Папки-передвижки

Интерактивные формы работы по формированию ценностей здорового образа жизни в дошкольном возрасте

Ольга Кислицына
Интерактивные формы работы по формированию ценностей здорового образа жизни в дошкольном возрасте

«Я не боюсь еще и еще раз повторить:

забота о здоровье ребенка –

это важнейший труд воспитания».

В. А. Сухомлинский.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка и означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Отсюда, интерактивные формы взаимодействия – это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие с двухсторонним обменом информации.

Публикация «Интерактивные формы работы по формированию ценностей здорового образа жизни в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Дошкольный возраст является важным и ответственным периодом, т. к. происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей этого возраста привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья. Это одна из приоритетных задач, которая стоит перед родителями и педагогами. Именно в это время нужно начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников. Поэтому задача родителей и педагогов – воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанности его беречь. И начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников необходимо, как можно раньше. В дошкольный период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма. Очень важно в это время заложить детям определенную базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, сформировать потребность регулярных и систематических занятий физической культурой и спортом. Так как под здоровым образом жизни понимается активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья, то к этой активности следует отнести такие компоненты как правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма и сохранение стабильного психо-эмоционального состояния. Именно эти компоненты должны быть заложены в основу фундамента здорового образа жизни дошкольника. Дошкольный возраст по утверждению специалистов относится к решающим в создании фундамента психического и физического здоровья ребенка. Как раз до семи лет происходит наиболее интенсивное становление детского организма. В это же самое время активно формируется характер, привычки, закладываются жизненные приоритеты личности. Именно поэтому весьма и весьма важно в эти годы, активно прививать детям основные знания, умения и навыки здорового образа жизни дошкольников.

В современном воспитательном процессе приоритетным направлением в воспитании детей дошкольного возраста является повышение уровня здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни, а также воспитание потребности в регулярных занятиях и получении новых знаний. Стало быть, перед взрослыми, педагогами и, в первую очередь, родителями становятся основные задачи по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников :

-формировать у дошкольников осознанное отношение к своему здоровью и привычки, полезные для здоровья, эстетические чувства от вида здорового человека, здоровой среды и упражнений в здоровом образе жизни при активной поддержке семьи;

-способствовать развитию речи воспитанников путем обогащения словаря через работу по темам о здоровом образе жизни;

-развивать физические качества (уверенность, настойчивость, волю) и формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников, обеспечивая психо-эмоциональное благополучие каждого ребенка, повышая его сенсорную чувствительность, развивая мелкую моторику пальцев рук и познавательные психические процессы.

Исходя из этого основным направлением по укреплению здоровья детей дошкольного возраста, является формирование у дошкольников представлений о здоровье, как об одной из фундаментальных ценностей жизни. Воспитатели в детском саду, родители дома должны постоянно учить ребенка правильному поведению в различных жизненных обстоятельствах, в этот период ребенок должен четко усвоить, что такое хорошо и полезно, а что такое вредно и плохо.

Необходимо постоянно прививать малышу правильное отношение к своему здоровью и ответственности за него. Это направление в воспитании дошкольника должно решаться созданием целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Особо пристальное внимание в нашей группе мы уделяем таким составляющим здорового образа жизни дошкольников :

-соблюдение режима дня, активности и сна;

-двигательная активность, прогулки, подвижные игры на свежем воздухе;

-правильное, здоровое питание;

-соблюдение правил гигиены;

-закаливание, формирование способности организма противостоять неблагоприятным природным факторам.

Для их реализации ежедневно в нашей группе проводятся разные интерактивные формы работы по формированию ценностей здорового образа жизни у детей :

-утренняя гимнастика, культура гигиены;

- подвижные и спортивные игры, игровые упражнения в течение дня;

-физкультурные занятия в спортивном зале и на воздухе;

-закаливание методом криомассажа стоп, оздоровительные прогулки;

-бодрящая гимнастика после сна, хождение босиком;

-физкультминутки на занятиях, «минутки шалости» проводятся в момент появления признаков утомляемости детей;

-точечный массаж по Уманской, гимнастика для глаз, пальчиковые игры;

-воздушные ванны наиболее доступное средство закаливания в любое время года;

-совместные беседы, викторины, музыкотерапия;

-просмотр мультфильмов, чтение и обсуждение произведений художественной литературы;

-организация активного отдыха, дней здоровья, спортивных праздников и развлечений.

Именно такие мероприятия являются наиболее интересными для детей и в этом процессе продуктивней формировать правильное отношение к здоровому образу жизни у дошкольников.

В детском саду с учетом научной методики и внедрения современных технологий разработан рациональный режим дня, в равной степени стабильный и одновременно гибкий для детей с учетом возраста и особенностей. Это создает условие для своевременного и правильного физического воспитания и дает возможность для полноценного психического развития детей. Способствуем развитию основных двигательных качеств, поддерживаем в течение всего дня работоспособность на высоком уровне, учитываем чередование активных и спокойных игр, сохранение разумного баланса между двигательной активностью и отдыхом.

Большое внимание уделено организации физкультурно-оздоровительной работы на воздухе. В теплый период года предпочтение отдается элементам игры в бадминтон, футбол, баскетбол, подвижным играм, катанию на велосипеде, самокатах. Зимой дети катаются на санках, лыжах, осваивают скольжение по ледяным дорожкам, с горки, играют в хоккей.

Для совершенствования навыков, полученных на занятиях, в группе создан физкультурный уголок с разнообразным оборудованием. В то же время мы постоянно обеспечиваем своевременную смену видов деятельности и не допускаем переутомления детей, обеспечивая их высокий уровень двигательной активности в течение дня. На занятиях используем физкультминутки, динамические паузы, детям нравятся эмоциональные разминки, мы их называем «минутки шалости» они способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий, игр.

Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Мелодия действует особенно эффективно для гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка и, соответственно, используется в течение всего дня. В ходе физкультурно-оздоровительной работы, а именно физкультурных минуток, минуток здоровья, двигательных разрядок, элементов релаксации и т. п., закладываются физические, психические и нравственные качества детей, воспитываются самостоятельность и творчество. Ежедневно в своей работе с детьми в свободное время, на прогулках, на занятиях в утренний отрезок времени, используем такую форму, как пальчиковые игры, что является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Массаж для глаз, гимнастика для глаз проводятся на занятиях, помогают детям снять усталость, напряжение.

Особое внимание в режиме дня уделяем закаливанию. Как известно, оно способствует укреплению здоровья и снижению заболеваемости, созданию условий и привычек здорового образа жизни. Технология закаливания и оздоровления детей методом криомассажа стоп является высокоэффективной, существенно улучшает физическое и нервно-психическое развитие, способствует снижению заболеваемости детей. Закаливание осуществляется при соблюдении необходимых гигиенических условий и требований:

-соблюдение принципа постепенности и систематичности;

-соответствующая температура в помещении;

-индивидуальный криопакет для каждого ребенка;

-ребенок должен быть здоров, и находиться в комфортном состоянии.

При организации закаливания необходимо видеть и чувствовать каждого ребенка, создавать психологический благоприятный микроклимат.

После сна дети под руководством воспитателей и наблюдению медицинских работников по специально разработанному комплексу упражнений выполняют бодрящую гимнастику и точечный массаж по Уманской.

В группе созданы условия для психологического комфорта и благоприятного полноценного развития психических процессов. Предметно-развивающая среда, целесообразная расстановка мебели, обеспечивают свободу и активность детям, максимально удовлетворяют их потребности.

Все это оказывает большую роль в формировании у детей потребности в здоровом образе жизни, в умении управлять своим поведением и эмоциями.

Уделяем особое внимание культурно-гигиеническим навыкам: формируем привычки правильного умывания, вытирания, ухаживания за полостью рта, пользования носовым платком, правильного поведения при кашле и чихании. С удовольствием дети пьют соки, фиточай, лимонные напитки, проводят полоскание горла отваром трав, после еды обеспечиваем уход за полостью рта, соблюдается режим проветривания.

Кроме занятий по физкультуре с детьми проводятся занятия по валеологии. Мы даем детям знания о строении собственного тела, назначении органов, что полезно и вредно для организма, прививаем навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи.

Важным закаливающим средством также являются прогулки. Они проходят с оптимальным двигательным режимом, с обязательным использованием разного рода подвижных игр и упражнений.

В целях сотрудничества с родителями по формированию ценностей здорового образа жизни у детей, нами разработана система мероприятий : родительские собрания, беседы с целью выявления знаний и умений в области здорового образа жизни, консультации о правильной организации питания и двигательной активности, выполнении режима дня в выходные и праздничные дни, праздники здоровья, спортивные мероприятия, конкурсы, дни открытых дверей, творческие гостиные и др.

Только здоровый ребенок может усваивать программный материал, справляться с заданиями, быть активным, жизнерадостным, работоспособным. Таким образом, основная цель работы педагогов – это научить детей заботиться о своем здоровье, дать элементарные знания о том, как его сохранить, укрепить и сформировать практические навыки здорового образа жизни.

Применение комплексной воспитательно-оздоровительной работы дает возможность успешно решать задачи по формированию, укреплению и сохранению здоровья детей.

Публикации по теме:

Образовательная среда по формированию здорового образа жизниОбразовательная среда по формированию здорового образа жизни В этом учебном году наш педагогический коллектив поставил перед собой ряд задач. Одна из них : "Формировать навыки здорового образа жизни.

Фотоотчет о реализации проекта по формированию у детей здорового образа жизни «Быть здоровыми хотим»Фотоотчет о реализации проекта по формированию у детей здорового образа жизни «Быть здоровыми хотим» Воспитатель: Назарова Т. А. ТИП ПРОЕКТА: информационно-познавательный ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: октябрь -май УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитатели.

Конспект оздоровительного занятия по формированию здорового образа жизни во второй младшей группе «Маша — Растеряша» Цели:Формировать представление детей о глазах человека,о том,как за ними ухаживать и беречь. Формировать у детей живой интерес к театрализованной.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 1 часть Для детей. • Формировать предпосылки здорового образа жизни. • Продолжать развивать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки. •.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 2 частьПерспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 2 часть Полезные продукты. Задачи. Уточнить знания детей о полезных продуктах, рассказать о пользе фруктов и овощей для здоровья человека. Закрепить.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 3 часть Чтобы зубки не болели. Задачи. Дать элементарные знания о строении зубов и о профилактике их заболеваний. Научить детей заботиться о своих.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 4 часть Вот, Я какой. Задачи. Различать и называть части тела. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу. Дидактические.

Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во 2 младшей группе. 5 часть Здоровье в движении. Задачи. Расширять представление детей о том, что здоровье человека зависит от его движений. Поддерживать интерес к.

План тематической недели «Энциклопедия Здоровья» по формированию основ здорового образа жизни в старшей возрастной группе Пояснительная записка: «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте». В. А. Сухомлинский.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Библиотека изображений:

Публикация Интерактивные формы работы по формированию ценностей здорового образа жизни в дошкольном возрасте (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Кислицына на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Интерактивные формы работы по формированию ценностей здорового образа жизни в дошкольном возрасте
Опубликовано: 16 марта 2020 в 22:09
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД