МААМ-картинки

Методическая разработка «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста»

Охотникова Татьяна
Методическая разработка «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста»

Методическая разработка

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники аппликации.

«ПАВЛИН»

Охотникова Татьяна Викторовна

Воспитатель МАДОУ № 31 «Аистенок» г. Южно-Сахалинска

г. Южно-Сахалинск, 2017

Содержание

1. Введение….3

2. Глава 1

1.1Использование нетрадиционных материалов и нетрадиционных техник аппликации. …. 6 1.2 Работа с природными материалами…. 8

1.3 Выводы по главе…10

3. Глава 2

Публикация «Методическая разработка „Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

2.1. Как это было…. 11

2.2. Выводы по главе…. 12

4. Заключение….13

5. Список использованной литературы….15

ПРИЛОЖЕНИЕ…. 16

Введение

Дополнительная образовательная разработка имеет художественную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Федеральный государственный стандарт нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, развитие любознательности, мотивацию в достижении успеха. Данная разработка составлена с учетом современных требований ФГОС и рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность программы

В настоящее время, в век компьютерных технологий и гаджетов, разностороннее развитие ребенка является очень важным аспектом становления будущего поколения.

Развитие творческих способностей ребенка, его интеллектуальных качеств посредствам работы с природными материалами остается на сегодняшний день одним из важных инструментов. Природный материал применяется, как и в объемных поделках, так и в аппликации. Аппликации в детском саду являются одним из самых эффективных способов развития способностей ребенка. Слово «аппликация» в переводе с латыни обозначает прикладывание. В искусстве под аппликацией подразумевают художественное произведение, выполненное с помощью наклеивания или пришивания к листу бумаги или ткани рисунка или узора. Сам рисунок или узор может быть сделан из различных материалов. В качестве такого материала можно выбрать бумагу, ткань, солому, различные семена, сухие листья деревьев, пластилин, крупы, тесто, ракушки и др. Психологи считают, что работа головного мозга ребенка очень тесно связана с движением пальцев и ладоней рук, так как на них находится огромное количество нервных окончаний. Чем больше ребенок работает пальчиками, тем активнее он стимулирует головные полушария, тем лучше развивается его речь, память, мышление. Тем быстрее развивается и сам ребенок. Недаром педагоги говорят, что таланты ребенка находятся на кончиках его пальцев. Поэтому пальчики ребенка, начиная с самого его раннего детства, должны быть постоянно заняты: сгибать и разгибать, хлопать в ладоши, растирать ладони или пальцы.

Занятия аппликацией имеет большое значение для развития ребенка :

-для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов, различных величинах, многообразии материалов и оттенков цветов;

-для речевого развития детей : усвоение и название материалов, цветов и их оттенков, при сборе материалов для работы, при обследовании предметов и при создании самой работы;

-для нравственного воспитания: в процессе работы над аппликацией сочетается умственная и физическая активность. Для создания работы необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями;

-для эстетического воспитания: в процессе работы над аппликацией создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства.

Так же аппликация содержит большие возможности для развития фантазии, воображения, творческих способностей детей, развивают ручные умения, чувство формы, цветоощущения. Аппликация активизирует сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие.

Педагогическая целесообразность программы определяется учетом возрастных особенностей детей, разным уровнем возможностей каждого ребенка. Также широкими возможностями развития мышления, моторики руки, пространственного ориентирования и эстетического вкуса. Воспитательные и обучающие задачи решаются в процессе творческой работы совместно. Одним из главных условий достижения успеха в реализации данной программы является личностно-ориентированный подход к ребенку и его возможностям.

Цель работы: создание условий и формирование развития творческих способностей детей дошкольного возраста по средствам освоения искусства работы с нетрадиционными техниками аппликации.

Задачи

Образовательные:

-познакомить дошкольников с нетрадиционными техниками аппликации;

-научить правилам безопасности работы с различными материалами и инструментами (клеевой пистолет)

-обогащать знания детей о природе родного края, строении и жизни птиц.

-формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы.

-развивать познавательную активность детей.

Развивающие :

- развивать умение составлять предмет из нескольких частей.

-развивать самостоятельность, инициативность и творческий подход.

-развивать фантазию, творческое мышление и воображение.

Воспитательные:

-воспитывать у детей художественный вкус

-развивать эстетическое мировоззрение

-воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес к занятиям

-воспитывать зрительную культуру.

Глава 1.

1.1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК АППЛИКАЦИИ

В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно:

1. Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.

2. Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.

3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги; вырезывание разными приемами, обрывание, плетение, а так же техникой прикрепления их к основе.

4. Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.

Но все чаще появляются педагоги, которые проявляют интерес к нетрадиционным материалам и техникам работы с ними. Понятие нетрадиционный материал является условным педагогическим термином, т. е. для каждого определенного времени те или иные материалы считались необычными. Под термином «нетрадиционные» подразумеваются такие материалы, которые можно заменить в работе обычно используемые на занятиях по ручному труду. Существует классификация нетрадиционных материалов. Его классифицируют по следующим категориям:

1. Бумага и картон:

-техническая бумага (наждачная)

-картон

а) упаковочный тарный;

б) упаковочный кондитерский

2. Природные материалы:

-растительного происхождения (пух растений, семена, сухие листья и цветы, орехи и так далее)

-минерального происхождения (камни, глина, песок, ракушки)

-животного происхождения (перо, мех, кожа, скорлупа)

3. Бросовые материалы:

-металл (проволока, жестяные банки, тюбики из-под крема)

-картон (коробки, стаканчики, упаковки)

-дерево (опилки, стружка, шпон)

-пластмасса (трубочки от фломастеров, стержней, изоляция от телефонных проводов, пластиковые упаковки с ячейками от конфет, пенопласт)

4. Волокнистые материалы:

-натуральные (вата, марля, шпагат, нитки)

-синтетические (синтепон, поролон)

Завершенной классификации нет, так как она может пополняться в зависимости от современных условий и воображения исполнителя. Все эти материалы можно и нужно включать в работу по ручному труду и пополнять классификацию новыми материалами, так как они помогут разнообразить творческое воображение детей.

Накладной аппликацией можно украсить все что угодно, от кухонной салфетки до верхней одежды или до декоративного оформления интерьера, как в нашем случае. В классическом случае, как правило, это накладывание одной ткани на другую ткань-основу. В нетрадиционной аппликации используется любой другой материал. В нашем случае это ракушки. При такой технике образ получается путем накладывания (наклеивания) множества различных форм друг на друга. Они могут быть различными по величине и образу, а могут быть и одинаковыми. И при накладывании (наклеивании при помощи клеевого пистолета в нашем случае) друг на друга создается либо образ, либо полностью сюжет. В качестве основы для накладной аппликации могут служить опять же различные материалы.

1.2 РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Работа с природными материалами заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Изготовление первых игрушек, поделок из природного материала -труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того, чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать в них фантазию, добрые чувства. А с овладением навыками придет и ловкость в работе. Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из природного материала, то можно заметить, что вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способ изготовления. Затем, после усвоения этого процесса, задания усложняются: дети выполняют работу по рисунку или фотографии. Далее, без предварительного анализа, дети изготавливают поделку по заданию или по собственному замыслу. Труд по изготовлению поделок из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать поделку: ее изготовление требует определенных трудовых усилий. Иногда не удается сразу добиться результата; под руководством воспитателя ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить все до конца.

1.3 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

Развитие детского творчества является важнейшей актуальной проблемой нынешней педагогики и ставит перед системой образования главную задачу - воспитание у растущего поколения творческого восприятия окружающей среды, а также активности и самостоятельности мышления, которые способствуют достижению положительных перемен в обществе и государстве. Жизнь в современном информационном обществе сопровождается быстрым устареванием и обновлением знания, быстрым увеличением его объемов, что требует от сегодняшних дошкольников, завтрашних взрослых членов общества такие качества как: пытливость, смекалку, воображение и фантазию, инициативу, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и правильно принимать решения, т. е. те качества, которые наиболее ярко отражаются в детском творчестве. Создание творческой личности является одной из важнейших задач педагогической теории и практики на данный момент времени.

Глава 2

2.1 КАК ЭТО БЫЛО

Итак, как это было. Как зародилась идея создать такую работу и именно из этого материала. Сначала была обычная работа в летнее время. Во время июньских холодных дождей, чтобы занять как можно больше детского времени полезной и развивающей работой, мы начали участвовать во всевозможных международных творческих конкурсах. В чем, кстати, преуспели. И так увлеклись ручным творчеством, что не заметили, как прошли холода и пригрело солнышко. Вся наша совместная с детьми и родителями работа проходила в три этапа:

1. Организационный

С приходом тепла у детей появилась возможность часто выезжать на побережье нашего чудного острова. Вот тут-то и был объявлен конкурс «На самую интересную и необычную ракушку.» И как-то плавно организационный этап перешел еще и в исследовательский. Нужно было ни только принести ракушку в детский сад, но и рассказать где, когда и при каких обстоятельствах она была найдена. Так мы узнали, что наш дорогой остров Сахалин омывается Охотским и Японским морями. От материка отделен Татарским проливом. А еще что зимой в самом узком месте Невельского пролива замерзает вода и по льду можно дойти пешком до материка, ведь расстояние там всего 7,3 километра. А если в ясную летнюю ночь смотреть в сторону нашего соседа Японии с самой южной точки острова, то можно увидеть огни на другом берегу пролива Лаперуза. Вот так много с помощью наших родителей узнали дети и поделились со своими сверстниками яркими историями. Ну и конечно же ракушки…Мы рассматривали их, перекладывали, сравнивали, составляли цветы, животных, придумывали сюжеты и сказки. Вот тут-то сам собой и начался следующий этап.

2. Мотивационный

Проходил он через беседы о том, какие прекрасные вещи можно сделать своими руками при помощи природного материала. А так как идей было множество, то опять был объявлен конкурс поделок из природного материала, В одной из бесед было предложение сделать из ракушек, которые мы собирали летом, павлина. Идея была предложена хозяйкой действительно необычной ракушки. Мы использовали ее при изготовлении туловища. А дальше включилось воображение. Самое замечательное, что идеи сыпались именно от детей, Мне приходилось только корректировать и систематизировать их идеи воедино.

2. Практический

Основу для аппликации я сделала сама, так как она довольно объемная. Это лист фанеры размером 40 на 50 см. Он был выпилен при помощи лобзика (что детям этого возраста недоступно, обработан наждачной бумагой и покрашен интерьерной краской по дереву. Далее вместе с группой детей мы сформировали примерную фигурку птицы. Как только нас устроило изображение, при помощи клеевого пистолета посадили ракушки на клей. Предварительно мною были оговорены правила безопасного поведения при работе с клеевым пистолетом. Работали по очереди, выполняя каждый свой объем работы. Когда все ракушки-детали заняли свои места, перешли к следующему этапу практики. Это излюбленное дело каждого члена нашей рабочей группы: раскрашивание нашего дорогого и уже обожаемого павлина. Вот тут можно было поработать уже и вместе. И как в старые добрые времена, во время раскрашивания каждый поделился информацией о жизни и месте обитания павлина. Это было еще одно домашнее задание. И в завершении работы мы подарили нашему павлину красивое обрамление в виде багета. Мы очень надеемся, что вы оцените наш труд и желание сотворить нечто прекрасное. А еще что вы полюбите нашего павлина, как полюбили его мы.

2.2 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

Во время работы мы достигли целей и задач, которые ставили перед собой:

- обогатили свои знания о природе и географическом положении родного края.

- научились видеть прекрасные образы в природном материале, развивали фантазию, самостоятельность и инициативность.

- учились правильно и гармонично выстраивать композицию в аппликации, творить своими руками при помощи клеевого пистолета и красок.

- научились любить и гордиться своей работой, своим умением, трудолюбием.

Каждый взрослый человек, у которого есть самая драгоценная жемчужина на свете - ребенок, мечтает видеть его талантливым, умным, удачливым, а самое главное счастливым! Счастье многогранно и многолико, но невозможно быть счастливым, потеряв чувство цвета, стремление к созиданию, гармонии, желанию творить прекрасное. Приобщение ребенка к прекрасному через работу с аппликацией и природным материалам является простым и доступным всем способом.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства. Наступил век нанотехнологий и информатизации. Обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми по изобразительной деятельности с применением способов нетрадиционных видов аппликации. Это привлекает своей простатой, доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Нетрадиционная аппликация играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, развивает фантазию, воображение, мелкую моторику рук.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с ракушкой и другими нетрадиционными материалами дает им возможность проявить терпение, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям.

2.1. Материально-техническое обеспечение программы

Место для образовательной деятельности должно быть оборудовано: мебелью по количеству и росту детей, магнитной доской, местом для демонстрации готовых работ, компьютером и мультимедийным проектором.

Необходимые инструменты и приспособления:

1. Клеевой пистолет, клеевые палочки

2. Ракушки

3. Краски акриловые, кисти

4. Стаканчик для воды

5. Салфетки

Список использованной литературы

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 3-е издание. М., Просвещение, 1991, 93с.

2. www.maam.ru/obrazovanie/netraditsionnye-tehniki-applikacii.

3. www.21vu.ru/tehniri-applikacii

4. Severyanochka86-schools.ru

5. www.nsportal.ru/metodicheskie_rekkomendatsii_dlya_pedagogov_dou.docx

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста» Художественно-эстетическое развитие — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него.

Методическая разработка «Игровое пособие» для детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка «Игровое пособие» для детей старшего дошкольного возраста Игровое пособие "Хлеб - всему голова!" Игровой комплекс можно перемещать в любую точку игрового пространства группы. Не маловажным нужно.

Методическая разработка викторины по основам безопасности для детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка основной образовательной деятельности по основам безопасности для детей старшего дошкольного возраста Викторина.

Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 1 Разнообразие форм Задачи: 1. Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина,.

Методическая разработка по логопедии «Коммуникативная компетентность детей старшего дошкольного возраста» Модернизирование образования в настоящий период учитывает один с основных указателей результативности учебно-воспитательского процесса в.

Методическая разработка по обучению детей старшего дошкольного возраста синквейну Наверное каждый педагог сегодня ищет и выбирает новые, интересные методики и ставит перед собой цели и задачи, решая которые, в первую.

Методическая разработка «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к формированию экологической культуры» МАДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 146», подведомственный комитету по образованию администрации муниципального образования «Саратов».

Методическая разработка «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность» Методическая разработка на тему «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность».

Методическая разработка внеклассного мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по ПДД Данная методическая разработка внеклассного мероприятия по правилам дорожного движения, написана на основе накопленного в течение продолжительного.

Научно-методическая разработка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка В процессе экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 10 апреля 2018 в 06:15
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Охотникова Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД