Папки-передвижки

Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста

Светлана Игнатьева
Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста

Опыт работы по теме

«Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Воспитатель: Игнатьева Светлана Викторовна

Образование: среднее специальное, Боровичское педагогическое училище.

Квалификационная категория:1 квалификационная категория

Место работы: МАДОУ №17 «Детский сад «Теремок».

Должность: воспитатель.

Публикация «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Я очень люблю детей, ценю в людях доброту, терпение, активность, эрудицию, творчество, требовательна к себе, отличаюсь большой работоспособностью и чувством ответственности, всегда соблюдаю этические нормы. Владею методами анализа и самоанализа собственной педагогической деятельности. Успешно внедряю в практику работы современные инновационные технологии обучения: интеграция педагогического процесса, проектный метод, технологию ТРИЗ. Особенно близка мне технология исследовательской деятельности. В своей работе опираюсь на высказывание В. Сухомлинского: «Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать». Родители моей группы активные помощники и участники воспитательно-образовательного процесса.

Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, что реализация основной образовательной программы дошкольного образования осуществляется на основе сотрудничества ребёнка с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. Особенно интересна и близка детям дошкольного возраста познавательно-исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность имеет огромное значение в развитии личности ребенка, она понимается мною не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск новых открытий, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Знания, полученные в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, усваиваются прочно и надолго. Именно на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей работы.

Актуальность опыта.

Детское экспериментирование, отличаясь специфическими характеристиками от других видов деятельности, пронизывает все сферы жизни ребенка. Противоречия между огромным исследовательским

потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в развитии и обучении дошкольников затрудняют образовательный процесс, поэтому необходимо внедрять технологию исследовательской деятельности систематично и планомерно. Наблюдения за детьми группы показали, что дети с удовольствием превращаются в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.

Новизна состоит в использовании современных образовательных технологий, которые позволяют применять нетрадиционные формы работы, ставят ребенка в позицию думающего человека, а так же в систематичности и планомерности проведения поисковой деятельности.

Основная идея.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обращает внимание на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации развития инициативы, превращение знаний в инструмент освоения мира. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, которое наиболее эффективно осуществляется с помощью внедрения в педагогический процесс системы опытно-экспериментальной работы с детьми.

Цель:

Развитие познавательного интереса к опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

Обучающие:

- Совершенствовать характер действий экспериментального характера, направленных на выявление скрытых свойств объектов.

- Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности.

- Учить детей самостоятельно составлять модели и использовать их в познавательно - исследовательской деятельности.

Развивающие:

- Сенсорное развитие (развивать представления о форме, цвете, материале и свойствах).

- Развивать умение делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Воспитательные:

- Воспитывать умение быть доброжелательными и корректными собеседниками.

- Воспитывать культуру речевого общения.

Технология опыта.

Организацию опытно-экспериментальной деятельности в группе построена согласно следующим принципам:

1. Принцип научности:

- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

2. Принцип доступности:

- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме.

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

3. Принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;

- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка- дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

5. Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

6. Принцип активного обучения:

- организация экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

- использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

7. Принцип креативности:

- «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

8. Принцип результативности:

- получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Работу провожу в следующих направлениях:

1. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

2. Работа с детьми.

3. Взаимодействие с педагогами.

4. Взаимодействие с родителями.

Организация развивающей предметно-пространственной среды.

При оборудовании центра экспериментирования, главным образом, учитывала следующие требования:

-безопасность для жизни и здоровья детей;

-насыщенность;

-доступность расположения.

Для организации самостоятельной детской деятельности разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разработаны условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками моей группы.

Центр экспериментирования насыщен разнообразным оборудованием:

приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, магниты;

• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др. ;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др. ;

технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ;

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;

красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и другие.

Работа с детьми.

В работе с дошкольниками использую преимущественно познавательные, интегрированные формы образовательной деятельности.

Применяю следующие методы и приемы:

Наглядный - рассматривание и обсуждение объектов исследования, показ действий с ними.

Практический – исследовательская деятельность, проведение опытов, фиксация результатов опытов.

Словесный – беседы, инструкции, описание, обсуждение.

Образовательную деятельность, осуществляю в процессе организации различных видов детской деятельности по всем образовательным областям.

Совместную и самостоятельную деятельность, осуществляю в ходе режимных моментов, также веду активное взаимодействие с семьями воспитанников. Особое внимание обращаю на соблюдение правил техники безопасности, культуру поведения, проявление самостоятельности, инициативы, творчества, умение взаимодействовать, договариваться.

Свою работу с детьми строю, опираясь на разработанный мною перспективный план работы по опытно – экспериментальной деятельности.

В нем прослеживаются два взаимосвязанных направления:

• живая природа;

• неживая природа.

«Живая природа» : в данном направлении обращаю внимание на характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др. С детьми проводила опыты : «Проращивание семян», «Почему семена сеют в землю», «На свету и в темноте» и др.

По направлению «Неживая природа» провожу опыты с воздухом, водой, почвой, светом, цветом, различными веществами.

С детьми провела исследования по темам: «Свойства сахара, соли, муки, «Волшебница вода», «Волшебство электричества», «Увидим воздух» и др.

Взаимодействие с педагогами.

Свой опыт работы представляла педагогам детского сада на педагогическом совете, который проходил в форме мастер – класса под названием «Волшебство электричества». Кроме того, во взаимодействии с педагогами стараюсь использовать разнообразные формы: круглые столы, консультации, семинары - практикумы.

Взаимодействие с родителями.

Я подвожу родителей к тому, что опытно – экспериментальная деятельность - неотъемлемая часть для полноценного развития ребенка, его познавательной активности.

Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей мною проводятся анкетирования, консультации, мастер-классы и семинары по исследовательской деятельности дошкольников. Для поддержания интереса у детей к экспериментированию я рекомендую родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляю наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности. Привлекаю родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе. После проведения собраний, консультаций родители вместе с детьми стали проводить опыты дома.

Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотнее обращаются за помощью к воспитателям, делятся своими впечатлениями.

Результативность работы.

В результате организации детского экспериментирования, я заметила, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, расширяется кругозор, обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (бумаге, стекле и др., о применении их человеком в своей деятельности, развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

Таким образом, я пришла к выводу, что экспериментирование как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира. Разработанная и апробированная на практике система по развитию детского экспериментирования доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников.

Практическая значимость.

Мой опыт работы может быть использован педагогами ДОО и родителями, полезен в организации предметно-пространственной среды, которая дает ребенку свободу выбора и обеспечивает успех в реализации поставленных целей. Имеющиеся наработки позволяют осуществлять деятельностный подход к развитию познавательной активности детей. Собранный материал поможет мне создать методическое пособие «Экспериментируем вместе с детьми».

Уважаемые коллеги экспериментируйте вместе с детьми - это очень интересно!

ЛИТЕРАТУРА

1. Л. Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. - Издательство: Учитель, 2009год

2. В. В. Москаленко. Опытно-экспериментальная деятельность. - Издательство: Учитель, 2009

3. Т. М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. - Издательство: ТЦ Учитель г. Воронеж, 2009

4. Л. Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - Издательство. Аркти, 2005

5. Журнал “Дошкольное воспитание”. № 11/2004. «От педагогики повседневности – к педагогике развития»

6. А. И. Иванова. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - Программа развития Издательство: Сфера, 2008

7. Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1

8. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.

9. Новиковская О. А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.

10. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации»/ Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. :АРКТИ, 2003. – 64с.

11. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.

12. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие» – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

13. Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007

14. Доронова Т. Н., Короткова Н. А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников//Ребенок в детском саду, 2003 №3.

Публикации по теме:

Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем!» Тема: «Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем! Посвященной.

Фоототчет об опытно-экспериментальной деятельности «Яйцо, какое оно?»Фоототчет об опытно-экспериментальной деятельности «Яйцо, какое оно?» В Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Светлогорский детский сад прошло занятие по опытно-экспериментальной деятельности.

Фотоотчёт об опытно экспериментальной деятельности «Как сажали мы лучок»Фотоотчёт об опытно экспериментальной деятельности «Как сажали мы лучок» Задачи: Формировать основы исследовательской деятельности в процессе посадки лука. Формировать у детей простейшие трудовые умения (посадить.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4–5 лет на тему: «Поможем сказочным героям»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 4–5 лет на тему: «Поможем сказочным героям» Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми группы общеразвивающей направленности 4-5 лет: «Поможем сказочным.

Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо.

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельностиФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности Я уже писала, что к нам на два дня зима заглянула. Это было так удивительно. (посмотреть можно здесь) И решили с ребятами, если снег останется.

План наблюдений и экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста 3–4 на прогулкеПлан наблюдений и экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста 3–4 на прогулке План наблюдений и экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста на прогулке Младший дошкольный возраст (дети 3 – 4 лет).

Фоторепортаж об опытно-экспериментальной деятельностиФоторепортаж об опытно-экспериментальной деятельности Сообщение из опыта работы. Выступление на педсовете по опытно-экспериментальной деятельности от 29.11.18. Педсовет прошел в игровой.

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности «Сила магнита» Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: Сила магнита Возрастная группа:.

«Волшебная страна» НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста«Волшебная страна» НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста Цель: расширение кругозора детей за счет обогащения их представлений о воздухе. Задачи: - способствовать обогащению и закреплению знаний.

Библиотека изображений:

Публикация Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Игнатьева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 12 января 2020 в 07:49
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД