение рассказа.

После каждой части дети выкладывают на столах картинки-схемы по сюжету рассказа (воспитатель вывешивает на доске).

1 часть – (Горку, санки, коньки, карманную книжку).

2 часть – (бабочку, цветок, книжку).

3 часть - (траву, рыбу, ягоду, книжку).

4 часть - (яблоко, грушу, книжку).

- Ребята, с вашей помощью я выложила 4 картинки – мы поставили их вместе, и получился рассказ в картинках.

Для вас эти картинки являются планом рассказа, по ним вы будете рассказывать последовательно, выразительно и самостоятельно.

Я предлагаю вам пересказать рассказ по частям.

Д/ игра: «Подбери слово».

Цель: выработка умений различать месяца по природным явлениям, приметам, характерным особенностям видов деятельности людей, одежде; активизация детского внимания, развитие всех компонентов устной речи, памяти, мышления, эмоций.

Детям предлагается закончить предложение словом, подходящим по смыслу:

Зимняя… шапка, погода, вьюга.

Весеннее…солнце, тепло, настроение.

Летний…вечер, дождь, ливень, сад.

Осенние…листья, грибы, клумбы, облака.

- Дети, давайте вспомним, как Митя в рассказе радовался приходу каждого времени года, мы будем произносить фразы с разной силой голоса (шепотом, тихо, с разной интонацией.

Дидактическая игра: «Скажи наоборот».

Большой - маленький

Хороший - плохой

Холодный - теплый

Говорить - молчать и т. д.

III. Итог занятия.

- С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (рассказ “Четыре желания”)

- Кто написал рассказ? (К. Д. Ушинский).

- А какое же время года больше всего понравилось Мите?

- Каждое время года хорошо по своему. У природы нет плохой погоды. А чтобы природа нас всегда радовала, что нужно делать? (беречь природу)

- Правильно, надо беречь и заботиться о природе, охранять животных и растения.

Список использованной литературы:

1. Янина, С. Классики педагогической мысли о роли чтения книг в духовно-нравственном воспитании / С. Янина // Школьная библиотека. – 2001.

2. Фролков, А. Константин Дмитриевич Ушинский, его жизнь и педагогическая деятельность / А. Фролков. – СПб., 2005.

3. Ушинский, К. Д. Воспитание человека / К. Д. Ушинский; сост. С. Ф. Егоров. – М. : Карапуз, 2000.

4. Латышина, Д. И. История педагогики: воспитание и образование в России X – начало XX века / Д. И. Латышина. – М. : Форум, 1998.

5. Ю. А. Гриханов. Библиотечная энциклопедия ; РГБ. – М. : Пашков дом, 2007.

6. Серова А. А. Ушинский К. Д. О роли русского языка в воспитании человека // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение.»2009г. Психология.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Чтение и пересказ украинской сказки «Колосок» по речевому развитию в средней группе Цель: создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности: Чтение и пересказ украинской сказки «Колосок» Задачи: создавать.

Конспект НОД по художественной литературе в старшей коррекционной группе «Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Утренние лучи»Конспект НОД по художественной литературе в старшей коррекционной группе «Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Утренние лучи» Цель: развитие познавательного интереса и уточнение представлений о лете. Задачи: • познакомить детей с новым произведением К. Д. Ушинского;.

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» (подготовительная к школе.

Конспект ОД по речевому развитию «Четыре желания» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по речевому.

Конспект совместной деятельности по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Пчёлки на разведках» Тема: Пересказ рассказа К. Д. Ушинского “Пчёлки на разведках”. Цель: Учить детей пересказывать текст. Задачи: •Активизировать словарь по.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Чужое яичко» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение сказки К. Д. Ушинского «Дети в роще» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию «Чтение и пересказ нанайской сказки «Айога»Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию «Чтение и пересказ нанайской сказки «Айога» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Липецкой области.

Конспект занятия по речевому развитию «Знакомство с рассказом К. Д. Ушинского «Четыре желания» в старшей группе Цель: Ознакомление дошкольников с рассказом К. Д. Ушинского «Четыре желания». Задачи: Образовательные: -формировать у детей умение раскрывать.

Лексико-грамматическое занятие «Четыре желания. Времена года» в старшей группе с ОВЗЛексико-грамматическое занятие «Четыре желания. Времена года» в старшей группе с ОВЗ .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД «Чтение и пересказ произведения К. Д. Ушинского «Четыре желания»
Опубликовано: 23 марта 2023 в 21:30
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД