Папки-передвижки

Материал к педагогическому совету «Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе.»

Наталья Мозжелина
Материал к педагогическому совету «Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе.»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад №2 Колпинского района Санкт-Петербурга

Роль воспитателя в развитии

сюжетно – ролевой игры

в первой младшей группе

(материал к педагогическому совету)

воспитатель I младшей группы

№2 «Подсолнушки»

Мозжелина Н. Н.

2016

Публикация «Материал к педагогическому совету „Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе,“» размещена в разделах

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Это обыгрывание различных сюжетов, ролевых ситуаций, конкретных образов, в младшем дошкольном возрасте эта игра очень важна. Эти игры несут в себе познавательный потенциал, дают ребенку общее представление о будущих социальных ролях, способствуют формированию таких важных качеств, как умение общаться со сверстниками, старшими развивают внимание, память, воображение и т. д.

Педагогами и психологами было замечено, что во второй половине третьего года жизни в развитии сюжетных игр детей происходит значительный скачок – в игре появляется роль. Вначале она присутствует как бы в скрытом виде: ребенок, действуя определенным образом, еще не называет себя именем взрослого. Затем свою роль в игре ребенок обозначает словом (мама, доктор, строитель, но только после того, как им был совершен ряд соответствующих действий. Через некоторое время уже в самом начале игры ребенок берет себе роль, обозначает ее словом и начинает действовать в соответствии с этой ролью.

Появление роли в игре связано с изменением направленности сознания ребенка (по мере накопления впечатлений и опыта) с предмета и действия с ним на того, кто действует, то есть на человека. Благодаря умению переносить действие с одного предмета на другой у детей развивается способность отождествлять свои действия с действиями других людей. Это и служит основанием для появления роли в играх детей. Игры становятся сюжетно-ролевыми.

Чтобы переход к ролевой игре произошел, необходимо, прежде всего, чтобы ребенок умел выделять специфические для определенного взрослого действия, воспроизводить их в игре с игрушками. Педагог должен отчетливо представлять, какие роли целесообразно вводить в детскую игру на данном этапе.

Самое главное, это должны быть роли взрослых, знакомые ребенку по его жизненной практике, реализующиеся через понятные для него действия, имеющие яркий отличительный внешний атрибут.

Например, в нашей группе есть уголок «доктора». Внешним атрибутом которого является: колпак, халат, сумка. У нас дети лечат и кукол и друг друга, и воспитателя. Они знают, что доктор измеряет температуру, делает уколы, дает лекарство.

Роль «шофера» - спецефическим предметом, обозначающим эту роль, является руль. У нас есть машина в группе, и эта машина за целый день бывает и скорой помощью и такси и автомобилем. Дети знают, что шофер водит машину, автобус, возит пассажиров, грузы. Очень часто они едут на дачу, на пикник, везут с собой много продуктов и разных вещей.

В сюжетно-ролевых играх мы не можем заранее ничего предугадать. Эти игры и интересны своей непредсказуемостью. В этих играх малоактивные дети могут стать активными, молчаливые - разговорчивыми, и наоборот, очень активный ребенок может играть спокойно. При распределении ролей нужно учитывать то, что дети, на которых надеется воспитатель, могут отказаться от роли или не смогут сыграть эту роль. Роли нельзя навязывать детям, а давать по желанию.

В чем же привлекательность сюжетно- ролевых игр?

В том, что эта игра дает большие возможности: мы сможем с детьми побывать там, где в настоящее время, вряд ли удастся побывать, например: в зоопарке.

И причем, дети забывают, что это игра, для них все реально.

У нас дети очень любят играть с животными. Они их расставляют на полу, на полках… , но чтобы было интереснее играть я предложила детям: «давайте сделаем из кирпичиков заборчики для животных. За одним заборчиком будут домашние животные, за другим - дикие. У нас будет самый настоящий зоопарк.

Главным содержанием игры младших дошкольников является выполнение определенных действий с игрушками. Они многократно повторяют одни и те же действия с одними игрушками: “трут морковку”, “режут хлеб”, “моют посуду”. Состав участников игры может быть ограничен одним - двумя детьми. Например, чтобы заинтересовать детей я предлагаю им приготовить вместе салат, а потом угостить кукол. Ева, бери терку – три морковь, а Максим – режь ножом яблоко. Перемешаем, а теперь угощайте кукол. Удивительный салат, витаминами богат.

Основные конфликты возникают из-за обладания предметом, с которым должно производиться игровое действие. Поэтому часто на машине едут два “шофера”, а обед готовят несколько “матерей”. И мамы, и шоферы согласовывать друг с другом свои действия с одной и той же игрушкой в силу возрастных особенностей еще не могут. Одна мама укладывает дочку спать, другая хочет вывести ее на прогулку; один шофер усаживает в автомобиль кукол, а другой их выбрасывает и т. п. Так возникает ссора — каждый тянет игрушку к себе, хочет выразить в игре свои желания, интересы, проявить свои чувства. Нередко бывает так, что, одержав верх над товарищем и заполучив игрушку, ребёнок вскоре откладывает ее в сторону. Малышу скучно играть в одиночку, так как ему не с кем поделиться своими наблюдениями, переживаниями. Иногда можно наблюдать, как дети безропотно подчиняются воле активных, агрессивных сверстников. Хорошо зная характеры, интересы детей, педагог должен увлечь их совместными действиями с игрушкой.

Ваня сидит в машине за рулем (он шофер). Дема толкает его (тоже хочет быть шофером). Оба не уступают друг другу. Чтобы не произошла ссора даю руль Деме «будешь шофером на автобусе, мы его сделаем из стульчиков, а Ваня шофером на такси. И у Вани будут пассажиры и у Демы. А потом вы поменяетесь местами, Дема будет шофером на такси, а Ваня шофером на автобусе. В этом возрасте резко увеличивается использование игрушек - заместителей. Например, у нас в группе : кубик – это и мыло, и хлеб, и телефон; шарик – это и яблоко, и витамин, и таблетка, и яйцо; открывающаяся коробка из под конфет – это ноутбук; карандаш – это градусник и т. д.

Также они могут насыпать в кастрюлю мелкие предметы (крышки, кубики и т. д.) и это у них будет суп.

СЮЖЕТ

Сюжет в этом возрасте носит бытовой характер (семья, парикмахерская, магазин, больница, транспорт, строители).

СОДЕРЖАНИЕ

В младшем дошкольном возрасте большую роль играет подражание. Поскольку маленькому ребенку свойственны эмоциональность впечатлительность, стремление ко всему яркому, необычному, обогащение детей новыми знаниями и представлениями должно проходить живо и занимательно, чтобы вызвать у малыша интерес, желание подражать.

Главное в игре детей - это воспроизведение действий взрослого, дети отображают то, что они видят в реальной жизни. Например: варят, кормят, моют посуду – как мамы; строят, едут на машине, лежат на диване – как папы; делают прически – как парикмахер; лечат – как врачи…

РОЛЬ

Роль детьми пока не осознаётся, т. е. выполняя роль, ребёнок «видит» конкретный образ - свою маму и делает все как она. Поэтому мы помогаем малышу принимать на себя роль, называть ее. Поначалу можно ограничиться комментариями к игровым действиям малыша, связав их с ролью. Например, говорю Маше, играющей с куклой: "Вот как ты хорошо укачиваешь Катю, как мама. Ты мама, а кукла - дочка", или Диме, который собирает кубики говорю: "Дима, ты у нас строитель, строишь дом".

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Очень любят малыши игры с песком, снегом, водой. Мы лепим «куличики» «пирожки» из снега и песка, приглашаем, друг друга угощаем.

На прогулке делаем горку для кукол из снега (сначала показываю как делать горку, затем предлагаю детям присоединиться, все вместе – будет быстрее. После того, как горка будет готова- играем вместе с детьми (катаем кукол с самой настоящей горки из снега).

Для игр с водой используем большие тазы, чтобы вокруг них могли находиться 4—5 детей, плавающие игрушки (например, утки и др.). И у детей тут же возникает игра. Я только показываю и подсказываю малышам, как интересно можно играть с уткой и утятами, какие забавные действия могут проделывать на воде утята, как мама учит их плавать и прятаться, когда почует опасность. С бумажными лодочками, корабликами устраиваем между детьми веселое соревнование: чья лодочка быстрее приплывет к противоположному краю таза.

Итак : основными задачами руководства играми в 1 младшей группе являются :

1) развитие и обогащение игровых действий с игрушками, сюжетов игры. Для этого мы проводим различные беседы, рассматриваем сюжетные картинки с изображением семьи, доктора в больнице, продавца в магазине, читаем книги, наблюдаем за трудом взрослых.

2) формирование умения у детей играть рядом, затем вместе.

Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребенка, а не занятием или действием по инструкции, если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя — взрослого, которому в любом случае надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнера.

Ребёнок живет в игре. И задача педагогов - стать направляющим и связующим звеном в цепи ребёнок-игра.

Публикации по теме:

Аттестационная работа «Роль сюжетно-ролевой игры на развитие индивидных характеристик детей 4–5 лет» Особое значение детства заключается в том, что при всех своих ограниченных возможностях ребенок, сам того не подозревая, решает главную.

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных навыков детей дошкольного возраста В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для детей – основной вид деятельности, форма организации жизни,.

Доклад «Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры» Доклад «Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста»Медведько Наталья Анатольевна Все помнят мультсериал.

Конспект НОД в первой младшей группе с элементами сюжетно-ролевой игры «Кукла Катя заболела»Конспект НОД в первой младшей группе с элементами сюжетно-ролевой игры «Кукла Катя заболела» униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №6 «Буратино» Конспект непосредственно.

Конспект сюжетно-ролевой игры для первой младшей группы «Овощной магазин» Цель: Формировать начальные навыки ролевого поведения. Материалы и оборудование: весы, касса, муляжи овощей и фруктов, сумка, кошелек, костюм.

Конспект сюжетно –ролевой игры «Магазин» в 1 младшей группе.Конспект сюжетно –ролевой игры «Магазин» в 1 младшей группе. Цель: • Формирование игрового опыта детей,. • Активизировать познавательно-речевое развитие через организацию разных видов деятельности:.

Конспект сюжетно ролевой игры первой младшей группы «Больница» Задачи: 1. Формировать у детей умение принимать на себя игровую роль (помощник доктора, пациент). 2. Побуждать детей обыгрывать сюжет знакомой.

План по сюжетно-ролевой игре в первой младшей группе Сюжетно-ролевые игры Задачи: в совместной со взрослыми игре передавать цепочку связанных по смыслу действий с игрушками; по показу взрослого.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника» Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника. Консультация для родителей. Уважаемые наши мамы и папы! Каждый из вас знает, что дети очень.

Сюжетно-ролевые игры и их роль в развитии ребенка «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». М. Горький. Дошкольное детство - короткий, но важный.

Библиотека изображений:

Публикация Материал к педагогическому совету «Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе.» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Мозжелина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Материал к педагогическому совету «Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе.»
Опубликовано: 20 апреля 2016 в 18:17
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД