МААМ-картинки

Математические сказки в образовательной работе с дошкольниками

Бритова Ирина
Математические сказки в образовательной работе с дошкольниками

Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Её изучение способствует развитию мышления, памяти, речи, воображения, эмоций; формирует волевые качества, творческий потенциал личности. От эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит в дальнейшем успешность обучения математике в начальной школе. Часто от взрослых можно услышать, что математика – скучная наука.

Публикация «Математические сказки в образовательной работе с дошкольниками» размещена в разделах

Это неверно. Нужно лишь правильно организовать образовательную деятельность дошкольников. Одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность. Когда ребёнок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче. Практика показывает, что на успешность усвоения материала влияет так же содержание предлагаемого материала и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Чем любит заниматься ребёнок больше всего? Играть и слушать сказки.

Мир детства невозможно представить без сказки. «Сказка выполняет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребёнка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого», — писал А. В. Запорожец.

Народные и авторские сказки, которые дети уже, наверное, знают наизусть — это бесценные помощники в обучении детей математике. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. Например: в русской народной сказке «Колобок» дети знакомятся с порядковым счётом. Сказки «Теремок» и «Репка» помогут запомнить не только количественный и порядковый счет, но и основы арифметики (присчитывание по единице)

С помощью сказки «Три медведя» ребятам легко усвоить понятие о размере и т. д. Чтение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» даёт возможность поговорить о понятиях «длинный» и «короткий». Еще одна очень полезная сказка для освоения счёта – «Про козлёнка, который умел считать до десяти». Кажется, что именно для этой цели она и создана. Пересчитывая вместе с козлёнком героев сказки, малыш легко запомнит количественный счёт до 10.

Мы предлагаем детям поиграть в сказку, стать ее непосредственными участниками, используя приём «вхождения в сказку» с помощью пособия «Волшебная книга сказок». Ведь там, где находится место сказке, всегда царит хорошее настроение, положительные эмоции, что способствует лучшему усвоению трудного математического материала. «Волшебная книга сказок» — это большого размера книга. На обложке вверху написано «Сказки», в середине обложки — ворота, которые можно открывать. На страницах книги – иллюстрации сказок. Чтобы отправиться в путешествие по страницам «Волшебной книге сказок», нужно приоткрыть ворота, закрыть глаза, сосчитать до 10 (20 и т. д.) и сказать волшебные слова «Крибле – крабле – бумс!».

Можно использовать различные виды счё та: двойками, тройками, порядковый, обратный счёт (в зависимости от возраста детей). После волшебных слов дети открывают глаза, а книга уже открыта на одной из страниц. Сюжет сказки, игровая ситуация заимствуется из сокровищницы мировой детской литературы. Присутствие сказочного героя придаёт обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует более эффективному усвоению, как математических понятий, так и литературного материала. Например, на страничке изображены герои сказки К. И. Чуковского «Доктор Айболит». Дети отгадывают, в какую сказку попали. Из-за ширмы появляется Доктор Айболит (это может быть кукла или воспитатель, переодетый в доктора). Детям предлагается игровая проблемная ситуация. Доктор Айболит разбил очки и не может сам раздать больным лекарство в соответствии выписанного рецепта. На коробочках из-под лекарства написаны примеры, у больных зверей (это игрушки) – рецепты, на которых написаны цифры – ответы к примерам. Дети решают примеры и помогают вылечить больных зверей.

Чтобы закрепить знания детей о геометрических фигурах, их свойствах: цвете, форме, величине, можно отправиться в сказку, где живёт баба Яга. Она (большая игрушка) сидит у своей избушки на курьих ножках и плачет, потому что никак не может попасть домой. Бедный домовёнок Кузя! Его уже давно пора кормить. Баба Яга случайно обронила ключ. Попросила она помощи у зверей. Да только вместо одного ключа они принесли целую коробку (коробку с блоками Дьенеша). Ребята с большим интересом выбирают нужный ключ, используя коды геометрических фигур.

Очень нравится детям бывать в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Появились браконьеры, закинули в море сети. Запутались в сетях подружки Золотой рыбки, и она просит помощи у детей: «Помогите, пожалуйста! Освободите моих подружек!» На полу лежат рыбки, вырезанные из картона, на каждой написан пример на сложение или вычитание. Сети – это карточки с цифрами. Рыбка считается спасённой, если решён правильно пример и рядом с рыбкой лежит нужная цифра.

А вот мы уже в сказке Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». В Цветочном городе Знайка изобрёл Машину Времени и пригласил всех своих друзей отправиться вместе с ним в полёт. Чтобы машина взлетела, нужно нажать несколько кнопок. Каждый раз детям предлагаются разные задания. Например: число на 1 меньше 4, или соседи числа 8, последующее или предыдущее число числа 5 и т. д.

В волшебной стране Математика есть необыкновенные сказочные математические часы, которые помогают малышам запомнить цифры, а детям постарше научиться определять время по часам. Знакомство с часами начинается со сказки : «Жил – был на свете игрушечных дел мастер Данило. Очень весёлый человек. Однажды мастер изготовил в своей мастерской цифры. Данило — мастер очень полюбил их и часто шутливо разговаривал с ними. Для каждой цифры Данило смастерил домик. Получились необычные математические часы. По ночам, когда мастер ложился спать, все цифры оживали, и собирались вместе. Они считали себя большой семьёй, братьями и сёстрами. И во всём любили порядок. Поэтому утром, когда мастер просыпался, все цифры уже были в своих домиках».

Роль взрослого – поддержать интерес детей. Обучая маленького ребёнка в процессе игры в сказку, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности перешла в радость учения.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказкиФормирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одна.

Использование расписных камней в работе с дошкольникамиИспользование расписных камней в работе с дошкольниками Доброе время суток, уважаемые коллеги, друзья, гости моей странички! Хочу представить вашему вниманию одно из направлений своей педагогической.

Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.

Использование мандал в работе с дошкольникамиИспользование мандал в работе с дошкольниками Детский коллектив неоднороден, все чаще в группу приходят дети с трудностями поведения, гиперактивные, нервозные. В работе с такими ребятишками.

Использование схем в работе с дошкольниками Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему внимаю свои схемы! Все мы с вами и родители, и педагоги, хотим, чтобы наши дети и воспитанники.

Кинезиология в работе с дошкольниками, педагогами, родителями.Кинезиология в работе с дошкольниками, педагогами, родителями. Кинезиология – сложное название, простые и полезные игры. Многих родителей, особенно родителей будущих первоклассников, волнует вопрос: как.

Конспект занятия по образовательной области «Элементарные математические представления» в старшей группе.Конспект занятия по образовательной области «Элементарные математические представления» в старшей группе. 2017 год объявлен в Беларуси Годом науки. Очень важно, чтобы подрастающее поколение выросло креативным, с нестандартным мышлением. Ведущую.

Нейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольникамиНейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольниками Мы уделяем большое внимание физическому здоровью детей, но при этом без внимания остается его психологическое здоровье (психика, эмоции).

Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольникамиНетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками В своей работе с детьми мне нравится использовать различные нетрадиционные техники рисования. Монотипия - (от греческого monos - один и.

Опорные схемы в работе с дошкольникамиОпорные схемы в работе с дошкольниками Проводя работу с дошкольниками по образовательной области "речевое развитие" (связная речь) сталкиваемся с такой трудностью, детям тяжело.

Библиотека изображений:

Публикация Математические сказки в образовательной работе с дошкольниками (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Бритова Ирина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Математические сказки в образовательной работе с дошкольниками
Опубликовано: 1 августа 2022 в 19:13
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД