Получи документы

Методическая деятельность в учреждении дополнительного образования

Людмила Афонина
Методическая деятельность в учреждении дополнительного образования

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ВВЕДЕНИЕ

Методическая разработка включает содержание, понятия о методической деятельности в учреждении дополнительного образования, а также некоторые аспекты практической работы.

Методическая деятельность учреждения дополнительного образования – это целостная система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на всестороннее развитие творческого потенциала педагога, а в конечном итоге, - на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся.

Публикация «Методическая деятельность в учреждении дополнительного образования» размещена в разделах

Правильно организованная методическая работа в образовательном учреждении способствует формированию организаторских навыков у коллектива, повышает авторитет профессиональных объединений педагогов, экономит время руководителей образовательных учреждений, ведет к обогащению педагогического коллектива новыми идеями и практическими предложениями.

Ориентация на приоритет методической работы оказывает влияние на результативность всей деятельности ОУ. Цели и приоритетные направления образовательной программы будут успешно выполнены, если в системе будет осуществляться повышение уровня теоретической, методической, психолого-педагогической подготовки педагогов, а так же если будет организована индивидуальная помощь педагогам по вопросам образования.

Методическая работа педагога – это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность по повышению своего профессионального мастерства. Она способствует формированию умений анализа, оценки и планирования педагогической деятельности, включает педагога в творческий поиск и распространение педагогического опыта.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность методической работы заключается в решении проблемы компетентности педагогических работников образовательного учреждения.

Основная цель методической работы : повышение эффективности образовательного процесса в учреждении, уровня профессионального мастерства педагогов, их эрудиции, методической грамотности в ходе реализации образовательных технологий.

Главная задача методической работы – создание условий для постоянного профессионального роста педагогов и определенной системы непрерывного образования. Эта задача реализуется по трем направлениям:

1. обучение (переподготовка и повышение квалификации) в учреждениях дополнительного профессионального образования;

2. обучение внутри учреждения (система семинаров, практикумов, консультаций и т. д.);

3. обучение по индивидуальным направлениям, проектам (самообразование).

В учреждении дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности методическая деятельность направлена на систематизацию работы педагогического коллектива для подготовки спортивного резерва и профессиональной ориентации юных спортсменов в будущем.

Главной целью работы детско-юношеской спортивной школы, деятельность которой в основном направлена на развитие массового спорта, является привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, ориентированным на развитие их личности, утверждение здорового образа жизни, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Теоретическое обоснование методической деятельности в образовательном учреждении

Концепция методической деятельности

Эффективность работы в ОУ во многом определяется наличием системного подхода к управлению всеми его звеньями. Очень важно умение видеть перспективы развития ОУ, строить программную деятельность с опорой на творческий потенциал педагога, коллектива.

На первый план выдвигаются формы методической работы, которые могут оказаться более эффективными при разноуровневой организации учебного процесса. Выбор формы зависит от развития педагогического коллектива, уровня квалификации педагогов.

Формы методической работы

1. Наставничество. Цель – передача опыта более опытными коллегами менее опытным молодым педагогам. Главное – совместная работа наставника и его подопечных над проблемой и учебным материалом, поиск новых методов обучения, анализ полученных первоначальных результатов. Это может быть опережающий показ новых элементов содержания, проведение открытых уроков, их анализ, взаимопосещение.

2. Самостоятельная работа педагога. Цель – повышение квалификации, восполнение пробелов и недостатков учебного процесса, его усовершенствование.

Содержание деятельности :

• работа над учебным планом,

• работа над программой,

• работа над собственным вариантом содержания учебного курса.

В качестве методов используется изучение литературы, самостоятельное проведение новых форм и методов.

3. Открытый урок (занятие). Цель – демонстрация опыта, накопленного педагогом, педагогического мастерства.

4. Педагогический совет. Цель – коллективно выработать управленческое решение по созданию условий для эффективного сотрудничества педагогов.

Содержание деятельности :

• заслушивание творческих отчетов педагогов,

• теоретические сообщения по конкретной методической проблеме,

• изложение результатов проделанной работы,

• принятие решений по проблемам.

5. Школа педагогического мастерства. Цель – организация обмена опытом, обсуждение элементов педагогической деятельности в профессиональной среде.

6. Консультативно-информационное направление – изучение документов по вопросам образования, развития ОУ. Оказание помощи педагогам в планировании учебного материала, разработке занятий, обучение педагогов проведению диагностики. Формы работы:

• собеседование,

• работа творческих групп.

Методическая деятельность – это вид деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией учреждения и педагогическими работниками, в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на занятиях, поиска новых, наиболее эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.

2. Методическая деятельность учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности

В учреждении дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности методическая деятельность направлена на систематизацию работы педагогического коллектива для подготовки спортивного резерва и профессиональной ориентации юных спортсменов в будущем.

Главной целью работы детско-юношеской спортивной школы, деятельность которой в основном направлена на развитие массового спорта, является привлечение максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, ориентированным на развитие их личности, утверждение здорового образа жизни, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств.

В настоящее время спорт сильно дифференцировался, что выразилось в появлении своеобразных подразделов как в общедоступном спорте, так и в спорте высших достижений. Основная масса детей занимается общедоступным спортом в его базовых формах в системе общего образования, не стремясь к высоким спортивным результатам, в то же время многие юные спортсмены ориентированы на долгий и трудный путь к вершинам спорта. Деятельность методической службы направлена на разноуровневую организацию образовательного процесса : спортивно-оздоровительный этап, этап начальной подготовки обучающихся и учебно-тренировочный этап, на каждом из которых свои цели и задачи, критерии оценки деятельности учащихся в процессе многолетней спортивной подготовки. Создание методической службы обусловлено реализацией педагогами определенных целей и задач, педагогических технологий, образовательных программ по направлениям деятельности, отражающих содержание образования в соответствии с этапами подготовки, методических пособий и разработок, используемых и внедряемых в учебный процесс. Главная задача методической службы – оказание действенной помощи педагогам в улучшении организации обучения и воспитания детей, подростков и молодежи, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации педагогических работников учреждения.

Модель методической службы представляет работу методистов по направлениям :

программно-методическое обеспечение образовательного процесса;

• анализ и методический контроль учебно-воспитательного процесса;

• организация спортивно-массовой деятельности клуба;

методический контроль и оказание методической помощи педагогам в процессе общей и специальной физической подготовки обучающихся.

Структура методической деятельности

Структура методической деятельности представляет собой распределение полномочий, задач и функций между методистами по направлениям и органами управления учреждения : методическими и педагогическими советами.

С учетом уровня организации образовательного процесса педагогическим коллективом школы в разные годы были выбраны методические темы учреждения :

- «Овладение обоснованным анализом деятельности педагога и результатов его труда» (2002-2007 гг.);

- «Внедрение личностно-ориентированного образования в учебно-воспитательный процесс школы» (2008-2013, (май) гг.);

- «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе спортивной школы» (2013-2017 гг.);

-«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса спортивной школы в рамках психологической подготовки обучающихся» (2017-2022 гг.)

Продолжительность работы над методической темой 5 лет. Цель методической темы : непрерывное совершенствование педагогического мастерства педагогов, их эрудиции, компетентности в области знаний учебного материала и методики его преподавания.

Основные принципы организации и развития методической работы

1. Принцип ценностных ориентаций – ценностью являются педагог и обучающийся.

2. Принцип гуманизма – уважение личности педагога и обучающихся.

3. Принцип природосообразности.

4. Принцип культуросообразности – общечеловеческие ценности.

5. Принцип непрерывности – обеспечение взаимодействия методистов с педагогами в достижении целей.

6. Принцип связи образования с практикой – решение проблем, стоящих перед педагогами.

На основе этих принципов организации и развития работы методистов вытекают следующие функции:

образовательная,

• воспитательная,

учебно-методическая,

• рекреационная,

• развивающая.

Основными составляющими элементами методической деятельности являются :

• оказание организационно-методической и технической помощи педагогу в обучении и воспитании детей;

• доведение до сведения педагогов нормативных документов;

• организация системы повышения квалификации педагогов.

Основными задачами методической работы с учетом методической темы спортивной школы являются:

• организация оптимального учебно-тренировочного и воспитательного процессов на базе личностно-ориентированного, здоровьесберегающего и психолого-педагогического подходов;

• оперативное решение учебно-воспитательных и методических вопросов;

• внедрение современных технологий обучения и воспитания;

• формирование оптимального учебного плана для школы с учетом уровня развития и потребностей обучающихся;

• разработка системы диагностики и мониторинга обучающихся с целью определения стартового уровня и дальнейшего отслеживания их развития;

• работа с педагогическими кадрами (работа по повышению квалификации педагогических работников и руководителей);

• предоставление педагогическими работниками необходимой информации по основным направлениям развития дополнительного образования, о программах, учебно-методической литературе по проблемам обучения и воспитания детей;

• выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта в образовательном учреждении.

Управление методической системой

Важным звеном методической деятельности является обратная связь, которую можно получить с помощью диагностики. Механизмом этого является мониторинг (непрерывное отслеживание результатов образовательного процесса и его коррекция).

Педагог дополнительного образования, тренер-преподаватель и др. – ключевая фигура в становлении юного гражданина, его социализации, развитии творческих способностей, приобщении к миру прекрасного. Поэтому очень важно, чтобы педагог был личностью особенной и неповторимой, обладал высоким профессиональным мастерством.

В ДЮСШ-3 работают педагоги, понимающие что на рынке образовательных услуг ценятся профессионалы, способные дать ребенку не просто объем знаний и умений, но и научить его мобильности, умению неординарно подойти к решению проблемы, быть нравственной личностью. В решении многих задач и проблем, которые стоят перед педагогами, помогают квалифицированные методисты, они координируют работу педагога по разным направлениям:

методист по учебно-воспитательной работе;

методист по специальной физической подготовке (СФП);

методист по программно-методическому обеспечению;

методист по спортивной работе;

методист по общей физической подготовке (ОФП).

Ведущие задачи методиста :

• удовлетворение актуальных потребностей профессиональных педагогов;

• обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск;

• создание модели взаимодействия, помогающей педагогу включиться в сотрудничество.

Социальная компетентность:

• принятие других такими, какие они есть;

• терпимое отношение к ошибкам;

• интерес к широкому кругу проблем, к непосредственному окружению;

• пунктуальность;

• стремление к сотрудничеству;

• искренность с собой и другими;

• социальная совесть.

Способность к практическому решению проблем:

• отслеживание всех аспектов проблем;

• идентификация связей между идеями;

• аккуратность в интерпретации информации;

• использование оригинальных источников базовой информации;

• принятие точных решений;

• оптимальные пути постановки программы.

Вербальные способности:

• конструктивное, аналитическое и творческое мышление;

• хорошая память на текстовую, зрительную и звуковую информацию;

• речь ясная и аргументированная;

• умение поддерживать беседу;

• учет особенностей области познания;

• высокая грамотность;

• достаточный словарный запас;

• широкий круг чтения;

• высокая работоспособность.

Методические умения :

• диагностирование;

• целеполагание;

• проектирование и разработка программ профессионального роста, изучения и обобщения опыта педагога;

• сбор и хранение информации;

• разработка методических рекомендаций;

• владение техникой экспертизы.

Методист решает вопросы непрерывного образования педагога посредством выявления его творческих возможностей. В своей работе методист должен опираться на :

• принцип систематизации методических и информационных материалов;

• принципы дидактики;

• принципы и порядок разработки различных программ, а так же методических документаций;

• принципы организации педсоветов методических объединений.

Критерии результативности деятельности методиста.

Организационно-методическая работа.

Базовый уровень.

1. Участвует в организации и проведении мероприятий (по закрепленному за методистом направлению).

2. Участвует в разработке необходимой программно-методической документации.

3. Оказывает помощь педагогам.

4. Создает банк данных о методических материалах.

5. Осуществляет методическое обеспечение процесса аттестации педагогических кадров.

Повышенный уровень.

1. Участвует в разработке локальных нормативных актов образовательной системы, организует разработку стратегической документации для образовательного учреждения.

2. Разрабатывает методические рекомендации, ориентированные на профессиональный рост педагогических работников.

3. Участвует в разработке перспективных планов.

4. Оказывает помощь педагогам.

Высокий уровень.

1. Самостоятельно разрабатывает программно-методические материалы, пособия, программы (по закрепленному за методистом направлению).

2. Участвует в разработке документов регионального и федерального значения.

Учебно-методическая работа.

Базовый уровень.

1. Планирует и организует методическую работу

• оказывает помощь педагогам в определении содержания, форм, методов и средств обучения, консультирует по содержанию учебных планов и программ;

• принимает участие в разработке методических и информационных материалов для руководящих и педагогических работников.

2. Организует повышение квалификации педагогических работников.

3. Организует работу по программно-методическому обеспечению содержания образования.

Повышенный уровень.

1. Разрабатывает содержание материалов, необходимых для проведения повышения квалификации педагогов.

2. Внедряет инновации в учебно-методическую работу.

Высокий уровень.

Читает авторский курс в рамках повышения квалификации руководящих и педагогических работников (по закрепленному за методистом направлению).

Организация методической работы по повышению квалификации педагогов

Известно, что образование, получаемое человеком с опорой на собственный профессиональный и личностный опыт, является наиболее эффективной формой повышения квалификации.

Использование максимальной индивидуализации процесса повышения квалификации позволяет каждому педагогу корректировать свой уровень профессионального мастерства в соответствии с собственными достижениями и имеющимися проблемами, дает возможность выйти на разработку либо индивидуальных маршрутов самообразования, либо делать упор на проектных технологиях.

В клубе методисты помогают педагогам определиться с выбором темы самообразования. Помощь методиста в самообразовании педагогов ведется в три этапа:

1. Диагностический – позволяет педагогу определить актуальную для него проблему, выбрать методы индивидуальной работы по самообразованию.

2. Обучающий – обучение педагогов технологии самообразования. Для этого проводятся семинарские занятия, дискуссии, лекции, которые проводятся как с коллективом в целом, так и индивидуально.

3. Продуктивный – возможность продемонстрировать собственные достижения. Например, выступление на ПС, презентация проекта перед коллективом.

Для определения содержания индивидуальной деятельности по самообразованию педагогам предлагается алгоритм:

Анализ собственного опыта работы:

• Анализируются аспекты профессиональной деятельности педагога,

• Анализ целей и задач,

• Анализ применяемых методик,

• Анализ результатов деятельности,

• Выбор темы по самообразованию, метода работы над ними.

Разработка индивидуального проекта:

• Работа с литературой,

• Посещение занятий коллег (взаимопосещение). Работа над проектом:

• Определение темы,

• Определение целей, задач,

• Способы решения задач,

• Ожидаемые результаты,

• Критерии оценки результатов.

Представление результатов работы:

• Презентация на заседании МС, ПС.

Методисты школы, при организации работы педагога над созданием проекта, выступает не в роли учителя, контролера, а помогают получать знания самостоятельно. Поэтому основными видами деятельности методиста являются :

• Консультирование на любом этапе работы;

Методическая помощь в организации проектной деятельности;

• Организация экспертизы для качественной оценки проектов.

Примерный план работы методиста.

План работы методиста ___ на ___ учебный год. Ф. И. О.

1. Название направления, в котором работает методист.

2. Проблемы, недостатки, выявленные в ходе анализа работы за предыдущий год.

3. Цели, задачи, которые ставит методист на предстоящий учебный год.

4. Обеспечение образовательного процесса :

• Посещение занятий;

• Разработка и создание методик, технологий, программ, пособий;

• Разработка и оформление документации.

5. Работа с педагогическими кадрами.

6. Обобщение и распространение передового педагогического опыта.

7. Темы семинарских занятий, консультаций для педагогов.

8. Предполагаемый результат работы.

Примерный анализ работы методиста.

Анализ работы методиста ___ за ___ учебный год. Ф. И. О.

1. Проанализируйте цели и задачи, которые вы ставили перед собой в этом учебном году.

2. Что удалось выполнить, по каким показателям можно об этом судить?

3. Какие задачи не удалось реализовать и оп каким причинам?

4. Проанализируйте обеспечение образовательного процесса :

• Разработана методика,

• Разработаны учебные пособия,

• Разработаны и оформлены документы,

• Разработаны учебные программы.

5. Проанализируйте работу с педагогическими кадрами:

• Оказана методическая помощь педагогам по разработке конкретных занятий, составлению и реализации учебных программ, методических разработок, рефератов,

• Проведены консультации (групповые, индивидуальные,

• Даны рекомендации по проведенным занятиям.

6. Разработаны, составлены и систематизированы методические материалы.

3. Практическая деятельность методиста в соответствии с планом методической работы на учебный год.

.

ПЛАН

работы методиста МБУ ДО ДЮСШ-3 на 2017-2018 учебный год

Цель: создание оптимальных условий для развития профессионального мастерства педагогов, повышение компетентности и профессионального мастерства педагогов.

Задачи:

• организация консультативно-методической деятельности;

• организация методического обучения педагогов;

• аналитическая деятельность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методическая деятельность – это вид деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией учреждения и педагогическими работниками, в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на занятиях, поиска новых, наиболее эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.

Правильно организованная методическая работа в образовательном учреждении способствует формированию организаторских навыков у коллектива, повышает авторитет профессиональных объединений педагогов, экономит время руководителей образовательных учреждений, ведет к обогащению педагогического коллектива новыми идеями и практическими предложениями.

Публикации по теме:

Фотоотчет о работе кружка дополнительного образования «Фантазия»Фотоотчет о работе кружка дополнительного образования «Фантазия» .

Анализ работы кафедры дополнительного образования за 2014–2015 учебный год В 2014 – 2015 учебном году кафедра дополнительного образования работала на основании локальных актов образовательного учреждения, решая.

Формирование семейных ценностей через организацию дополнительного образованияФормирование семейных ценностей через организацию дополнительного образования "Семья- это среда,где человек должен учиться творить добро". В. А. Сухомлинский. Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Праздничный концерт кружков дополнительного образования. ФотоотчётПраздничный концерт кружков дополнительного образования. Фотоотчёт Традиционно в конце учебного года в нашем детском саду на главной сцене проходит отчётный концерт кружка дополнительного образования.

Проект дополнительного образования. «Знакомство с творчеством В. Сутеева» Введение Все дети любят книги с картинками. Иллюстрации помогают ребёнку лучше понять и представить содержание книги, дополняя слуховое.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Библиотека изображений:

Публикация Методическая деятельность в учреждении дополнительного образования (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Людмила Афонина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Методическая деятельность в учреждении дополнительного образования
Опубликовано: 20 октября 2020 в 11:18
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД