МААМ-картинки

Мастер-класс «Вокально-хоровые упражнения как средство развития певческого голоса у дошкольников»

Ольга Васильева
Мастер-класс «Вокально-хоровые упражнения как средство развития певческого голоса у дошкольников»

Мастер-класс : «Вокально-хоровые упражнения, как средство развития певческого голоса у дошкольников».

Ход мастер-класса :

Друзья, я приглашаю Вас сейчас

На свой вокальный мастер – класс!

Много интересного поверьте, расскажу

И петь красиво, слажено сегодня научу.

Публикация «Мастер-класс „Вокально-хоровые упражнения как средство развития певческого голоса у дошкольников“» размещена в разделах

Цели: повысить уровень профессиональной компетентности педагогов путем овладения ими методами и приёмами развития вокально-хоровых навыков дошкольников.

Задачи: - дать понятие о правильной работе певческого и артикуляционного аппарата, использовании дыхания в пении, приёмы работы над чистотой интонирования;

- распространить педагогический опыт в работе по формированию вокально-хоровых навыков.

Еще несколько десятилетий назад жизнь ребёнка с самого раннего детства сопровождалась песней. Сначала это были пестушки, потешки, колыбельные, которые ему пели мама и бабушка. Затем заклички, дразнилки, приговорки.

Подрастая, ребенок приобщался к труду, и в его жизнь входили взрослые песни - трудовые, обрядовые, лирические, шуточные. Но с течением времени жизненный уклад людей кардинально изменился, и как результат прервалась цепочка непосредственной передачи песенного наследия народа. Современные родители больше озабочены интеллектуальным развитием своих детей и часто не придают значения эстетическому развитию ребенка.

А ведь хоровое пение всегда вызывало у детей положительные реакции: радость от коллективного исполнения, чувство единения с товаришами, наполнение особой энергией всего существа ребенка.

Как говорил выдающийся педагог, хормейстер и композитор Георгий Александрович Струве «Среди людей нет неталантливых. Все люди могут, и должны, научится петь».

Как вы думаете, насколько верно это утверждение? ….)

Сегодня я хочу поделиться с вами некоторыми приёмами, которые использую в вокально-хоровой работе. Но сначала расскажу вам одну интересную историю, которая произошла с коровой Мурёнкой. Видео

Как вы думаете, правильно ли поступил Соловей, что отстранил Мурёнку от общих репетиций? ….)

А как он должен был поступить? ….)

Конечно, ему нужно было научить Мурёнку петь, ведь ей это так нравится!

Существует миф о том, что если нет голоса от природы, значит певцом не стать! Но ведь если учиться и прилагать усилия, обязательно будет результат, пусть и не сразу.

Я предлагаю помочь нашей Мурёнке, обучить её вокально-хоровым навыкам, чтобы она тоже смогла петь в хоре.

Приглашаю 5 участников.

А начнём мы, конечно же, с певческой установки, которая приучает к красивой осанке, необходимой не только при пении, но и в повседневной жизни. Это положение, которое должен принять вокалист перед началом пения. Вы знаете, что петь можно сидя и стоя. Но нужно помнить определённые правила.

Если хочешь сидя петь,

Не садись ты как медведь.

Спину выпрями скорей,

Ноги в пол упри смелей

«Пиджачок». Можно надевать и снимать пиджачок, Надеваем пиджачок и снимаем пиджачок. Описываем полукруговые движения назад, а затем вперед, тем самым освобождаем плечи и корпус.

А если хочешь стоя петь,

Головою не вертеть.

Встань красиво подтянись,

И спокойно улыбнись.

Чтобы петь стоя ноги ставим «узкой дорожкой».

Так же можно выполнить упражнение «Пружинки» : по команде подняться на носочки и опуститься. Таким образом, отрабатывается певческая постановка корпуса при пении с опорой на ноги.

Для детей представляет определённую трудность сохранения правильной певческой установки в течение длительного времени. Поэтому нужно дать детям возможность изменить позу. Помогают в этом динамические паузы, которые можно включить в любой раздел занятия.

Вот одна из них.

«Медведь» упражнение для старших дошкольников

Сел медведь на брёвнышко, Сесть, ссутулившись, опустив плечи и положив расслабленные руки на колени.

Посмотрел на солнышко, Поднять голову вверх.

Покачался, Покачаться вправо-влево.

Потянулся, Потянуться, разводя руки в стороны.

Вправо, влево повернулся, Сделать поворот вправо, затем влево.

Сел красиво, Сесть прямо.

Улыбнулся Улыбнуться.

И сказал: «Хоть я – медведь, Погрозить пальцем.

Но хочу красиво петь!» Покачать головой право и влево.

И так, наш корпус занял правильную позицию и готов к пению.

Но без чего мы с вами не сможем петь? Как вы думаете? Ответить на этот вопрос вам помогут вот эти предметы

На столе лежат воздушный шарик, мыльные пузыри, свеча, цветок. Ответ)

Конечно, основа голосообразования это дыхание. Если в повседневной жизни мы используем непроизвольное дыхание, то певческое дыхание требует волевых усилий. Оно состоит из вдоха, задержки дыхания и постепенного дозированного выдоха.

Это очень интересно

Научиться песни петь.

Но не каждому известно,

Как дыханьем овладеть.

Мягким делать вдох старайся,

Вдыхай носом, а не ртом.

Да смотри, не отвлекайся,

Сделал вдох – замри потом.

Выдох делай тихим, плавным,

Как кружение листа –

Вот и выйдет песня славной,

И свободна, и чиста!

Дыхательные упражнения можно выполнять без звука и со звуком, а так же с движениями и с предметами.

«Мыльный пузырь» по руке делать быстрый вдох, задержку и продолжительно-активный выдох, пока не лопнут мыльные пузыри.

Упражнения без звука «Надуваем шарики» живот надуваем, как шарик, а потом втягиваем в себя и выдыхаем воздух медленно и постепенно; затем тянем звук ровно и спокойно, без толчков.

Упражнение с движениями «Воздушный шарик»

Взявшись за руки, встают в тесный круг.

У меня есть шар воздушный

Яркий, лёгкий и послушный.

Я, когда гулять хожу,

Шар за ниточку держу.

Надувают шарик при помощи звука «ф», медленно расширяют круг, держась за руки. Руки не натягивать, чтобы «шарик не лопнул».

Шарик очень я жалею,

Почему же он худеет?

Держась за руки, «сдувают шарик» : произносят звук «с» и медленно сужают круг.

Упражнения с предметами «Кораблик» дуем плавно и длительно на бумажный кораблик (пускаем кораблик по реке)

Я предлагаю изготовить из подручных средств атрибуты, с помощью которых можно развивать дыхание.

Это бабочки, снежинки, листочки, птички, к ним прикрепляется нитка с петелькой на конце. Ребёнок надевает петельку на палец и под звучание музыки дует на них, наблюдая, как в воздухе танцуют, например, снежинки. Для звукового сопровождения подобных упражнений рекомендуется использовать фонограммы классической или народной музыки, записанной на фоне звуков природы – пения птиц, воя ветра, шума листвы и т. д.

Эти упражнения очень полезны, как для формирования привычки правильного дыхания, так и для разогревания голосового аппарата.

А пока коллеги работают, предлагаю выполнить дыхательное упражнение с движениями «ВЕТЕРОК»

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну, а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками). Повторить 3-4 раза.

Красивое пение невозможно без дикции. Дикция – ясность, разборчивость произнесения текста. Дикция в хоре зависит от качества произношения каждым поющим. Для работы над дикцией можно использовать пальчиковые игры, артикуляционную гимнастику, скороговорки, чистоговорки.

Предлагаю провести игру-скороговорку «Кто хочет разговаривать»

Все стоят в кругу, педагог произносит скороговорку, передаёт игрушечный микрофон по кругу, на ком закончилась фраза, тот говорит слова.

Педагог: Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Участник: Я буду разговаривать

И буду выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Так же, помогают скороговорки. Но произносить их просто так скучно и неинтересно. Поэтому предлагаю использовать следующие игровые приё мы:

говорим скороговорки с разной звуковысотностью: например, можно проговорить скороговорку «Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель»

• сидя на Луне – высоко

• находясь под землей - низко

• поднимаясь или снижаясь в лифте - повышаем высоту звука

• тихо или громко

• увеличивая или уменьшая громкость, высоко, низко, изменяем темп

• быстро или медленно

• с ускорением, с замедлением.

И так, перейдем к настройке голосового аппарата, которая готовит его к естественному и непринужденному звукоизвлечению.

Красивое пение складывается из чистого, точного звука, имеющего приятную тембровую окраску. Достигается красота пения только путём многократных повторений и постоянной, кропотливой работы над звуком. В этом помогают упражнения направленные на :

- формирование правильного звукообразования;

- развитие чистого интонирования;

- развитие ладового чувства;

- расширение вокального диапазона.

• Для развития и обострения восприятия высоты звуков, так же можно использовать различные предметы, помогающие понять это соотношение. Например, строить башенку и петь (чем выше кубик, тем выше звук,

• Сложить в «музыкальную» коробочку красивые ленточки (ниточки) и вытягивать их по одной, пропевая, при этом «длину» ленточки.

• Если ребёнок тянет звук, но не попадает, можно поиграть в игру «Передай», взяв в руки небольшой предмет, который поместится в руке ребёнка. Передать ребёнку этот предмет вместе со звуком. Ребёнок должен вернуть предмет и звук обратно.

Сегодня я предлагаю вам познакомиться с алгоритмом для постановки голоса.

Он представлен на экране. По нему мы будем настраивать голосовой аппарат.

Что вы видите? Изображение звука «У», значит мы будем воспроизводить именно «у». Линий показывают непрерывность звука. Петь следует по указке, т. е. по руке дирижёра, тем самым, вырабатывается навык, необходимый в хоровом пении.

Движение указкой начинается вниз по жирной линии первой «у»; затем «нюхаем цветочек» - вдох, указка по дуге; указка по точкам – отрывистое исполнение/стаккато; далее по жирной линии и соединением с первым звуком «У-у-у-Ух».

Первый раз исполняю сама

Обязательно следим за положением губ - губы «дудочкой», руки «дежурят» у щек, проверяя, что зубы разжаты, подбородок свободно опущен; дыханием (спокойно, плавно вдыхаем на цветочке («понюхай» цветочек и «запри» дыхание); ведём голос согласно движению руки с расширением в долгом звуке; отрывистый звук на стаккато. Все движения голосового аппарата при пении связаны с движением руки с указкой, т. е.

Пение по алгоритму

Наш голос готов к пению. Сейчас мы вместе с Мурёнкой разучим не сложную песню и вместе хором исполним её.

Разучивание

Я думаю, после таких систематических занятий наша Мурёнка много чему научится, будет петь лучше, чище и теперь уже никому в хоре не будет мешать, а наоборот будет его украшением. Ну вот, хор готов спеть свою замечательную песенку, а мы им в этом поможем.

Исполняется песня «До, ре, ми, фа, соль»

Мурёнка была хорошей ученицей и у неё всё получилось. Я надеюсь, что вам тоже был полезен мой мастер-класс и вы взяли для себя, что то полезное.

А сейчас подойдите к нотному стану и возьмите с него нотку такого цвета, какое настроение у вас осталось после нашего занятия. Если оно хорошее и вам было легко справляться с заданиями, то нотка будет жёлтого цвета, а если вам, что то не понравилось и вы испытывали трудности, нотка будет синего цвета.

Теперь переверните нотку, с обратной стороны написана фраза, которую вам нужно закончить: сегодня я узнала, мне было интересно узнать, теперь я могу…., я научилась, у меня получилось, я смогла, я попробую сама, мне было трудно выполнять, у меня не получилось., мне не понравилось…

Надеюсь, вы согласитесь с тем, что ювелир, работая над огранкой камня, создавая ювелирное украшение, никогда не получит результата, если не станет соприкасаться с камнем, высекая его по замыслу. Пианист не сыграет виртуозно, не имея многочасовых упражнений за инструментом. Так же хоровой коллектив, не добьётся результата, не оттачивая кропотливо своё вокально-хоровое мастерство.

Спасибо за снимание!

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова 1. Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку). Цель: Развивать память детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку,.

Игры и упражнения для развития речи дошкольниковИгры и упражнения для развития речи дошкольников "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.

Искусство как средство воспитания и духовного развития дошкольников Искусство как средство воспитания и духовного развития дошкольников. Калачева Л. А. Во все времена и эпохи подлинное искусство оказывало.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (1-е полугодие) Почти все дети любят петь. Пение-один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Вы, наверное часто слышали выражение: запел.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (2-е полугодие) Сегодня мы поговорим о необходимости раннего обучения правильной вокализации. Считается, если ребенок учится петь с детства, его голос приобретает.

Макеты — как средство развития игровой деятельности дошкольниковМакеты — как средство развития игровой деятельности дошкольников Макеты- как средство развития игровой деятельности дошкольников. Для интеллектуального развития детей в дошкольном учреждении используются.

Мастер-класс для педагогов «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с ОНР«Мастер-класс для педагогов «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с ОНР« Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игра в друдлы как средство развития речи и творческих способностей дошкольников с общим недоразвитием речи».

Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Степ-логоритмика как средство развития речи дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги! Цель мастера класса. Применить степ - логоритмику, как средство коррекции речи дошкольников. Задача. Познакомить.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Вокально-хоровые упражнения как средство развития певческого голоса у дошкольников»
Опубликовано: 29 июня 2023 в 22:39
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Вокально-хоровые упражнения как средство развития певческого голоса у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Васильева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД