МААМ-картинки

Музыкально-тематическое занятие с элементами русского фольклора «Святки-колядки» в старшей группе (1 фото)

Ирина Слободчикова
Музыкально-тематическое занятие с элементами русского фольклора «Святки-колядки» в старшей группе

ТЕМА: «СВЯТКИ-КОЛЯДКИ»

Подготовила музыкальный руководитель МБДОУ №36 г. Ангарска Слободчикова Ирина Васильевна.

Продолжительность занятия: 25 минут

Группа: старшая 5-6 лет

Месяц: январь

Форма итогового мероприятия: колядование по группам детского сада

Тип занятия: тематическое с элементами театрализации

Используемые образовательные технологии:

• Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы

Публикация «Музыкально-тематическое занятие с элементами русского фольклора „Святки-колядки“ в старшей группе» размещена в разделах

• Коммуникативные игры

• Технология музыкального воздействия

• Технология воздействия театрализацией

• Технология познавательного воздействия

Тема: «Святки-Колядки»

Цель: Формирование познавательного интереса у детей к истории своего края, к обычаям старины, к народному фольклору.

Форма организации детей: групповая.

Задачи:

Образовательные:

Рассказать о праздниках, которые отмечают в период зимних святок;

Познакомить детей с обрядом колядования, рассказать, как весело люди проводили время в старину, называемое Святками

Формировать у детей любовь к Родине, к народным играм, к старине.

Воспитательные:

Воспитать общую культуру поведения и эстетическое восприятие нового музыкального материала;

Создать условия в игре для реальной самооценки воспитанников и реализации его как личности.

Воспитывать интерес к русским народным традициям, уважение к истории и культуре своего народа, народным играм.

Развивающие:

Развивать коммуникативные навыки при работе в группе;

Поощрять познавательный интерес;

Обогащать словарь детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями через колядки, развивать интонационную выразительность речи.

Развивать чувства ритма, музыкальный слух, слухо-двигательную координацию.

Метод – словесный, практический, игровой, наглядный.

Вид детской деятельности: коммуникативный, двигательный, игровой.

Активизация словаря: названия инструментов народного оркестра, звучащие жесты, Коляда, колядки, колядовать, ряженые.

Материалы и оборудование: музыкальные инструменты,иллюстрации, пианино, ширма в виде домика, костюмы медведя, козы, лисы, б. Яги, Деда и т. д., расписные платки, 2 мешка красного цвета, восьмиконечная звезда на палке.

Предварительная работа:

Рассказ о традиции колядования, разучивание колядок, рассматривание иллюстраций, чтение сказки Т. Кирюшатовой «Колядка»

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Приветствие

Звучит колядка «Где ходили, где гуляли, колядовщички» (аудио запись фольклорного ансамбля «Куртинка»). Дети заходят в зал и садятся на стульчики.

Муз. руководитель: Здравствуйте, красны девицы! Здравствуйте, красны молодцы!

Дети: Здравствуйте!

Муз. Рук: Вижу, не привычны вы к такому обращению. Да только сегодня день такой, что отправимся мы с вами во времена прошлые, в старину глубокую. И расскажу я вам, как в те годы далекие встречали праздник радостный «Зимние святки», и в старинных забавах поучаствуете.

2. Вводная часть:

Муз. рук: А теперь слушайте загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила,

И на санках прокатила!

Дети: Зима!

В народном календаре зима – самое «богатое» праздниками время года. Недаром в народе говорят: «Зима на мороз, а мужик за праздники». Ребята, мы сегодня с вами сыграем в очень интересную игру «Верите ли вы. ?». Вы когда-нибудь играли в такую игру? Правила игры простые: я вам задаю вопрос, а вы по моей команде должны похлопать в ладоши «Верю», если вы считаете, моё утверждение верным. И «не верю» потопать, если оно ошибочное. Но, перед тем, как сыграть в эту игру, мы с вами должны узнать, что же за такой праздник «Зимние святки»?

С 7 по 18 января люди гуляли, ходили в гости, поздравляли и угощали друг друга, веселились, потешали народ колядками. Это время называлось Святками. Святки – это праздник бога – Коляды. Коляда – это имя зимнего солнца. Говорят, с этого праздника будто бы солнце наряжается и в теплые страны едет.

Муз. рук. : Итак, первый вопрос в игре вот такой:

1. Верите ли вы, что в Святки люди могли переодеться в козу, медведя или быка. Намазать себе лицо чёрной сажей, и очень громко шуметь?

Дети отвечают…Кто-то хлопает, кто -то топает.

Муз. рук: И действительно, в Святки люди могли «ряди ться» - т. е. переодеваться. У русского народа – молодежь и дети наряжались в вывороченные наизнанку тулупы. Прикрыв лица смешными и страшными масками козы, медведя, быка, барана, Бабы Яги.

Считалось, что именно в этой время (от Рождества до Крещения, которое мы называем святками) солнце поворачивается от зимы к весне. Зима – это что-то старое, а весна – новое. Т. е. именно в эту границу и происходил беспорядок, когда людям разрешалось так громко шуметь. А таких людей (которые переоделись) – называли ряжеными.

Муз. рук: А теперь второй вопрос - верите ли вы, что в святки детям и молодёжи строго запрещалось выходить на улицу и особенно петь песни? (все дети должны были сидеть дома и молчать).

Дети топают (Не верю)

Муз. рук: Конечно же, нет! Наоборот, именно в святки ходили друг другу в гости и пели такие песни, которые назывались «колядками». Собиралась группа детей, которые подходили к дому (или заходили в дом) и пели праздничные колядки для всей семьи. В колядках они славили (восхваляли, величали) хозяина дома, а потом требовали вознаграждение за свои песни. Им давали сладости. Считалось, если не дать детям угощение. То случится беда.

3. Муз. рук: А теперь третий вопрос: Верите ли вы, что раньше в святки молодёжи строго запрещалось гадать?

Дети хлопают (верю)

Муз. рук: Ребята, раньше в Святки молодежи разрешалось гадать. Девушки гадали, кто будет её будущим женихом, а молодые люди будут ли они жить богато или бедно. Гадания были самые разные. Гадали обычно по вечерам, когда собирались на посиделки, от гадания в эти волшебные и таинственные дни мало кто удерживается.

3. Основная часть:

Муз. рук : Святки - самый длинный из праздников,

Любит он шалунов и проказников!

Можно шумно веселиться,

Забавляться и резвиться,

Можно в костюмы зверей нарядиться,

В гостях у соседей в них появиться.

От Рождества и до Крещенья,

Разрешено колядовать,

И различные угощенья

Получать и раздавать!

А хотите поучаствовать в колядках? Но для начала нам нужно нарядиться и обязательно выбрать….Вспомним сказку «Колядка». Кто обязательно должен быть среди ряженных?

Дети отвечают: Звездарь

Муз. рук: Верно, звездарь – самый главный колядующий, он несет восьмиконечную звезду и звонко и задорно петь колядки. А кто еще должен быть?

Дети: Звонарь.

Муз. рук: Он несет колокольчики и оповещает всех вокруг, чтобы встречали колядующих. А кто самый сильный, носит мешок с подарками и конфетами?

Дети: Мехоноша!

Муз. рук: Правильно, молодцы, ребятишки! Мехоноша носит мешок с угощениями. Пойдемте наряжаться!

Дети вместе с музык. руководителем подбирают костюмы (шапочки и маски медведя, козы, лисы, деда, бабы Яги и другие)

Муз. рук: Вот мы и готовы, Рождественскую звезду, звоночки и мешок для угощений в руки взяли, пойдём петь да угощенья собирать. Вот послушайте «Рождественскую колядку:

Эй, хозяева, вставайте! Шире двери открывайте! На пороге Коляда Веселиться всем пора!

А теперь споем колядку, которую вы выучили недавно:

Дети поют: Коляда, коляда

Отворяйте ворота,

Доставайте сундучки,

Подавайте пятачки.

Хоть рубь,

Хоть пятак,

Не уйдём из дома так!

Звонари звените громче! Дети и муз. рук. подходят к домику -ширме. Из дома выходит хозяйка (переодетый воспитатель)

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Гости дорогие, гости званые!

Муз. рук: Хозяюшка! Можно поколядовать? Будешь наших деток угощать?

Хозяйка: А за что вас угощать?

Не играли и не пели,

Угощения захотели

Погодите же, постойте

Попляшите и попойте!

Дети исполняют колядку.

Сею, вею, повиваем

С Новым годом поздравляем!

Ну-ка, добрая хозяйка!

Нам конфеток подавай-ка!

Счастье, радость в дом несем!

Шоколадки ещё ждем!

Говорком: Будет день и пища будет,

Коляда вас не забудет!

Хозяйка: Спасибо! Уважили! (угощает конфетами)

Муз. рук: делает знак девочке, переодетой в козу, коза падает….дрыгает ножками.

Хозяйка: Ой,ой, что это с козой? Заболела?

Муз. рук: Мы сейчас ее спросим…Наклоняется к козе, поднимает ее.

Еще коза просит подать!

Коза запевает с Муз. рук.

Уж я сяду на порог

Дай лепешку, дай пирог!

Дети:Чтобы курочки водились!

Чтобы свинки поросились!

Чтоб коровушки телились!

Чтоб кобылки жеребились!

Чтобы счастье и веселье

Было в доме круглый год!

Чтоб гостей невпроворот!

Хозяйка хвалит детей и снова угощает.

Обращается к козочке: Довольна козочка?

Коза отвечает…

Муз. рук: А теперь детвора, поиграть пришла пора!

Русская народная игра «Шел козел по лесу»

Цель игры: снятие усталости, создание хорошего настроения.

Текст и правила игры:

Выбирают одного ведущего — «козла».

Шёл козел по лесу,

По лесу, по лесу,

«Козел» проходит мимо сидящих детей, показывая указательными пальцами «рога».

Нашёл себе принцессу,

Принцессу нашёл.

Приглашает поклоном выбранную девочку.

«Козел» вместе с «принцессой» выходят на середину зала и поворачиваются лицом друг к другу.

— Давай с тобой попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем

Прыгают на двух ногах.

И ножками подрыгаем,

Подрыгаем, подрыгаем,

Продолжают прыгать, поднимая то одну, то другую ногу в сторону.

Ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем

Стоя па месте, хлопают в ладоши.

И ножками потопаем,

Потопаем, потопаем,

Топают ногами, высоко поднимая колени.

Хвостиком помашем,

Помашем, помашем,

Выполняют движения бедрами — «машут хвостиками».

Ну а потом попляшем,

Попляшем, попляшем мы!

Кружатся поскоками.

Игра продолжается, но уже два «козла» идут искать «принцесс», затем — четыре, восемь и т. д.

Муз. рук: Без гаданья, что за святки?

Погадаем –ка ребятки!

Лишь раз в году, и только в январе

Разрешено гаданье детворе!

У меня в руках «волшебный мешочек».

Что вытянули, то и сбудется! А что сбудется, не минуется!

Муз. рук. подносит "Волшебный мешочек" хозяйке и ребятам, озвучивает, что означает тот или инойпредмет (в мешочек можно положить конфету - весь год ждет сладкая жизнь • монету - в новом году будет много денег • смайлик - год будет хорошем веселым, ждет много праздников • украшение - в этом году будет много подарков • пиратские предметы - год будет полон приключений)

ПОМНИМ о том, что во время святочных гаданий вместе с детьми во всех предсказаниях нужно искать только положительный смысл.

4. Заключительная часть. Рефлексия.

Муз. рук обращается к ребятам: Заканчивается наше занятие. Вам понравилось колядовать? Ответы детей.

Будьте же здоровы и счастливы, дорогие ребята! Дай вам Бог всего самого светлого и прекрасного! Наслаждайтесь праздниками и берегите друг друга!

Дети под народную мелодию уходят из зала. В группе пьют чай с угощениями и переодеваются.

5. Итог.

В группе дети договариваются, когда и в какие группы пойдут колядовать по группам детского сада.

Музыкально-тематическое занятие с элементами русского фольклора «Святки-колядки» в старшей группе

Использованная литература:

1. Гилярова Н. Н. Хрестоматия по народному творчеству. – М., Родник, 1996. [Ч. 1]: 1–2 год обучения. 60 с. ;

2. Золотая веточка: Детский фольклор Архангельской области: Книга для родителей и воспитателей / Сост. Е. Якубовская. – Вып. 1 – М., 1997. 124 с. ;

3. Народное музыкальное творчество: Учебник / отв. ред. О. А. Пашина. СПб., 2005. 568 с. ;

4. Развивающие игры, сказки, забавы для дошкольников: методическое пособие / Е. И. Якубовская, Н. В. Еремина, Л. Н. Иванищенко; Под общей ред. Е. И. Якубовской. – СПб. : 2015. – 276 с.

5. Г. Науменко Русское народное детское музыкальное творчество. Москва «Советский композитор» 1988.190 с.

Публикации по теме:

Игра «Святки — колядки» в средней группеИгра «Святки — колядки» в средней группе Цель: познакомить детей с песенными музыкальными особенностями русского народа. Задачи: 1. Пробудить в детях интерес к русским народным.

Видео и фотоотчет о развлечении по мотивам русского фольклора «К нам гости пришли» в средней группеВидео и фотоотчет о развлечении по мотивам русского фольклора «К нам гости пришли» в средней группе Развлечение "К нам гости пришли" Приобщая детей к народным традициям посредством русского фольклора, мы выучили хоровод «К нам гости пришли».

Фотоотчет «К нам на Святки пришли колядки»Фотоотчет «К нам на Святки пришли колядки» "К нам на Святки пришли, колядки" Развлечение для старших дошкольников Дети заходят в зал садятся на места. Ведущий: Здравствуйте, детушки.

Фотоотчет «Рябиновые мотивы» Музыкально-тематическое занятие в подготовительной группеФотоотчет «Рябиновые мотивы» Музыкально-тематическое занятие в подготовительной группе Приобщение детей к миру народной культуры через музыкальный фольклор, прививать любовь к родному краю, природе, одна из приоритетных задач.

Фотоотчет «Святки-колядки»Фотоотчет «Святки-колядки» 11 января в нашем детском саду "Забавушка" прошли Святки-Колядки. Творческая группа узких специалистов подготовила театрализованное представление.

Фотоотчет «Святки-колядки» в подготовительной группеФотоотчет «Святки-колядки» в подготовительной группе Дни после Рождества до Крещения, называются святками, то есть святыми днями. Поэтому в это время необходимо совершить как можно больше.

Фотоотчет «Колядки на Святки для детей и взрослых»Фотоотчет «Колядки на Святки для детей и взрослых» Праздник Новый год, которого мы так долго ждали, закончился, но настала череда других праздников - народных. Как говорили на Руси в старину,.

Сценарий осеннего праздника «Золотая осень» с элементами русского фольклора Зал оформлен в виде деревенского двора. Возле домика сидит хозяйка. Она в русском народном костюме, веселая, приветливая. По полу разбросаны.

Сценарий праздника в старшей группе «Святки-колядки»Сценарий праздника в старшей группе «Святки-колядки» Сценарий праздника в старшей группе «Святки-колядки»Цель: Приобщение детей к истокам русской национальной культуры. Задачи: - познакомить.

Сценарий развлечения в старшей группе «Колядки на Зимние Святки»Сценарий развлечения в старшей группе «Колядки на Зимние Святки» Развлечение в старшей группе «Колядки на Зимние Святки» Цель: Расширять представления о традициях и обычаях русского народа, познакомить.

Библиотека изображений:

Публикация Музыкально-тематическое занятие с элементами русского фольклора «Святки-колядки» в старшей группе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Слободчикова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Музыкально-тематическое занятие с элементами русского фольклора «Святки-колядки» в старшей группе
Опубликовано: 8 декабря 2021 в 16:33
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД