Никишина Надежда
Мелкая моторика и речь
Речь имеет в жизни огромное значение. Развитие речи приобретает все большую актуальность в нашем обществе. Речь является одним из самых мощных факторов и стимулов в развитии ребенка. Речевые движения, как и движения пальцев рук, начинаются с напряжений мышц, где зарождаются первые ощущения. Ощущения являются источником наших мыслей, которые лишь потом перерождаются в слова. Развитие мелкой моторики начинается с ранних лет жизни ребенка. Для того, чтобы отследить развитие когнитивной сферы ребенка в целом, необходимо уделять внимание его реакции на внешние раздражители, хватательным рефлексам, тактильной чувствительности. По мнению одного из известных педагогов М. М. Кольцовой, нам не обязательно говорить с ребенком, для проведения диагностики его речевого развития. Согласно закону психологического метаморфоза, сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, а затем развитие артикуляции слогов, которая представляется последовательным новообразованием и напрямую зависит от стимуляции мелкой моторики. Если развитие мелкой моторики соответствует возрасту ребенка, следовательно, развитие его артикуляционного аппарата находится в норме. Чем развитей пальчиковая активностей детей, тем выше их творческий потенциал и познавательный интерес. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше, особенно у детей с общим недоразвитием речи.