Папки-передвижки

Метод арт-терапии как средство коррекции негативных эмоциональных состояний у дошкольников

Анастасия Давыденко
Метод арт-терапии как средство коррекции негативных эмоциональных состояний у дошкольников

Арт-терапия, в переводе с английского означает лечение искусством, является одним из направлений в психотерапии и психологической коррекции. Главный отличительный признак арт-терапии от других методов — применение искусства и творчества как способа самовыражения и самопознания для исцеления внутренних проблем личности любого возраста.

В сравнении с занятиями, направленными на систематическое обучение какому-либо виду искусства, занятия с элементами арт-терапии носят скорее спонтанный характер, они направлены не на творческий процесс, а на терапевтический результат. Понятие «арт-терапия» имеет несколько определений. Во-первых, под словом арт-терапия принято понимать совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции; во-вторых, как как комплекс арт-терапевтических методик; в-третьих, как направление психотерапевтической и психокоррекционной практики; и наконец, как отдельный самостоятельный метод.

Публикация «Метод арт-терапии как средство коррекции негативных эмоциональных состояний у дошкольников» размещена в разделах

Принято считать, что имя новому методу дал художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. В основе данного метода лежит идея Зигмунда Фрейда, согласно которой внутреннее «Я» проявляется у человека в визуальной форме всякий раз, когда он спонтанно творит. Свой вклад внёс и Карл Густав Юнг с идеей о персональных и универсальных символах.

С течением времени арт-терапия отдалилась от психоаналитических идей из-за неспособности концепции объяснить все аспекты данного метода. Современная арт-терапия в большей степени ориентируется на учёт влияния культуры, социума и иных факторов среды на психическое развитие ребёнка.

Современные тенденции арт-терапии ориентированы на осуществление системных профилактических и коррекционных воздействий с привлечением более широкого, чем в психоанализе, набора внешних и внутренних ресурсов, а также более короткими сроками терапии и фокусировкой на конкретных «мишенях». Арт-терапию можно рассматривать как один из способов общения и самовыражения одного человека перед другими, только не при помощи вербализации, а через язык искусства. Это связано с тем, что человек, оказавшийся в кризисной или критической ситуации часто не способен выразить то, что он чувствует словами. Поэтому главным достоинством данного метода можно считать возможность выражения своего состояния невербально, через рисование, танец, чтение, фотографию, игру, музыку, лепку…

Арт-терапия не имеет категорических противопоказаний и потому по праву считается доступным методом работы с лицами любого возраста и состояния здоровья. Этот метод подходит для работы с детьми по ряду причин: строится на работе с образами, которые представляют собой универсальный язык, органичный природе ребенка; опирается на спонтанность, которая совершенно естественна для детского возраста; относится к проективным методам, которые особенно удобны в работе с детьми, не способными вербально описать свое состояние. Образы выступают средством выражения неосознанных фрустрированных потребностей и влечений, внутренних конфликтов, страхов, защитных реакций, негативных эмоциональных состояний ребенка.

К технологиям арт-терапии относят :

• рисуночную терапию или изотерапию (основана на изобразительном искусстве и выражающая эмоциональное состояние рисующего);

• библиотерапию (литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений, сказкотерапию);

• музыкотерапию (музыка выступает как средство исцеления);

• драматерапию (позволяет реализовать невостребованный в современном мире игровой потенциал человека);

• танцевально-двигательную терапию (танец и движение используются как процесс, который способствует эмоциональной и физической интеграции индивида);

• куклотерапию (коррекция конативной и аффективной сферы психики ребёнка посредством кукольного театра, через разыгрывание персонажами для ребёнка травмирующей его ситуации);

• песочную терапию (снятие внутреннего напряжения, через воплощение его на бессознательно-символическом уровне, посредством работы с песком);

• фототерапию (использование фотографии для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности);

• игровую терапию (в игре обнаруживается способ решения конфликтных ситуаций).

Арт-терапия использует два механизма психокоррекционного воздействия. «Первый направлен на влияние искусства через символическую функцию реконструирования конфликтной травмирующей ситуации и нахождение выхода через переконструирование этой ситуации. Второй связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить реакцию переживания негативного аффекта в сторону формирования позитивного аффекта, приносящего наслаждение».

Использование рисуночных методов определяется уровнем сформированности символической функции. Она позволяет ребёнку преобразовывать изобразительную деятельность в деятельность символического типа. В работе с детьми до 5 лет рекомендуется использовать игровые методы коррекционной работы, а рисунки — включаться в контекст заданий. Наиболее благоприятное время для изотерапии это возраст от 5 - 6 до 10 лет.

Сказкотерапия как один из подвидов библиотерапии позволяет детям услышать историю, в которой описаны их страхи и формы переживания стрессовых ситуаций, а затем помогает найти «неожиданный» выход из страшной для ребёнка ситуации.

Песочная терапия направлена на коррекцию неадаптивных установок и иррациональных представлений. Один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребенок получает опыт создания маленького мира в виде песочницы, символически выражающий его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.

Фототерапия предоставляет возможность создать или воспринять фотографические образы, дополняя их обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй и стихотворений. Положительное воздействие фотографии на личность и ее отношение с окружающим миром могут проявляться как при просмотре и обсуждении фото вместе с психологом, так и с участниками группы во время групповых занятиях.

Известный психотерапевт М. Е. Бурно в своей работе «Терапия творческим самовыражением» описывает фототерапию так: «творческая фотография, в отличие от обычной, есть отражение в снимке индивидуальных душевных особенностей. Камерой художник-фотограф отбирает свое, помогающее понять себя, испытывает вследствие этого творческое вдохновение — резонанс с окружающим миром красоты. Лишь вдохновение даст тот невидимо тончайший поворот, угол съемки, высветит душу снимающего. Когда в будущем у человека появятся какие-либо тяжести и тревоги, он вернется к своим снимкам, чтобы заново пережить вдохновение и зарядиться новой энергией жизни, добра и красоты. постоянно фотографируя, человек уже автоматически, не задумываясь, как бы "разговаривает" с природой, тонко резонирует с мельчайшими оттенками природы и света, тем самым сливаясь с чудом гармонии и вечным обновлением ее в круговороте времен года. Человеку важно понять, что любой творческий снимок (слайд) — будь то гусеница или цветок — это "автопортрет" в том смысле, что снято это "по-своему", отражает индивидуальность, особое настроение снимающего».

Занятия с детьми проводят начиная с 3-4 лет с целью разрешения разнообразных психологических проблемам, таких как невротические состояния, страхи, нарушения сна, замкнутость, тревожность, эмоционально-волевые нарушения, агрессивное поведение дошкольников.

Люди, находящиеся долгое время в негативном эмоциональном состоянии (стресс, кризис, паническая атака, психическая травма, горе, страх, тревога) как правило не способны в полной мере описать не только свои ощущения, чувства, переживания, но и охарактеризовать произошедшую ситуацию, которая их вызвала. Учитывая тот факт, что словарный запас ребёнка уступает словарному запасу взрослого человека, а также, что опыт взрослого человека во много раз шире знаний ребёнка об окружающем мире, можно заключить что арт-терапия — это наиболее подходящий метод изучения внутреннего мира ребёнка, его переживаний, отношений с родными, с окружающим миром, с самим собой.

Арт-терапия позволяет восстанавливать чувство собственного достоинства; реализовать более широкий репертуар защитно-приспособительных реакций; при контакте с различными материалами (песок, глина, крупы и т. д.) позволяет не только актуализировать и от реагировать травматичный опыт, но и оживить сферу физических ощущений, заблокированных в результате травмы.

Доверие пережившего насилие ребенка по отношению к психологу часто формируется очень медленно и может произойти лишь при наличии четких границ. Поэтому основными задачами арт-терапии для преодоления негативных эмоциональных состояний у ребёнка выступают :

• установление контакт с ребенком, особенно при языковых барьерах;

• создание условий для переключения внимания ребенка от болезненных событий и переживаний;

• оказание помощи ребенку высвободить разрушительные импульсы, сублимировать негативные эмоции;

• оказание ребенку помощи в осмыслении полученного опыта и формировании более адаптивного взгляда на произошедшее;

• способствовать адаптации ребенка в новых условиях существования.

Дети дошкольного возраста наиболее ранимы, в сравнении с более поздними возрастными периодами. Это связанно с тем, что у дошкольников ещё не сформированы защитные механизмы и в силу своего возраста они не способны в полной мере дать объективную оценку происходящим событиям. При сильной травматизации дети становятся заторможенными, пассивными, они стараются общаться с окружающими лишь скупыми, вялыми жестами, отвечают односложно, только шепотом и только с близкими родственниками; появляется сложность в возникновении доверительного контакта с окружающими, детям тяжело устанавливать зрительный контакт с собеседником.

Арт-терапевтические практики относятся к наиболее результативным формами психологической помощи детям дошкольного возраста для психологической коррекции затяжных негативных состояний, вызванных негативными факторами любого характера (кризисной, экстремальной, чрезвычайной ситуацией).

«Творческий процесс для детей становился психотерапевтическим механизмом, который позволяет в символической форме перестраивать конфликтную ситуацию, сформировать новую форму ее разрешения». Через игру, сказку, рисунок арт-терапия помогает найти выход из конфликтных ситуаций и позволяет выразить сильные эмоции, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, предрасполагает к развитию творческого начала личности любого возраста.

Арт-терапевтические методы прекрасно подходят для детей дошкольного возраста, поскольку ведущей деятельностью этого возрастного периода является игра. Использование данного метода с дошкольниками не создаёт дополнительного напряжения у ребенка, напротив способствует гармонизации личности, даёт возможность самовыражения и самопознания ребёнку, а также помогает найти путь к исцелению травмирующих переживаний. Занимаясь творчеством, ребёнок снимает внутреннее напряжение, тревожность, страх, боль. Это позволяет негативным эмоциям найти конструктивный выход, помогает ребёнку пережить болезненный опыт, сформировать новые более адаптивные модели поведения и переосмыслить произошедшее.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Использование народной тряпичной куклы как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми с ОНРИспользование народной тряпичной куклы как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми с ОНР Речь - один из видов коммуникативной деятельности человека. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность, так и его.

Снижение уровня тревожности, напряженности, преодоления стрессовых состояний в рабочем коллективе методами арт-терапии .

Опыт работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников»Опыт работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников» Из опыта работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников» «У каждого человека под шляпой – свой театр,.

Мастер-класс «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми. Создание Сказочной Страны» Мастер-класс: «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми: Создание Сказочной Страны». воспитатель Хавшабо Е. И.

Метод арт-терапии «Аппликация из шариков». Работа с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленностиМетод арт-терапии «Аппликация из шариков». Работа с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленности Арт-терапия — это упражнения для души и тела. Она поможет привести душевное состояние в норму, расслабиться и получить удовольствие. арт.

Программа директивной игровой терапии для коррекции у детей 6 лет проблем в общении Пояснительная записка Актуальность Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился.

Нейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольникамиНейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольниками Мы уделяем большое внимание физическому здоровью детей, но при этом без внимания остается его психологическое здоровье (психика, эмоции).

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Вечер досуга как средство социализации и коррекции дошкольников со сложными дефектами Вечер досуга как средство социализации и коррекции дошкольников со сложными дефектами. Социализация человека, а особенно детей, подростков,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Метод арт-терапии как средство коррекции негативных эмоциональных состояний у дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анастасия Давыденко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Метод арт-терапии как средство коррекции негативных эмоциональных состояний у дошкольников
Опубликовано: 10 февраля 2022 в 21:39
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД