Лучший педагог года

Мастер-класс «Экспериментирование как способ развития речи дошкольников»

Ольга Артемьева
Мастер-класс «Экспериментирование как способ развития речи дошкольников»

Мастер-класс

«Экспериментирование как способ развития речи дошкольников»

В последние годы отмечается неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. А одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности и подготовки к обучению в школе, является своевременное овладение правильной речью, и активное пользование ею.

Публикация «Мастер-класс „Экспериментирование как способ развития речи дошкольников“» размещена в разделах

Занимаясь с детьми экспериментированием, я не ставила самоцелью развитие речи. Однако в процессе работы я пришла к выводу, что экспериментирование оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных навыков (умение отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ, инициативно высказываться, реагировать на высказывания собеседника). Игры-эксперименты развивают мелкую моторику, тактильные анализаторы. Всё это стимулирует развитие речи.

Особенно отчётливо тесная взаимосвязь экспериментирования и развития речи видна в формировании связной речи. Чтобы связно рассказать о чём-либо, нужно ясно представлять объект рассказа, событие, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями, отбирать основные свойства и качества предмета, чему они учатся во время эксперимента.

В связи с этим я пришла к выводу, что экспериментирование может являться одним из средств развития речевой активности.

Работу по опытно-экспериментальной деятельности я провожу в 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.

1) подготовительный этап – постановка проблемы;

2) основной этап – поиск решения данной проблемы;

3) заключительный этап, или формулировка выводов – учит детей высказывать свои суждения, делать выводы и умозаключения.

Примеры экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Простые эксперименты с бумагой.

Опыт 1: «Бумажные колонны».

1) Постановка проблемы: Какой вес могут выдержать четыре обычных листочка бумаги?

2) Поиск решения. Скатаем лист бумаги трубочкой с короткой стороны и скрепим скотчем. Сделаем всего 4 таких трубочки. Расставим их на ровной поверхности по углам прямоугольника. Аккуратно поместим книгу на 4 «колонны». Уравновесив на колоннах первую книгу, аккуратно положим сверху вторую. Продолжаем выкладывать книги до тех пор, пока вся конструкция не рухнет.

3) Вывод. Лист бумаги сам по себе непрочный. Зато когда ты сворачиваешь его в трубочку, получается весьма крепкая конструкция. К тому же вес книги равномерно распределяется по четырем «колоннам», и на каждую приходится не такая уж большая нагрузка.

Варианты эксперимента: можно расположить единственную колонну по центру книги, поставить две на одну линию или две, поддерживающие противоположные углы. Какое размещение будет более надежное?

Опыт 2: «Бумажная хлопушка».

1) Постановка проблемы: Умеет ли бумага издавать звуки?

2) Поиск решения. Сложим из листа бумаги хлопушку (Согните лист бумаги А4 пополам вдоль. Разогните лист обратно и загните верхний правый угол, чтобы его край совпал с центральным сгибом. Так же загните левый угол и оба нижних угла. Получится подобие ромба. Поверните лист бумаги на 90 градусов и сложите его пополам по первому сгибу. Согните получившуюся трапецию пополам, совместив углы. Раскройте трапецию обратно и разместите так, чтобы короткая сторона оказалась внизу. Загните правую сторону, чтобы ее край совпадал с центральным сгибом. Угол будет выступать вниз за контуры фигуры. Так же согните другой угол. Поверните хлопушку и согните по вертикальной линии сгиба. Возьмите ее за два угла снизу, но не защемляйте складки в середине). Чтобы хлопушка издала звук, поднимем ее над головой и с силой махнем рукой. Хлопушка издаст громкий звук, когда поток воздуха заставит бумагу в середине расправиться.

3) Вывод. В основе работы хлопушки – давление воздуха. Когда ты резко опускаешь хлопушку, в складки бумаги попадает воздух. Давление между складками повышается и с силой разворачивает бумагу. При этом раздается громкий хлопок.

Вариант эксперимента: для большей громкости можно взять газету. За счет того, что фигура будет больше, а бумага тоньше, хлопок получится громче.

Итак, умение составлять вопросительные и восклицательные предложения, умения делать простые умозаключения, отвечать на вопросы, побуждают детей к передаче чувств и мыслей, тренируют и развивают речевую активность. Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой-либо конкретной ситуации, происходит развитие речевой активности.

Публикации по теме:

«Творческая мастерская» как способ социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Фотоотчет«Творческая мастерская» как способ социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Фотоотчет Работа социального педагога в ДОУ должна быть нацелена на продуктивное сотрудничество педагогов и семьи в деле воспитания детей, обеспечения.

Аудио-задания для развития речи дошкольниковАудио-задания для развития речи дошкольников Современного человека окружают современные предметы, гаджеты. Никого уже не удивить смартфоном, планшетом, ноутбуком, плеером, размером.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Игры и упражнения для развития речи дошкольниковИгры и упражнения для развития речи дошкольников "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.

Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников» Движение пальцев рук - имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около тысячи важных, биологически активных.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников» Цель моей работы по самообразованию : - продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать.

Рисование на песке как способ развития дошкольниковРисование на песке как способ развития дошкольников В нашем детском саду «Рябинка» летом дети очень любят играть в песочнице, придумывая сказку и рассказывая ее, строят подземный город,.

Пособие для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках» (часть 2)Пособие для развития речи дошкольников «Скороговорки в картинках» (часть 2) Хочу ещё раз обратиться к пособию, с которым ранее уже знакомила Вас – «Скороговорки в картинках». Работа с данным пособием организована.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Экспериментирование как способ развития речи дошкольников»
Опубликовано: 15 октября 2020 в 11:43
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Экспериментирование как способ развития речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Артемьева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД