МААМ-картинки

Освоение пространственных представлений детьми 3–5 лет

Марина Король
Освоение пространственных представлений детьми 3–5 лет

1. В чем состоят, на ваш взгляд, сложности в освоении простран-ственных отношений детьми 3—4, 4—5 лет? Используют ли дети этих возрастов адекватно пространственные предлоги и наречия?

Сложности в освоении пространственных представлений детей 3-4, 4-5 лет детей дошкольного возраста состоят в том, что они испытывают затруднения в ориентировке по схеме собственного тела, недостаточно владеют пространственной терминологией, также испытывают ограниченность ориентирования на плоскости и в окружающем пространстве.

Публикация «Освоение пространственных представлений детьми 3–5 лет» размещена в разделах

Дети этих возрастов не совсем адекватно используют пространственные предлоги и наречия, так как ошибаются в точности различения правого и левого, верхнего и нижнего, пространственного направления вперед и противоположного ему назад. Ребенок постепенно овладевает пониманием парности пространственных направлений, адекватным их обозначением и практическим различением.

2. Опишите методики активизации мыслительной деятельности по освоению пространственных отношений ребенком.

К методиками активизации мыслительной деятельности можно отнести плоскостное и объёмное моделирование, игры на трансформацию (преобразование, игры на комбинаторику, передвижение, замену, а так логические игры. Каждая из этих игр представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью деталей из различного материала. Эти задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной инструкции и т. п., таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Решение задачи предстает перед ребенком в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей «конструктора» (видимых и осязаемых вещей, с помощью которых ребенок должен выполнить задание.

В качестве примера можно привести игру - конструктор «Сложи из фигур» (плоское моделирование). Цель: Развивать воображение, знакомить детей с геометрическими фигурами (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат). Материал: плоские геометрические фигуры разной величины.

Таким образом, при помощи воображения ребенок может преобразовать фигуры и сложить из них какой то рисунок, сюжет или отдельный элемент.

3. Прокомментируйте предложенный текст и раскройте возможности моделирования пространственных отношений по содержанию отрывка из стихотворения Н. Заболоцкого:

Карлушка по улице гордо идет, Шагает ногами вперед и вперед, Захочет направо — Пойдет направо, Захочет налево — Пойдет налево.

Данный текст является определяющим по формированию у детей дошкольного возраста пространственных представлений. Педагог может организовать работу и многочисленные упражнения, в которых требуется воспроизведение направлений по названию, передвижение в указанном направлении, переход к их различению в процессе ходьбы и бега, при выполнении поворотов. Например, педагог предлагает флажком указывать направления: вверх — вниз, вперед — назад, направо — налево; правой рукой показать вперед, левой — вниз, двумя — вверх и т. д.

4. Назовите особенности восприятия детьми времени, которые необходимо учитывать при разработке педагогических технологий.

При разработке педагогических технологий при особенности восприятия детьми дошкольного возраста временных представлений стоит учитывать в первую очередь особенность развития каждого отдельно взятого ребёнка. У дошкольников слабо развитое «чувство времени», поэтому у них существуют многочисленные трудности при освоении ребенком временных категорий. Это связанно со специфическими особенностями времени: его текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени. Задачей педагога является делать упор на обозначение понятий и больше обращать внимание на категорию времени.

5. С какой целью в детском саду может быть организован музей часов (комната Гнома-часовщика? Предложите другие пути обогащения предметно-развивающей среды, направленной на развитие представлений детей о времени.

Музей часов в детском саду может быть создан для формирования у детей способности свободно ориентироваться в пространстве, представлений о времени и его измерении, о многообразии часов, их истории и значении в жизни человека. Дети в музее могут рассматривать экспонаты, трогать их руками, наблюдать за временем, за его текучестью и необратимостью, что позволит им в дальнейшем лучше ориентировать в пространственных и временных представлениях.

Для развития пространственно - временных представлений у детей в предметно-пространственную среду могут быть добавлены следующие игры и пособия:

• модели (частей суток, дней недели, времен года и т. д.) и детские календари;

• приборы для определения времени детьми (песочные и механические часы, секундомеры);

• настольно – печатные («Веселые часы»; «Времена года»; «Режим дня» и т. д.) и дидактические игры («Когда это бывает?», «День и ночь», «Части суток», «Будильник» и т. д.);

• репродукции картин художников (И. Шишкина, Левитана, Н. Рериха и др.);

• художественная литература (произведения С. Маршака, А. Барто, Е. Трутневой, Я. Акима и др.);

• альбомы с временами года и художественным словом (стихотворения, загадки, пословицы и поговорки);

• плакаты с временами года и иллюстрации «Какие бывают часы?»

6. Предложите современные педагогические технологии развития у детей представлений о массе и времени.

Для достижения наилучших результатов в работе с дошкольниками следует применять современные технологии поисково-исследовательской деятельности математического содержания, логико- математических игр, которые способствуют познанию и оценки ребенком величин, множеств, пространства и времени на основе выделения отношений, зависимостей и закономерностей.

Также можно использовать игры с применением технологии ТРИЗ, которые развивают пространственные представления, воображение, мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических задач. Дошкольники учатся выделять основные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их. Поэтому для математического развития детей рекомендуют применять следующие типы ТРИЗ-упражнений: «Поиск общих признаков» - найти у двух разных объектов как можно больше общих признаков; «Третий лишний» - взять три объекта, разные по смысловой оси, найти в двух из них такие сходные признаки, которых нет в третьем; «Поиск противоположных объектов» - назвать объект и как можно больше объектов, противоположных ему.

7. В чем состоит сравнение ребенком 3—4-х лет воздушного шара и металлического шарика (деревянного, пластмассового? Какова методика организации этого процесса?

Дети в возрасте 3-4 лет ориентируются в основном на внешний признак предмета (тяжелее, больше по размеру, потому что образец как меру для сравнения дети этого возраста еще не воспринимают. Для того чтобы сравнить предметы различные по массе (воздушного шара и металлического шарика, детям предлагается взять их в руки и соотнести словами, что из них тяжелее — легче. Эти понятия на этом возрастном этапе для их новые и до этого времени они их не использовали. Дошкольники в самостоятельных играх, быту, природе часто перебирают предметы, перекладывают, находят те, которые могут передвинуть, поднять и переложить на другое место. Можно предложить найти предмет и потом найти приблизительно такой же массой, давая понять детям, что они по массе одинаковые. Поэтому методика организации этого процесса состоит в том, чтобы упражнять дошкольников вначале определять массу предметов «на руке»; учить понимать относительность оценки массы при сравнении, подводить к пониманию, что один и тот же предмет может быть тяжелее одного, но легче другого; учить воспринимать и понимать равенство и неравенство предметов по их массе.

Публикации по теме:

«Умные клеточки». Пособие для развития пространственных представлений, произвольного внимания и мелкой моторики«Умные клеточки». Пособие для развития пространственных представлений, произвольного внимания и мелкой моторики Это пособие изготовлено из белой плотной ткани, контрастной тесьмы, в данном случае красной, и красных ниток. Сначала ткань складывается.

Дидактическая игра по формированию пространственных представлений для детей от 5 лет «Куда прилетела птичка?»Дидактическая игра по формированию пространственных представлений для детей от 5 лет «Куда прилетела птичка?» Дидактическая игра для детей от 5 лет «Куда прилетела птичка?» Цель: формирование у дошкольников пространственных представлений. Задачи:.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Фотоотчет «Освоение космоса моими почемучками»Фотоотчет «Освоение космоса моими почемучками» С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле, человек ощущал свою зависимость от неба. Его жизнь.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно — гигиенических навыков детьми трёх — четырех лет» Консультация для родителей младшей группы «Освоение культурно – гигиенических навыков детьми трёх – четырех лет». В 3 года дети многое умеют.

Фотоотчет «Освоение техники изонить»Фотоотчет «Освоение техники изонить» Технику «Изонить» можно легко освоить с детьми старшего дошкольного возраста, изучав ее в свободное время или организовав кружковую.

Презентация «Коррекционно-развивающая работа по направлению «Развитие пространственных представлений у дошкольников» Тема освещена в форме презентации и представляет собой обоснование проблемы на основе научных данных и литературы, а так же представления.

Развитие пространственных представлений детей. Упражнение «Каждой фигуре — своё место»Развитие пространственных представлений детей. Упражнение «Каждой фигуре — своё место» Упражнение "Каждой фигуре - своё место" Задачи: развивать пространственные представления – вверху, внизу, справа, слева; уточнить и закрепить.

Самостоятельная художественная деятельность «Освоение космоса»Самостоятельная художественная деятельность «Освоение космоса» Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста осуществляет многие воспитательные задачи, развивает такие качества.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Освоение пространственных представлений детьми 3–5 лет (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Марина Король на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Освоение пространственных представлений детьми 3–5 лет
Опубликовано: 19 января 2023 в 14:27
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД