МААМ-картинки

Метод замещающего онтогенеза (МЗО)

Гилёва Анастасия
Метод замещающего онтогенеза (МЗО)

Способы постановки переднеязычных твёрдых звуков раннего онтогенеза Т

СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА ПО ПОДРАЖАНИЮ

Многократное изолированное произношение звука с опорой на символы "Как стучат колеса поезда? - т-т-т" (Фомичева)

Попросить ребенка произносить ПА-ПА-ПА-Па-ПА, положив кончик языка между губами. Далее в момент произнесения па-па-па-па, губы отодвигают (либо ребенок улыбается, обнажая верхние и нижние зубы перед зеркалом, либо взрослый помогает отодвинуть губы большим и указательным пальцем. В момент раздвигания губ мы услышим та-та-та-та.

Публикация «Метод замещающего онтогенеза (МЗО)» размещена в разделах

Попросить ребенка произносить ба-ба-ба-ба, положив кончик языка между губами. Далее губы отодвигают. В момент прикусывания - слышится да-да-да.

Способы постановки щелевых твёрдых звуков раннего онтогенеза [в],[ф]

Артикуляция звука Ф: верхние зубки прикасаются к нижней губе. Воздух выходит из-за рта сквозь сближенные верхние зубы с нижней губой. Голосовые связки не участвуют в произношении этого звука.

СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА ПО ПОДРАЖАНИЮ

Попросить ребенка подуть через губы, сложенные в трубочку. И прижать при этом нижнюю губу к верхним резцам. Получится звук ф

Способ имитации. - ф-ф-ф - ежик пыхтит.

"Ветерок" сдувают при этой же артикуляции бумажки, кусочки ватки со стола, задувают горящую свечу.

Отрабатывается звук –Ф-от упражнений, связанных с продуванием воздушной струи через рот, например:

А---Ф---; Э---Ф---; О---Ф---; У---Ф---; И---Ф--- (черта показывает длительность звучания).

АФ---АФА; ЭФ---ЭФЭ; ОФ---ОФО; УФ---УФУ; ИФ---ИФИ.

Звук –Ф – в твердых слогах: АФ-ФА---АФА-ОФА-УФА; ОФ-ФО---АФО-ОФО-УФО;

ЭФ-ФЭ---АФЭ-ОФЭ-УФЭ; УФ-ФУ---АФУ-ОФУ-УФУ; ЫФ-ФЫ---АФЫ-ОФЫ-УФЫ.

Звук –Ф– в мягких слогах:ИФ-ФИ---АФИ-ОФИ-УФИ; ЕФ-ФЕ---АФЕ-ОФЕ-УФЕ;

ЮФ-ФЮ---АФЮ-ОФЮ-УФЮ; ЯФ-ФЯ---АФЯ-ОФЯ-УФЯ.

После того, как ребенок научился правильно произносить звуки в слогах, словах переходим к этапу работы, основной задачей которого является автоматизация новых навыков звукопроизношения и введение их в спонтанную речь.

Артикуляция звука В аналогична - но с включением голоса: верхние зубы прикасаются к нижней губе. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРИЁМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ

Бывает так: можно долго биться над постановкой какого-нибудь звука, и ничего не будет получаться, но оказывается достаточным сказать ребенку, чтобы он перестал «выпучивать» глаза, и он моментально произнесет звук правильно. Это происходит оттого, что когда ребенок опускает глаза (в другом случае — это могут быть поднятые вверх плечи и т. п., в этот момент он автоматически, незаметно для самого себя расслабляет и мышцы языка (или губ). А поскольку артикуляция звука была уже правильная, и произнести этот звук мешали только напряженные речевые мышцы, то когда они расслабились — звук сразу же и получился. Но ребенку никогда нельзя говорить, чтобы он расслабил мышцы. Он в принципе не умеет этого делать. Пытаясь найти способ расслабиться, он может напрячься еще сильнее. Поэтому для устранения мышечных зажимов желательно использовать некоторые, так сказать, «обходные маневры». Рассмотрим, какие комплексы мышечных напряжений могут быть у ребенка. Пожалуйста, все виды напряжений «примеряйте» на себя, чтобы почувствовать каким образом они мешают произношению.

ВОЗМОЖНЫЕ КОМПЛЕКСЫ МЫШЕЧНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ

· Во время речи у ребенка может быть ключичное дыхание, то есть он дышит верхней частью грудной клетки. Он может даже хватать воздух ртом, причем хватать много лишнего воздуха. Когда речь происходит на фоне глубокого ключичного вдоха, напрягаются вообще все мышцы, расположенные выше грудной клетки — мышцы шеи, речевые, мимические, мышцы глаз — возникает тотальное напряжение. До тех пор, пока оно будет продолжаться, вы никакого звука ребенку не поставите. Ребенок также может стремиться задерживать выдох. Он глубоко вдыхает — легкие у него «забиты» воздухом, а он еще и плечи поднимет — чтобы больше воздуха вошло, и чтобы удобнее было его в себе удерживать, и с напряженными мышцами, да еще и под давлением этого воздуха пытается говорить. Попробуйте сами, насколько это возможно. Нужно попросить ребенка выдохнуть лишний воздух («весь воздух») и еще опустить («уронить») плечи — с поднятыми плечами он не выдохнет достаточно воздуха.

· У ребенка могут быть подняты плечи. Дыхание при этом тут же становится ключичным (попробуйте поднять плечи, шея напрягается (и как бы утолщается, речевой выдох при этом не будет достигать нужного места речевого аппарата — правильный звук не получится. В этом случае ребенок должен просто опустить плечи, а еще лучше «уронить» их — потому что опускать плечи он тоже может с усилием.

· Подбородок у ребенка может быть «притянут» к груди. Не просто свободно, опущен, а именно притянут с усилием, так что под ним еще и второй подбородок может образовываться. От этого у ребенка язык, губы, щеки — все тяжелеет, язык прижимается плотно к зубам, губы выпячиваются вперед — фактически самые важные речевые органы теряют необходимую подвижность. Причем, чем сильнее подбородок «притянут» вниз, тем сильнее все это проявляется. Ребенку нужно поднять подбородок, не вытянуть его вверх и не «задвинуть» назад, что ребенок и может попытаться сделать, а просто поднять, слегка подав его вперед. Для начала пусть ребенок на что-нибудь удобно положит его — на вашу руку, например. Положить подбородок нужно совсем — всей тяжестью и в таком положении тренировать произношение. Каждый раз, когда вы будете замечать у ребенка напряжения мышц шеи и нижней челюсти, вам нужно будет прибегать к этому приему.

· У ребенка могут быть «выпучены» глаза. Поскольку мышцы всегда работают совместно, нижняя челюсть у ребенка «оттягивается» вниз (губы при этом приоткрываются или могут оставаться сомкнутыми). Язык занимает место по центру ротовой полости, округляется и становится совершенно непригодным ни для какой работы. В этом случае ребенок должен опустить глаза вниз — рот тут же закроется, язык примет нормальное положение — опустится вниз и станет широким и плоским.

· Голова ребенка вместе с шеей может быть отодвинута назад. Подбородок при этом как бы втягивается назад в шею. Глаза широко открыты, смотрят прямо, напряженно, губы автоматически выдвигаются вперед, в горле образуется комок. Язык «деревенеет» и придвигается к зубам ближе, чем это нужно для нормальной речи, голос будет звучать ниже естественного и грубее. Попробуйте принять такое положение и произнести, например, следующий звуковой ряд [с], [з], [ц], [ч], [щ] – почувствуйте возникающие затруднения и неудобства, при этом изменяется даже звучание звуков. Чтобы, не меняя позы, добиться полноценного произнесения, вам придется значительно сильнее, чем обычно, напрячь и расплющить во рту язык, сильно вытянуть губы в улыбку, да еще и потренироваться. Для устранения напряжения прибегайте к тому же способу, который описан в ситуации, когда подбородок у ребенка «притянут» к груди.

· Голова у ребенка может быть вытянута вверх. Шея при этом напряжена и тоже вытянута, плечи, подчиняясь общему движению, подняты. Дыхание становится ключичным. Время от времени ребенок будет хватать много воздуха ртом. Голос будет выше естественного. В этом положении речевой выдох никогда не достигнет тех мест в ротовой полости, где должны формироваться звуки. Ребенок должен «уронить» плечи, шея и голова от этого придут в естественное положение.

· Ребенок может слишком широко открывать рот. Почти всегда оптимальной шириной просвета между зубами является просвет, характерный для произнесения звука [ы], иногда чуть шире или уже. Если рот широко открыт, языку трудно дотягиваться до альвеол. Широко открытый рот также способствует нарушению речевого выдоха — воздушная струя «распыляется» во рту. Следите за тем, чтобы ребенок не открывал широко рот.

· Ребенок может утрированно, громко, напряженно произносить звуки. Это вызывает напряжение органов речи, в первую очередь языка, и мешает выполнению тонких и точных речевых движений.

· Ребенок может слишком плотно прижимать язык к зубам или альвеолам. Этим он перекрывает речевой выдох, закрывая просвет, в который выходит воздух.

· Если ребенок склонен к излишней тщательности в произнесении, предложите ему не стараться так сильно (вообще не стараться, говорить вяло, с ленцой — это самый лучший способ избежать лишних напряжений речевых мышц. Возможно, вы заметите у ребенка какие-то иные комбинации мышечных напряжений. В любом случае принимайте позы ребенка, повторяйте его мимические выражения, пытайтесь в этих позах произносить то, что он сейчас должен произнести, и вы почувствуете, где у него образуются мешающие речи зажимы.

Теперь нам нужно познакомиться со способами и приемами постановки конкретных звуков. Пожалуйста, во время работы над звуками обращайте внимание на следующие существенные (и по большей части уже знакомые вам) моменты:

• Некоторые способы постановки звуков основаны на использовании других звуков, которые ребенок выговаривает правильно. Если у ребенка есть такие звуки, то в первую очередь попытайтесь воспользоваться именно этими способами.

• Прежде чем приступать к планомерному формированию произношения звуков, попытайтесь поставить их каким-нибудь быстрым и легким в исполнении способом (фактически вызвать его).

• Приведем подробные описания постановки твердых глухих согласных звуков ( например: [к], [с], [ш] и т. п.). Произношение звонких парных согласных ([г], [з], [ж] и т. п.) ставится после постановки произношения глухих звуков.

• Формирование мягких пар звуков также осуществляется после постановки произношения их твердых пар.

• Иногда звук ставится сразу в слоге. После этого его произношение закрепляется в слогах с другими гласными звуками и в словах.

• Звук может ставиться отдельно, и после этого его нужно ввести в слог. Если слог формируется по подражанию, при произнесении слогов со вновь поставленными звуками используйте картинки.

• Если ребенок, повторяя за вами слоги, пытается вернуться к прежнему неправильному произношению поставленного звука, сразу же переходите к формированию слогов с использованием картинок.

• Если вам не удается поставить ребенку какой-нибудь звук одним способом, не огорчайтесь и используйте другие способы постановки. Это не обязательно значит, что вы что-то неверно делаете, просто бывает так, что ребенок по каким-то своим собственным причинам не может освоить того или иного способа произношения.

Публикации по теме:

«Проектный метод в детском саду» В современном мире, когда появляются новые технологии, направления в образовании педагогам трудно выбрать наиболее эффективные средства.

Беседа как метод обучения диалогической речиБеседа как метод обучения диалогической речи Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается.

Домино «ММЧ» (метод маленьких человечков)Домино «ММЧ» (метод маленьких человечков) .

Консультация для родителей «Игнорирование как метод наказания ребёнка»Консультация для родителей «Игнорирование как метод наказания ребёнка» Многие родители в своих методах воспитания выступают против насилия и грубых мер. И это правильно. Но за основу наказания они выбирают метод.

Мастер-класс «Батик-узелковый метод»Мастер-класс «Батик-узелковый метод» хочу показать вам, еще один нетрадиционный метод рисования наших ребяток - узелковый метод или рисование по мокрому. Чем нам нравится батик?.

Фотоотчет «Пластилинография как метод развития мелкой моторики»Фотоотчет «Пластилинография как метод развития мелкой моторики» В нашей логопедической группе, с детьми с ОНР, большое внимание уделяем развитию мелкой моторики. Так как уровень развития речи у детей.

Метод «Мандала» в работе с детьми ДОУМетод «Мандала» в работе с детьми ДОУ Мандала (Mandala) –в переводе с санскрита означает «круг, круглый, круговой, диск, колесо, кольцо, сфера, шар, орбита, страна, территория,.

Нейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольникамиНейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольниками Мы уделяем большое внимание физическому здоровью детей, но при этом без внимания остается его психологическое здоровье (психика, эмоции).

Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников Работа по ознакомленнию детей с родным городом в нашем детском саду ведется в рамках авторской программы «Моя малая Родина» (Комратова Н. Г. ,.

Метод быстрого обучения навыкам лепкиМетод быстрого обучения навыкам лепки Сам себе Лепилкин. Лепить из пластилина, теста, глины, воска, гипса, песка. … необычайно увлекательно и весело. А еще очень полезно для.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Метод замещающего онтогенеза (МЗО) (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Гилёва Анастасия на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Метод замещающего онтогенеза (МЗО)
Опубликовано: 2 февраля 2023 в 14:27
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД