МААМ-картинки

Метод проектной деятельности как одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в рамках ФАОП

Людмила Дорошина
Метод проектной деятельности как одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в рамках ФАОП

Педагог-психолог МБДОУ «ЦРР-детский сад №14»

г. Лениногорска Республики Татарстан

Дорошина Л. Н.

Метод проектной деятельности как одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в современной образовательной организации в условиях реализации ФАОП ДО

Совместное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от его образовательных потребностей. В контексте совместного образования должны быть созданы специальные условия для присвоения детьми с ОВЗ и инвалидностью моделей поведения, принятых в обществе, воспитание товарищества и уважения к личности каждого члена общества.

Публикация «Метод проектной деятельности как одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в рамках ФАОП» размещена в разделах

Кроме того, совместная деятельность детей с ОВЗ, детей–инвалидов и их сверстников в современных образовательных условиях является мощным мотивационным фактором к развитию и целенаправленному использованию новых знаний и умений. Реализации этих задач способствует значительно меньшая регламентация образования, проведение занятий в более неформальной обстановке. Для такой деятельности характерно богатство различных форм организации и социальных отношений. Она строится, как правило, на добровольных началах, инициативе самих обучающихся.

Программа воспитания и социализации для детей с ОВЗ может разрабатываться на основе программы воспитания для нормативно развивающихся детей с учетом включения в образовательный процесс детей с ОВЗ и детей-инвалидов, создаваться специально для определенной категории детей с ОВЗ и детей-инвалидов, объединенных в одну группу (творческое объединение, а также разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка с ОВЗ и детей-инвалидов.

При организационной работе по проектированию, разработке и утверждению

программы воспитания и социализации для ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские рекомендации, рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, запрос родителей, четко формулируются цели и задачи, обсуждается необходимость в дополнении или изменении плана, определяются формы, сроки реализации мероприятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, первичные, промежуточные и итоговые результаты и т. д.

Для включения ребёнка с ОВЗ в общую деятельность создаются специальные условия в соответствии с индивидуальными потребностями. В частности, это могут быть следующие условия:

- индивидуализация (реализуется по рекомендациям ПМПК и консилиума образовательной организации, который проводит психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей и прописывает специальные условия, в которых нуждается ребёнок);

- занятия в малых группах, включение в социальную активность с другими детьми на массовых мероприятиях;

- использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации занятий, повышение их эффективности и доступности;

- предоставление необходимых технических средств с учетом индивидуальных особенностей ребёнка;

- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

- смена видов деятельности; повторение при необходимости;

- предоставление различных видов дозированной помощи;

- наглядно-действенный характер содержания обучения и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

- специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;

- адаптация предлагаемого ребенку дидактического материала;

- возможность перерывов во время занятий для проведения необходимых медико-профилактических процедур;

- соблюдение максимально допустимого уровня нагрузок;

- соблюдение комфортного режима;

- создание благоприятной ситуации для развития возможностей ребенка справляться с тревогой, усталостью, пресыщением и перевозбуждением;

- обеспечение обстановки сенсорного и эмоционального комфорта (внимательное отношение, ровный и теплый тон голоса учителя) : подключение тьютора при необходимости.

Проведение в образовательном учреждении мини-проекта «Неделя Доброты» стало хорошей традицией, в полной мере способствует эффективности коррекционно-развивающей работы для воспитанников, направленной на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, развития коммуникативных навыков, процесса социализации в условиях инклюзивного образования.

Краткосрочный проект в ДОУ на тему «Неделя доброты» подготовлен для обогащения представлений детей о таких понятиях как «доброта» и «вежливость», а также для ознакомления детей с качествами доброго человека. Проект рассчитан на воспитание у детей доброжелательного отношения к окружающим, стремления к взаимопомощи, сотрудничеству в том числе к людям, имеющим особенности здоровья, особые потребности; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое. Все предложенные в проекте занятия способствуют развитию у дошкольников коммуникативных навыков и умений.

В проекте предложены сценарии мероприятий на тему доброты для проведения с младшими и старшими дошкольниками, а также игры, стихотворения, сказки, считалочки, поговорки и загадки о доброте. Предложенные психологические игры и занятия способствуют усвоению детьми умений оценивать чувства и поступки в других различных ситуациях, сопереживать, сочувствовать.

Также предложены сценарии бесед и тренингов, которые рекомендовано проводить с детьми в условиях инклюзивного образования педагогам и психологам ДОУ.

Актуальность.  

Одна из важнейших задач современности - формирование духовно-нравственных основ личности. Современные родители настолько заняты своими проблемами, работой, карьерным ростом, что не могут подчас выкроить несколько минут, чтобы поговорить с ребенком по душам, почитать ему книгу, дать элементарные представления о добре и зле. Неудивительно, что часто дети «общаются» больше всего с телевизором или компьютером. Они привыкают получать все и сразу. А проявлять любовь, уважение, сострадание, доброту – этому нужно учить.

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнеутверждающей обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями.

Детям важно видеть примеры нравственных поступков, получать нравственный опыт через сочувствие, сопереживание, помощь другим.

В работе над решением данной проблемы, метод проектов, действительно, актуален и очень эффективен.

Цель: углублять представление детей о доброте, развитие эмоционально – волевой сферы дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

Обогащать представления детей о таких понятиях как «доброта», «вежливость».

Познакомить детей с качествами доброго человека.

Способствовать усвоению детьми умений оценивать чувства и поступки в различных ситуациях.

Воспитательные :

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Воспитывать стремление к взаимопомощи, сотрудничеству, в том числе по отношению к людям с особенностями здоровья, особыми потребностями.

Развивающие:

1. Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать своё.

2. Развивать коммуникативные навыки и умения.

Методы и приемы :

Словесный;

Игровой;

Наглядный;

Практический.

Вид проекта : творческий

Участники проекта : воспитанники детского сада, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители.

Проектная идея

В ходе работы над проектом подвести детей к пониманию того, что добро приносит радость, что добрый человек – хороший друг.

Доброта украшает наш мир и чем её больше, тем лучше мир вокруг нас.

Ожидаемый результат:

Дети умеют налаживать дружеские взаимоотношения со сверстниками вне зависимости от их особенностей.

У детей возникает желание совершать добрые дела.

Постоянно пользуются при общении со взрослыми и сверстниками вежливыми словами.

Бережно относятся к живой природе и окружающему.

Пополнилось представление о понятиях «добро» и «зло».

Методы и формы работы :

чтение художественной литературы;

дидактические игры;

беседы;

игровые ситуации,

подвижные игры;

разучивание мирилок;

физкультминутки;

пальчиковые игры;

сюжетно-ролевые игры.

Постановка проблемы

Игровая ситуация: в детский сад пришло письмо из сказочной страны с просьбой о помощи. В сказках стало пропадать добро и дерево добрых дел стало засыхать. Фея Доброты просит ребят помочь вернуть добро в сказочную страну и спасти волшебное дерево. Она прислала волшебный сундучок, который называется «Сундучок добрых дел». Каждый совершённый добрый поступок будет превращаться в зеленый листок для волшебного дерева. А в конце недели дети отправятся в путешествие в волшебную страну Доброты.

Взаимодействие с родителями:

Консультация «Вежливость воспитывается вежливостью»

Беседа на тему: «Поговорим о доброте».

Изготовление памяток и оформление стендов на темы «Уроки общения, игры - мирилки».

Выставка «Дорогою добра».

Результат проекта :

Дети имеют четкое представление о доброте, добрых поступках.

Дети знают стихи, пословицы о доброте, считалки, мирилки. Они стали охотнее их применять в совместной деятельности. Обогатился словарный запас по данной теме.

Пополнение центра литературы в группе книгами о добре и добрых поступках.

Дети стали бережнее относится к живому миру природы.

У детей доброжелательное отношение друг к другу вне зависимости от особенностей отдельного человека, повысилась способность договариваться между собой, оказывать друг другу поддержку.

Таким образом, планирование и реализация в дошкольном образовательном учреждении коррекционно-развивающей деятельности в рамках Недели доброты, в условиях инклюзивного образования, способствует развитию эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятию тревожности, приобретению навыков сотрудничества, социализации в коллективе сверстников. Положительно влияет на все субъекты воспитательно-образовательных отношений.

Публикации по теме:

«Гость группы» как одна из эффективных форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников«Гость группы» как одна из эффективных форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников «Гость группы» – очень интересная и эффективная форма работы с семьей, где родители не зрители, а активные участники. Её суть заключается.

Проектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольниковПроектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольников В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Главное внимание уделяется обеспечению условий для.

«Творческая мастерская –одна из форм работы с родителями»«Творческая мастерская –одна из форм работы с родителями» Совместное творчество формирует хорошие доверительные отношения между детьми и родителями, оказывает положительное влияние на развитие ребенка.

Консультация для воспитателей «Прогулка как одна из эффективных форм успешной социализации детей с ОВЗ»Консультация для воспитателей «Прогулка как одна из эффективных форм успешной социализации детей с ОВЗ» Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социальной адаптации в обществе,.

Мастер-класс как одна из эффективных форм работы с родителями Мастер-класс как одна из эффективных форм работы с родителями. Изготовила: Кислицина Людмила Ивановна Место работы: Муниципальное автономное.

Отчет о реализации воспитательно-образовательной деятельности в рамках КТП «Моё село, мой край, моя планета»Отчет о реализации воспитательно-образовательной деятельности в рамках КТП «Моё село, мой край, моя планета» Знакомство детей с родным краем: с историко – культурными, национальными географическими, природными особенностями формирует у них такие.

Планирование воспитательно-образовательной деятельности в старшей группе в рамках тематической недели «Хлеб — всему голова»Планирование воспитательно-образовательной деятельности в старшей группе в рамках тематической недели «Хлеб — всему голова» Цель: продолжать расширять знания детей о хлебе: процесс выращивания, изготовления хлеба и хлебобулочных изделий. Задачи: 1. Формировать.

Сообщение из опыта работы на педсовете «Проектная деятельность как одна из инновационных форм работы с родителями в ДОУ» В настоящее время важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с.

Тематические выставки — одна из форм работы с родителями.Тематические выставки — одна из форм работы с родителями. В статье 44 Закона об Образовании, впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. 1. Родители.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Метод проектной деятельности как одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в рамках ФАОП (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Людмила Дорошина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Метод проектной деятельности как одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в рамках ФАОП
Опубликовано: 24 августа 2023 в 21:20
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД