МААМ-картинки

Медико-педагогический контроль физкультурного занятия

Альфред Манеров
Медико-педагогический контроль физкультурного занятия

Детский сад №13 – «Центр развития ребенка» г. Саранск

МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ

Физкультурное занятие является основной формой организованного систематического обучения детей физическим упражнениям. При этом решаются взаимосвязанные оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Показателем эффективности физкультурного занятия является соответствие:

• физической нагрузки функциональным возможностям и состоянию здоровья детей (оптимальная нагрузка – тренирующий, оздоровительный эффект)

Публикация «Медико-педагогический контроль физкультурного занятия» размещена в разделах

• содержания и методики проведения занятия возрасту и «зоне ближайшего развития» детей

Задачей МПК физкультурного занятия является оценка его эффективности.

Тарасова Т. А. в книге «Контроль за физическим состоянием детей дошкольного возраста» предлагает различные варианты протокола МПК физкультурного занятия и анализа физкультурного занятия : по Г. Н. Сердюковской, по В. Н. Зимониной.

Медико-педагогические наблюдения на физкультурных занятиях проводятся два раза в год в каждой возрастной группе (и подгруппе средне-сильной и слабо-средней) медицинской сестрой и старшим воспитателем.

Старший воспитатель знакомиться с планом занятия, проверяет соответствует ли план и содержание занятия требованиям Программы для детей данного возраста, состоянию здоровья и уровню физической подготовленности детей. Совместно с медсестрой даётся оценка соответствия места проведения занятия и формы детей санитарно-гигиеническим нормам. Во время наблюдения на занятии старший воспитатель ведёт протокол хронометража, где фиксируется и даётся характеристика двигательной деятельности детей. Определяется общая и моторная плотность занятия и их соответствие нормам.

Общая плотность физкультурного занятия представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах.

Должна составлять не менее 90 %.

Общая плотность = Полезное время. 100% = Норма:

80% - 90%

Продолжительность занятия

Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемого ребёнком на выполнение движений ко всему времени занятия, выраженном в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70-85%. В зависимости от задач конкретного занятия может меняться от 60 до 85%, особенно в младших возрастных группах.

Моторная плотность = Время, затраченное на движения

Общее время занятия 100% = Норма :

70% - 85%

О характере физической нагрузки и её влиянии на организм ребёнка старший воспитатель судит по внешним признакам. Выполнение физических упражнений предполагает некоторую степень утомления.

1. Допустимую степень нагрузки характеризуют незначительное покраснение лица, выражение его остаётся спокойным; незначительная потливость; несколько учащённое, но ровное дыхание; движения бодрые; задание ребёнок воспринимает хорошо и правильно выполняет.

2. Средняя степень утомления выражается в значительном покраснении лица, оно напряжено; дыхание резко учащается; движения теряют координированность, чёткость, появляются дополнительные лишние движения; дети жалуются на усталость.

3. Значительное утомление проявляется в значительной потливости, иногда побледнении лица; снижении темпа и амплитуды движений; вялости или чрезмерной возбудимости; прекращении деятельности.

Наиболее информативным показателем реакции организма ребёнка на физическую нагрузку является частота сердечных сокращений (ЧСС). ЧСС измеряется как в процессе выполнения физических упражнений, так и в восстановительном периоде.

Для определения правильности построения физкультурного занятия и распределения физической нагрузки по частям медицинская сестра измеряет частоту пульса у ребёнка после определённой части занятия и заносит результат в таблицу с характеристикой двигательной деятельности. Затем сравнивает полученные результаты с нормой увеличения ЧСС от исходного уровня при нормальной физической нагрузке. Результаты заносятся в протокол

• до занятия (исходный уровень)

• после вводной части (норма увеличения – 20-25%)

• после общеразвивающих (ОРУ) (норма увеличения – 35-40%)

• после основных видов движений (ОВД) (норма увеличения – 50-70%)

подвижной игры : высокой интенсивности (норма увеличения – 70-80%)

средней интенсивности – п/и на внимание и точность выполнения

движений (норма увеличения –50-70 %)

п/и соревновательного характера (пиковая нагрузка. норма увеличения –

80-100%

• заключительной части (норма увеличения – 5-10%)

• после занятия в восстановительном периоде (восстановление до исходного уровня не более через 3-5 мин)

Средний уровень ЧСС ребёнка за всё время занятия является показателем влияния физической нагрузки всего занятия на организм ребёнка.

Тренировочный эффект достигается при среднем арифметическом значении ЧСС во время занятия

для детей 3-4 лет – 130-140 уд. в мин. ;

для детей 5-7 лет – 140-160 уд. в мин.

Оздоровительный и тренирующий эффект физкультурного занятия может быть обеспечен при целесообразном сочетании движений с разной степенью интенсивности.

Можно выделить три степени интенсивности физической нагрузки по частоте сердечных сокращений (ЧСС) :

Высокая (ЧСС – 160-180-190 уд. /мин., длительность непрерывной работы до 1 мин. (одномоментно, восстановительный период до исходного уровня 3-5 мин.)

На одном занятии может повторятся 2-3 раза.

Средняя (ЧСС – 140-150-160 уд. /мин., при длительности непрерывной работы 5-10 мин., восстановительный период до исходного уровня 2-3 мин.)

Низкая (ЧСС – 100-110-130 уд. /мин., длительность непрерывной работы не более 10 мин., восстановительный период до исходного уровня 1 мин.)

На физкультурном занятии дети должны выполнять нагрузки разной интенсивности.

На основании результатов ЧСС ребёнка проводиться построение физиологической кривой занятия.

На основе результатов МПК даётся общая оценка физкультурному занятию, его эффективности. При необходимости проводиться корректировка параметров физической нагрузки, содержания и методики проведения занятия.

Публикации по теме:

Профилактика медико-социальных проблем в детско-подростковой среде через работу школьного клуба «Эколог» Вредные привычки и их последствия - это тема, которая все больше волнует и тревожит наше общество. Дети младшего школьного возраста и подростки.

Фотоотчет совместного физкультурного занятия для родителей с детьми «Путешествие по зоопарку»Фотоотчет совместного физкультурного занятия для родителей с детьми «Путешествие по зоопарку» Одним из важных направлений работы в педагогике является работа с родителями. И мне всегда приятно видеть, когда родители проявляют любовь.

Конспект физкультурного занятия «Отправляемся в полет» (первая младшая группа) Конспект физкультурное занятие 1 младшая группа. "Отправляемся в полет".Место проведения: на улице. Задачи: 1. Закреплять умение выполнять.

Конспект физкультурного занятия в 1 младшей группе «Моя дружная семья»Конспект физкультурного занятия в 1 младшей группе «Моя дружная семья» Тема: Моя дружная семья. Задачи: 1. Учить прыгать на двух ногах с продвижением вперед. 2. Закрепить умение ходить по ограниченной площади,.

Конспект физкультурного занятия «Курочка Ряба» в группе раннего развитияКонспект физкультурного занятия «Курочка Ряба» в группе раннего развития Конспект физкультурного занятия в группе раннего развития «Курочка Ряба». Игровой момент. Воспитатель вносит игрушку курочку,.

Конспект открытого физкультурного занятия в старшей группе «Кто как готовится к зиме»Конспект открытого физкультурного занятия в старшей группе «Кто как готовится к зиме» Образовательная область: физическое развитие. Тема занятия: «Кто как готовится к зиме». Задачи. Упражнять детей в ходьбе и беге по сигналу;.

Конспект открытого интегрированного физкультурного занятия в старшей группе КОНСПЕКТ открытого интегрированного физкультурного занятия по реализации образовательных областей «Физическая культура». «Безопасность».

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Конспект нетрадиционного физкультурного занятия в младшей группе «Земляничка» Цель: Учить детей самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, способствовать творческому самовыражению. Оборудование: Гимнастическая.

План-конспект открытого физкультурного занятия на прогулке «Осенние забавы»План-конспект открытого физкультурного занятия на прогулке «Осенние забавы» План-конспект открытого физкультурного занятия на прогулке в старшей группе «Осенние забавы» Я предлагаю Вашему вниманию конспект открытого.

Библиотека изображений:

Публикация Медико-педагогический контроль физкультурного занятия (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Альфред Манеров на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Медико-педагогический контроль физкультурного занятия
Опубликовано: 20 октября 2020 в 09:02
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД