Папки-передвижки

Психологическая готовность к обучению в школе у детей без речевых нарушений

Ольга Фёдорова
Психологическая готовность к обучению в школе у детей без речевых нарушений

В исследованиях Л. А. Венгера, Я. А. Коломенского, Е. Е. Кравцовой и многих других в структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:

1) Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов.

Публикация «Психологическая готовность к обучению в школе у детей без речевых нарушений» размещена в разделах

2) Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.

3) Эмоционально-волевая готовность считается сформированной если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия и принимать усилия к его реализации.

4) Личностная готовность, которая включает формирования у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции-положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определения уровня развития мотивационной сферы.

Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника. Она выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради, а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Авторы отмечают, что будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка к началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности. Чтобы ребенок успешно учился, он прежде всего должен стремиться к новой школьной жизни, к "серьезным" занятиям, "ответственным" поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положением со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л. И. Божович характеризует внутреннюю позицию как центральное личностное позиционирование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека занимающегося в общественном месте общественно-значимым и общественно - оцениваемым делом, осознается ребенком, как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву "стать взрослым и реально осуществлять его функции".

С того момента, как в сознании ребенка представления о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка связанных со школой, т. е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком, как его собственная потребность "Хочу в школу".

Наличие внутренней позиции школьника, обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольного игрового, индивидуально - непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом, особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.

Такая положительная направленность ребенка на школу, как на собственное учебное заведение - важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т. е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс. Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка поступающего в школу важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослым, как внеситуативно-личностное. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по теме урока, предварительно подняв руку.

Классно-урочная система обучения предполагает не только особое отношение ребенка с учителем но и специфические отношения с другими детьми.

В работе отмечается, что личностная готовность к школе включает также определенное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т. е. определенный уровень развития самосознанию. Приступая к к школьному обучению ребенок должен быть готов не только к усвоению знаний, но и к кардинальной перестройки всего образа жизни. Новая внутренняя позиция школьника возникает к 7 годам. В широком смысле ее можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, когда причастность к ним переживается ребенком как его собственная потребность. Это отношение к поступлению в школу и пребывание в ней к естественному и необходимому событию в жизни, когда ребенок не мыслит себя вне школы и понимает необходимость учения.

Он проявляет интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий, предпочитая уроки грамоты и счета занятиям дошкольного типа (рисованию, пению и пр.) Ребенок отказывается от характерных для дошкольного детства ориентацией в плане организации деятельности и поведения, когда предпочитает коллективные классные занятия - индивидуальному обучению дома, положительно относиться к дисциплине, предпочитает общественно-выработанный, традиционный для учебных заведений способ оценки достижений (отметка) другим видам поощрения (сладостям, подаркам). Он признает авторитет учителя.

Становление внутренней позиции школьника происходит в два этапа. На первом появляется положительное отношение к школе, но ориентация на содержательные моменты школьно-учебной деятельности отсутствует. Ребенок выделяет внешнюю, формальную сторону, он хочет пойти в школу, но при этом сохранить дошкольный образ жизни.

А на следующем этапе возникает ориентация на социальные, хотя и не собственно учебные аспекты деятельности. Полностью сформированная позиция школьника включает сочетание, ориентации и на социальные, на собственно-учебные моменты школьной жизни, хотя полного уровня достигают лишь немногие дети к 7 годам.

Таким образом внутренняя позиция школьника-это субъективное отражение объективной системы отношений ребенка с миром взрослых. Эти отношения характеризуют социальную ситуацию развития с ее внешней стороны. Внутренняя позиция представляет собой центральное психологическое новообразование кризиса 7 лет.

В личностной сфере для школьного обучения наиболее значимы произвольность поведения, соподчинение мотивов, сформированность элементов волевого действия и волевых качеств. Произвольность поведения проявляется в разных областях: в частности в умении выполнять указания взрослого и действовать по правилам школьной жизни. Произвольность поведения как раз и связана с превращением правил поведения во внутреннюю психологическую инстанцию (А. Н. Леонтьев)., когда она выполняется без контроля взрослого. Кроме того ребенок должен уметь ставить и достигать цель, преодолевая некоторые препятствия, инициативность, решительность, настойчивость, самостоятельность. Личностная готовность находит свое выражение в способности детей регулировать свои взаимоотношения с социальной средой, проявлять такие свойства, которые необходимы для овладения новыми видами деятельности, отношений со сверстниками, взрослыми, самим собой. Свое конкретное выражение личностная готовность находит в системе отношений к различным сторонам деятельности.

Важнейшими показателями личностной готовности являются :

1). Степень сформированности мотивов;

КРИТЕРИИ: - отношение к учебной деятельности (предпочтение другим видам деятельности, внутренняя позиция ученика и эмоциональность переживания новой деятельности (положительные - отрицательные)

2). Отношения к сверстникам и взрослым.

КРИТЕРИИ: - степень сформированности мотивов общения, умения строить взаимоотношения, способность подчиняться требованиям других и руководить другими, усваивать, реализовывать нравственные нормы взаимоотношений.

3). Отношение к себе

КРИТЕРИИ: - устойчивость, адекватность уровень притязаний как способность оценивать свои возможности и усилия, необходимые для получения результата.

Формирование личности в дошкольном возрасте неотделимо от общих закономерностей психического развития-этого сложного движения с качественными скачками, где переход на новый, более высокий уровень бывает сопряжен с возвратом к предыдущему периоду развития. Общий прогресс психического развития зачастую сопровождается частичным регрессом, а завоевание и достижения могут обнаружить себя как утраты. Наиболее ярко эти парадоксы развития проявляются в моменты кризисов. Это проходит довольно скоро, дети заметно взрослеют, в их поведении появляются новые черты, обнаруживаются более взрослые интересы. Определяя личностную готовность ребенка к школе необходимо выявить специфику развития произвольной сферы. Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований конкретных правил, задаваемых учителем при работе по образцу. Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели.

Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управляет своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными под влиянием ситуативных чувств и желаний.

Л. С. Выготский (7) считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил речевому общению со взрослым.

В генетическом плане Л. С. Выготский рассматривал волю, как стадию овладения собственными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом, усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для дошкольников не только средством общения, но и средством организации поведения.

В современных научных исследованиях понятие волевого действия трактуется в разных аспектах. Одни психологи первоначальным звеном полагают выбор решения и постановку задачи, другие ограничивают волевое действие его исполнительной частью. А. В. Запорожец считает наиболее существенным для психологии воли превращение известных социальных и прежде всего, моральных требований в определенные моральные мотивы и качества личности, определяющие ее поступки. На протяжении дошкольного детства усложняется характер волевой сферы личности и изменяется ее удельный вес в общей структуре поведения, что проявляется в возрастающем стремлении к преодолению трудностей. Развитие воли в этом возрасте тесно связано с изменением мотивов поведения, соподчинение им.

Появление определенной волевой направленности, выдвижения на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что руководствуясь в своем поведении этими мотивами, ребенок сознательно добивается постановленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию окружающей среды. Он постепенно овладевая умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия. В частности мотивам общественного характера - у него появляется уровень целенаправленности, типичный для дошкольника. Вместе с тем, несмотря на то что, в дошкольном возрасте появляются волевые действия, сфера их применения и их место в поведении ребенка остаются крайне ограниченными. Исследования, показывают, что только старший дошкольник способен к длительным волевым усилиям.

Обобщая результаты анализа психолого-педагогической литературы по данной теме можно определить, что под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимость и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения им школьной программы в условиях школьного обучения в коллективе сверстников, на основе сформированной личностной готовности, под которой понимается наличие развитой учебной мотивации, навыков общения и совместной деятельности. У ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная и волевая устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание успешной учебной деятельности. На основе вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в современной психолого-педагогической литературе существуют разнообразные подходы к пониманию проблемы личностной готовности к обучению в школе детей, и часто выводы различных направлений не схожи друг с другом.

Необходимо также отметить, что разработаны четкие представления о самих критериях, которые являются показателями личностной готовности к обучению в школе. Также анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить следующие компоненты личностной готовности к обучению в школе :

• наличие интереса к школе и положительного отношения к ней;

• наличие желания учиться;

• стремление занять позицию школьника;

• умение оценивать свои возможности, прежде всего в будущей;

• учебной деятельности, навыки и умения личностного общения.

Таким образом, мы придерживаемся определение понятия "личностная готовность к обучению в школе" предложенного Л. Божович:

"способность детей регулировать свои взаимоотношения с социальной средой, проявлять свойства необходимые для овладения новыми видами деятельности, отношений со сверстниками, взрослыми, самим собой. "

Обобщив имеющиеся исследования компонентами личностной готовности к обучению в школе являются :

• наличие интереса к школе и положительного отношения к ней;

• наличие желания учиться;

• стремление занять позицию школьника;

• умение оценивать свои возможности, прежде всего в будущей

• учебной деятельности, навыки и умения личностного общения.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 4 Н. В. Запорожец (1977г.) отметил, что готовность к обучению к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Заключительная часть О том, что начало обучения в школе – один из серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. На этот вопрос мы и попросили ответить родителей.

Консультация «Психологическая готовность детей к школе». Часть 5 Критерии готовности к школе. Критерии определяются как теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.

Консультация «Психологическая готовность ребенка к школе» К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность,.

Психологическая готовность детей к школьному обучению ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ВВЕДЕНИЕ Одной из основных проблем детского развития является проблема вхождения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая готовность к обучению в школе у детей без речевых нарушений
Опубликовано: 18 декабря 2022 в 17:12
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД