МААМ-картинки

Педагогический проект «Озеро Байкал — жемчужина Сибири»

Пушина Юлия
Педагогический проект «Озеро Байкал — жемчужина Сибири»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15»

Методическая разработка: педагогический проект

«Озеро Байкал - жемчужина Сибири»

Автор: воспитатель

Пушина Юлия Ивановна

г. Минусинска, 2024 г.

Пояснительная записка

Проблема гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста чрезвычайно актуальна. По признанию педагогов и психологов (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, К. Д. Ушинский и др.) период от рождения до поступления в школу имеет решающее значение для дальнейшего развития ребёнка. Поэтому дошкольников нужно воспитывать полноправными гражданами, участниками культурно-исторической жизни страны.

Публикация «Педагогический проект „Озеро Байкал — жемчужина Сибири“» размещена в разделах

Патриотическое воспитание - процесс формирования сознания человека, любящего свою родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

Важность патриотического воспитания подчё ркивается в государственных документах в области образования: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 г. Постановлении Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. "О национальной доктрине образования в Российской Федерации", указе Президента РФ от 20 октября 2012 г. «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания».

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое значение отводится необходимости включения регионального компонента в образовательную систему работы по патриотическому воспитанию дошкольников с учётом их индивидуальных, возрастных особенностей, национальной культуры и национальных традиций.

Для реализации задач по патриотическому воспитанию дошкольников мною была разработана авторская программа «Мы - патриоты». В соответствии с перспективным поблочным планированием программы мною была разработан и внедрён в практику педагогический проект «Озеро Байкал-жемчужина Сибири».

Отбор метод, средств и форм педагогической деятельности целесообразен, соответствует возрасту детей и позволяет достичь поставленной цели.

Основной формой разработки является проектная деятельность педагога с детьми и родителями.

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста и их родителей. Работая над проектом, дети получают новые знания об озере Байкал, его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода, об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале.

Образовательная деятельность с воспитанниками по реализации проекта при ознакомлении строится с учетом интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Реализация проекта предусматривает поэтапное решение проблемы через различные виды детской деятельности: игровую, коммуникативную, изобразительную, познавательно-исследовательскую и другие. Дети постепенно приобретают знания об озере Байкал, его уникальной природе, навыки познавательно-исследовательской деятельности, учатся бережно относиться к природным богатствам Байкала.

Взаимодействие всех участников проекта : детей, родителей, педагогов, предусматривает реализацию цели и задач по поставленной проблеме.

Итогом проектной деятельности является продукт – детская энциклопедия «Байкал – жемчужина Сибири».

Данная методическая разработка была представлена и одобрена на методическом совете МБДОУ «Детский сад № 171», где получила положительную оценку и была рекомендована к практическому применению в образовательной работе с воспитанниками (протокол от 28 октября 2016г. № 01).

Опыт работы по проекту «Озеро Байкал – жемчужина Сибири» был представлен на презентационной площадке «Мы – патриоты» в рамках работы XI межмуниципального образовательного форума «Образование Зимы-2017».

Авторская методическая разработка заслуживает внимания, имеет практическую значимость и может быть использована специалистами дошкольных учреждений, так как не требует особых материальных затрат. Предлагаемые игровые технологии просты и понятны педагогам и не требуют специальной подготовки по данному направлению работы.

Тип проекта «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»»

Классификация По количеству Групповой

По содержанию Интегративный

По содержанию Краткосрочный (Мини-проект)

По доминирующему виду проектной деятельности Информационно-практико-ориентированный

Краткое содержание проекта по теме «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»

Этапы проекта Действия педагога Действия детей Действия родителей

Подготови-тельный Постановка цели, задач по теме: «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»

планирование индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в совместной самостоятельной деятельности с учётом интеграции образовательных областей;

-создание развивающей среды по теме;

-составление плана основного этапа, определение цели и задач проектной деятельности,

-Подбор методической и художественной литературы об озере Байкал -Ознакомление детей с темой проекта, задачами и целями;

-создание и формирование

проблемного вопроса -Ознакомление родителей с темой проекта, задачами и целями;

-Подготовка информации для родителей;

-Ознакомление с планом работы по проблеме;

-Участие родителей в создании развивающей предметно-пространственной среды по теме.

Деятельност-ный -Реализация поставленных целей и задач по теме «Озеро Байкал-жемчужина Сибири» при проведении индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в совместной самостоятельной с педагогом;

-Координация работы участников проекта -Участие детей в

индивидуальной и подгрупповой работе в совместной деятельности с педагогом при интеграции образовательных областей -Привлечение родителей к изготовлению макетов о Байкале;

-Подборка художественной литературы для детей о Байкале для чтения :

-Участие родителей в работе проекта в соответствии с планом

Завершающий -Анализ результатов - Подготовка презентации по теме «Озеро Байкал – жемчужина Сибири» -Представление результатов проекта : продуктивной деятельности, детской книги «Байкал-жемчужина Сибири» -Представление презентации проекта,

-Выставка

мини-музея о Байкале, макеты о Байкале

Информационная карта проекта

Проект «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»

Автор проекта : Пушина

Продолжительность проекта : 4 недели (с 01-31.03.2016)

Участники проекта : дети, родители, воспитатель

Возраст детей: 4-5 (средняя группа)

Актуальность проблемы:

В ходе образовательной деятельности с дошкольниками была выявлена проблема - недостаточный уровень знаний детей о своём родном крае, в котором они проживают, природе Прибайкалья, озере Байкал.

Мы живем на территории уникальных мест, обладаем мировым сокровищем - озером Байкал. Проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о его флоре и фауне. Дети и их родители даже не задумываются о том, что будет с Байкалом и его окрестностями через 50, 100 лет. Если в ходе реализации проекта дети получат первоначальные знания о том: где находится Байкал, кто живет в Байкале и около него, начнут проявлять интерес к мировой проблеме - охране Байкала, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, сохранять познавательный интерес, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

При знакомстве детей дошкольного возраста со своеобразием, самобытностью родных мест, важно дать им не только знания, но и воспитать интерес к природе, понимание своей причастности к ней.

Байкал - одно из древнейших озер мира и это уникальное явление на нашей планете. Он замечателен тем, что хранит высококачественную и пока еще относительно чистую пресную воду. В Байкале сосредоточено около 1/5 ее мировых запасов и более 4/5 запасов нашей страны.

Экологический проект «Байкал - жемчужина Сибири» один из этапов по ознакомлению детей ДОУ с родным краем и его достопримечательностями.

Поэтому в данном проекте была поставлена проблема перед детьми.

Введение в проблему:

Что такое Байкал? Что вы знаете об озере Байкал?

Поэтапное решение проблемы (интеграция образовательных областей)

Цель: создание условий для развития представлений дошкольников об озере Байкал и природе Прибайкалья.

Объект исследований: озеро Байкал

Методы исследования: беседы, рассказы воспитателя, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильма, игры (настольно-печатные, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, подвижные, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность,

Задачи проекта

для детей:

• формировать первичные знания об озере Байкал, о заповедных местах (Байкальский и Баргузинский заповедники);

• расширять представления детей о животного и растительном мире Прибайкалья, о водных обитателях озера Байкал;

• углублять представления об охране животного и растительного мира Байкала;

• познакомить с эпосом народов Прибайкалья;

• воспитывать любовь к родному краю.

для педагога

• создать условия в предметно-пространственной среде группы для реализации проекта;

• реализовать цель и задачи проекта с детьми;

• создать информационную базу для родителей по теме «Озеро Байкал - жемчужина Сибири»;

• активизировать родителей для совместной проектной деятельности с детьми по теме «Озеро Байкал – жемчужина Сибири».

для родителей:

• расширить знания родителей о Байкале через различные формы партнё рства: (папка-передвижка «Озеро Байкал», консультация «Сохраним Байкал для потомков», подборка списка художественной литературы о Байкале для чтения с детьми;

• привлечь родителей к изготовлению макетов об озере Байкал, к составлению коллекции, мини-музея о Бацкале;

• заинтересовать родителей при постановке проблемы о бережном отношении к природе Байкала при посещении с детьми озера.

Название итогового мероприятия проекта : создание детской энциклопедии «Байкал – жемчужина Сибири» (30.03.24 г.)

Продукты проекта

- для детей:

• фотоальбом «Я путешествую по Байкалу»;

• продукты художественного творчества в изобразительной деятельности;

• создание энциклопедии «Байкал-жемчужина Сибири»

- для педагогов :

• разработанный краткосрочный проект;

• презентация проекта «Байкал-жемчужина Сибири»;

• представление опыта (методические разработки)

- для родителей

• макеты о природе Байкала;

• создание коллекции продуктов Байкала.

Ожидаемые результаты по проекту :

- для детей:

1. сформированные знания об озере Байкал : его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода, об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале.

2. знакомство с эпосом народов Прибайкалья;

3. сформированные навыки познавательно - исследовательской деятельности при проведении опытов по очистке (фильтровании грязной воды);

4. энциклопедия «Озеро Байкал - жемчужина Сибири».

- для педагога :

• реализация совместной проектной деятельности с детьми и родителями по теме «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»;

• активизация интереса у родителей воспитанников при использовании проектной деятельности в ДОУ;

• приобретение новых научных знаний о Байкале в процессе проектной деятельности.

- для родителей

• расширение знаний о Байкале;

• участие в пополнении и обогащении предметно-пространственной среды группы по проектной деятельности «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»;

• повышение уровня экологической культуры у родителей.

Системная паутинка по проекту «Озеро Байкал-жемчужина Сибири»

Образовательные области Совместная деятельность взрослого и детей Дата проведения

Познавательное - Путешествие по географической карте Иркутской области;

- Рассматривание иллюстраций «Природа Прибайкалья ”;

- Занятие по теме “Флора и фауна Байкала”;

- Беседа «На страже Байкала»;

- Просмотр видеофильма о Байкале;

- Показ иллюстраций о негативных воздействиях человека на экологию;

- Рассказ о красной книге Иркутской области;

- Серия опытов по очистке воды (методом фильтрования);

- С/ ролевая игра «Поездка на Байкал»;

- Д/игра «Рыбы, птицы, звери»;

- Рассматривание энциклопедий о Байкале;

- Рассматривание макетов о Байкале

- Настольная игра-лото «Растительный и животный мир Байкала»;

- Занятие «Народы Прибайкалья»

- Рассказ о коренных жителях Прибайкалья;

- Рассматривание журналов «Сибирячок» о природе Байкала;

- Составление детской энциклопедии «Байкал-жемчужина Сибири» 01.03.16

02.03.16

11.03.16

09.03.16

12.03.16

11.03.16

13.03.16

15, 18,19, 03.16

25.03.16

18.03.16

26.03.16

14.03.16

06.03.16

В течение проекта

Речевое - Загадывание загадок о рыбах, животных, растениях Байкала;

- Чтение стихотворений «Ты был на Байкале» Н. Ярославцев, «Байкал» Ц. Жимбиев;

- Чтение рассказа «Стеклянная рыбка» М. Сергеев;

- Чтение «Ангарские бусы»,

«Омулёвая бочка» В. Стародубов,

«Медведь и бурундук» А. Тороев

(из хрестоматии про Байкал) 11.03.16

04.03.16

11.03.16

30.03.16

21.03.16

Социально-коммуникативное - Ситуативный разговор «Почему нужно бережно относиться к природе»;

- Создание проблемной ситуации «Что произойдёт, если исчезнет вода в Байкале?;

- Составление рассказов из личного опыта «Моё путешествие по Байкалу»;

- Ситуативные разговоры: “Как заботиться о диких животных”; “ Как помочь нерпе”;

- Чтение и обсуждение легенды «Богатырь Байкала» 04.03.16

14.03.16

18.11.16

24.03.16

20.03.16

Художественно-эстетическое - Объёмная аппликация “Нерпа”,

- Лепка «Нерпа»

- Рисование “Озеро Байкал ”,

- Коллективная аппликация “Природа Байкала»

- Прослушивание песни «Славное море, священный Байкал»;

- Прослушивание видеозаписей «Звуки Байкала» 13.03.16

20.03.16

16.03.16

14.03.16

28.03.16

29.03.16

Физическое - Подвижная игра «Иголка, нитка и узелок» (бурятская);

- Этюд «Волны на Байкале»;

- Разучивание физкультминутки «Жемчужина Сибири» 15.03.16

17.03.16

04.03.16

Заключение

При реализации данного проекта дети получили знания об озере Байкал : его флоре и фауне, о местонахождении озера Байкал (внешний вид, география, климат, вода, об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале. Познакомились с эпосом народов Прибайкалья; приобрели навыки познавательно - исследовательской деятельности при проведении опытов по очистке (фильтровании грязной воды); создали продукт своего труда - энциклопедию «Байкал-жемчужина Сибири»; расширился кругозор и мыслительная деятельность детей.

Благодаря проведенной работе, дети осознанно могут ответить на вопрос «Что вы знаете о Байкале? Какую пользу приносит озеро Байкал

Литература для чтения

1. «Мишка» В. Хайрюзов, журнал «Сибирячок» № 4, 2003г. ;

2. «Что я видел» Б. Житков, стр. 72 хрестоматия;

3. «Дремучий медведь» Н. К. Паустовский;

4. «Стеклянная рыбка» М. Сергеев из книги «Море синее Байкал»;

5. «Ты был на Байкале» Н. Ярославцев, журнал «Сибирячок» № 4 2003 г. ;

6. «Байкал» Ц. Жимбиев, журнал «Сибирячок» № 3 2002 г.

Публикации по теме:

Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!»Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!» Проект: "Самотлор - черная жемчужина России!" Актуальность Город Нижневартовск – молодой, северный, нефтяной город. В июле 2015 года город.

Детско-родительский проект «Новогодние каникулы с пользой для здоровья». Фотоотчет «Спорт и великолепие зимней природы Сибири»Детско-родительский проект «Новогодние каникулы с пользой для здоровья». Фотоотчет «Спорт и великолепие зимней природы Сибири» Чтобы праздничная декада не ассоциировалась у ребенка со скукой, обжорством и ленью, мама Виктории Зайцевой - Екатерина Николаевна, заранее.

Фоторепортаж «Путешествия по России. Озеро Байкал»Фоторепортаж «Путешествия по России. Озеро Байкал» Фоторепортаж «Путешествия по России. Озеро Байкал» Поскольку сегодня на сайте МААМ День озера Байкал, мне хочется поделиться с вами своими.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «География дружбы. Республика Бурятия. Озеро Байкал»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «География дружбы. Республика Бурятия. Озеро Байкал» Интеграция образовательных областей: познание, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Конспект НОД по познавательному развитию «Байкал — жемчужина России» в средней группеКонспект НОД по познавательному развитию «Байкал — жемчужина России» в средней группе Цель: создание условий для развития познавательного интереса к уникальному озеру Байкал; формирование экологической культуры дошкольников.

Занятие по формированию целостной картины мира с детьми 6–7 лет «Озеро Байкал. Легенды о его возникновении»Занятие по формированию целостной картины мира с детьми 6–7 лет «Озеро Байкал. Легенды о его возникновении» Цель: создать условия для знакомства детей с главной достопримечательностью родного края - озером Байкал. Задачи: Образовательные: -Формировать.

Педагогический проект «Наш дом» (фотоотчет)Педагогический проект «Наш дом» (фотоотчет) В течение марта в нашем детском саду проходил педагогический познавательно-творческий, речевой проект «Наш дом». Проект был организован.

Библиотека изображений:

Публикация Педагогический проект «Озеро Байкал — жемчужина Сибири» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Пушина Юлия на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Педагогический проект «Озеро Байкал — жемчужина Сибири»
Опубликовано: 10 января 2024 в 14:10
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД