МААМ-картинки

Мастер-класс «ТРИЗ — это интересно!»

Татьяна Митрохина
Мастер-класс «ТРИЗ — это интересно!»

Цель мастер-класса: повышение компетентности педагогов в применении методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми.

Задачи:

- Познакомить педагогов с теоретическими основами ТРИЗ.

- Познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ в работе по составлению загадок.

- Познакомить с особенностями, методикой, алгоритмом составления загадок детьми, формами работы;

- Показать на конкретных примерах способы составления загадок в работе по речевому развитию.

Публикация «Мастер-класс „ТРИЗ — это интересно!“» размещена в разделах

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

В ходе проведения мастер-класса будет продемонстрирована методика (алгоритм) работы по составлению загадок детьми по опорным таблицам.

Прогнозируемый результат мастер-класса:

- получение педагогами представления о методике составления загадок детьми по опорным таблицам разными способами в работе по речевому развитию детей:

- активизация внедрения в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов активизации интеллектуальных, творческих способностей детей.

Ход мастер-класса

1. Вступительная часть.

Слайд №1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Слайд №2

Многим известны шесть советов Альберта Эйнштейна, как пробудить в себе гения. Свой мастер-класс я хотела бы начать с одного совета «Логика поможет тебе попасть из А только в Б, а воображение же может унести в любую точку».

Слайд №3

Как часто нам приходится делать выбор? Практически всю жизнь, каждый день. Мы выбираем свой жизненный путь, профессию… В своей профессиональной деятельности мы выбираем методики, технологии, оптимальные формы работы, позволяющие добиться высоких результатов и решить задачи качества образования.

Слайд №4

Сегодня я сделала выбор на технологии ТРИЗ. Тема моего мастер класса «ТРИЗ – это интересно!»

Слайд №5

Согласно образовательному стандарту педагогу необходимо обеспечить единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач.

Перед нами проблема. Как мы будем ее решать? Давайте попробуем ответить, используя игру «Да – Нет».

-Будем давать готовые знания детям? (Пауза, выслушать ответы)

- Развивать у детей умения самостоятельно добывать и открывать знания? (Пауза, выслушать ответы)

- Будем использовать педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности ребенка?

Коллеги, мы с вами пришли к выводу, что для ребёнка наиболее ценно –самостоятельно прийти к знаниям как к результату деятельности.

Слайд №6

В настоящее время в дошкольном образовании активно применяются технологии развивающего обучения. Сегодня я предлагаю вам вместе со мной поговорить о ТРИЗ-педагогике. ТРИЗ известен уже около 50-и лет, его автор – Генрих Альтшуллер. Главная задача данной технологии – научить думать нестандартно и находить собственные решения.

ТРИЗ-педагогика. Если разбить это понятие на две части, то мы получим удивительное сочетание: педагогика- наука о воспитании, а ТРИЗ – это прием, который поможет сделать это воспитание эффективным.

Слайд №7

Теория решения изобретательских задач. Для простого человека эта технология кажется недосягаемой, такой узкой сферой, доступной только для изобретателей. На самом деле это не так. Мы каждый день что-нибудь изобретаем Что надеть…. Как сказать…Как принять какое-нибудь решение…. Мы все время что-то изобретаем.

Для этого человеку дано свойство психики – мышление. А ТРИЗ позволяет тренировать мышление так, что всякая задача в любой сфере жизни будет решаться эффективно.

Слайд №8

Почему-то среди педагогов сложилось мнение что ТРИЗ – это что-то очень сложное. Сегодня мы вместе попробуем в этом разобраться. Что даёт технология ТРИЗ педагогу? Возможность организации проблемного, интегрированного обучения, где главным становится педагогический поиск. Знания преподносятся не как истина, не требующая доказательств, а как теорема, которую надо вывести самостоятельно и применить её в дальнейшей жизни. Обучение ТРИЗ связано с изучением и запоминанием алгоритмов и методик, и их практическим применением.

2. Практическая часть.

Слайд №9

Предлагаю участникам конкурса поиграть в игру «Хорошо – плохо», которая позволяет выявить противоречия в одном объекте. Вопрос «Почему?» заставляет детей постоянно находить в одном и том же предмете плохие и хорошие стороны. Ветер - поток воздуха, который быстро движется параллельно земной поверхности.

Назовите его положительные стороны (высказывания)

Слайд №10

Да, коллеги вы достаточно точно определили положительные стороны ветра.

- А теперь назовите его отрицательные стороны (Высказывания)

Слайд №11

Молодцы, вижу, что вас заинтересовала технология ТРИЗ. Приглашаю 6 участников конкурса, продолжить дальнейшее знакомство с технологией.

Пожалуйста, проходите за столы.

Работа с фокус-группой.

Слайд №12

Коллеги, в своей работе с детьми мы часто используем загадки.

- Как вы считаете, зачем загадывают и отгадывают загадки? Можно говорить все. (Выслушать ответы)

- Потому что детям нравится открывать тайны.

Слайд №13

Учитывая то, что загадка – это своеобразная игра, я решила научить детей играть в загадки: не отгадывать их, а наоборот, придумывать с помощью простых алгоритмов, разработанных Татьяной Александровной Сидорчук,

Слайд №14

Предлагаю разобрать технологию составления загадок. Каждая группа будет работать по отдельной модели, которые находятся у вас на столах.

Как будем работать?

1. Придумайте, о чем будет загадка.

2. Выделить у этого объекта основные свойства (не более 3,

3. К каждому свойству подберите другой объект, который обладает этим же свойством.

Ответы запишите в таблицы. Затем добавляем слова связки «Как», «НО не» и получаем загадку. На это вам дается 5 минут.

Группы работают по карточкам самостоятельно

- Коллеги, давайте вспомним, как обычно дети знакомятся с загадками? Дети слышат загадку. Как правило, самый сообразительный ребенок догадывается, каков ответ. Остальные дети слушают и запоминают. Когда эту же загадку повторяют через некоторое время тем же детям, то мы видим «лес рук» - так работает навык запоминания.

Слайд №15

Гораздо полезнее учиться сочинять загадки.

В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основные модели составления загадок:

1. По признакам;

2. По действиям;

3. По ассоциациям.

Слайд № 16

Обучение происходит следующим образом. Педагог демонстрирует таблицу с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.

Давайте разберём первую модель составление загадки по признакам. Например, нам надо составить загадку о самоваре. Дайте самовару образные характеристики

- Какой самовар? (Выслушать ответы) Хорошо, много вариантов. Выбираем подходящий – получаем результат.

Слайд №17 – заполняем левую колонку таблицы

Далее надо дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Слайд №18

Выбираем наиболее удачный вариант сравнения и заполняем правую колонку.

При работе с детьми по придумыванию загадок в правой части можно зарисовать объект, подобрать картинку. (Анимация)

Теперь давайте попробуем составить загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».

Данная технология стимулирует интерес ребенка, познавательную и речевую активность, творческое воображение, ассоциативное мышление, что, в свою очередь, позитивно влияет на его интеллектуальное развитие.

Слайд №19 Работа с фокус-группой

Уважаемые коллеги! Возвращаюсь к вам. Вы уже готовы представить нам свои загадки. Давайте посмотрим, что у нас получилось. Сначала зачитайте левую сторону таблицы, затем правую. И результат – новая загадка. Итак, первой группе нужно было составить загадку по признакам. (Ответ). Замечательно справились.

Вторая группа составляла загадку по действиям. Очень интересно, молодцы.

Третья группа составляла загадку по ассоциациям. Молодцы, у вас было самое трудное задание. Вы отлично справились.

- Коллеги, скажите, пожалуйста, как вы считаете: «ТРИЗ – это интересно! «Спасибо за активность, творчество, присаживайтесь, пожалуйста.

Если вы хотите, чтобы активность детей на занятиях составляла 100%, чтобы совершалось пусть небольшое, но открытие – займитесь ТРИЗ. Всё гениальное – просто, а всё грандиозное начинается с малого – с первого шага. Надеюсь, мне удалось это сегодня показать. Прошу Вас оценить мастер-класс, используя цветные карточки:

Слайд№20

Ответьте на вопрос «Получил теоретические знания, освоил технологию». Да – зеленый, частично – желтый, нет – красный.

Подведение итогов мастер – класса, рефлексия.

Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.

ТРИЗ можно обучаться всю жизнь, постоянно шлифуя свои собственные алгоритмы.

Слайд №21 Свой мастер-класс хотела бы закончить советом Альберта Эйнштейна: «Главное не перестать задаваться вопросами!»

Публикации по теме:

Консультация «Математика — это интересно» Формирование элементарных математических представлений у детей — это средство развития их умственных, познавательных способностей. Стремление.

Консультация для родителей «Пуговицы — это интересно!»Консультация для родителей «Пуговицы — это интересно!» «Проект – это всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью.» У. Х. Килпатрик Некоторые родителей не знают чем и как.

Конспект родительского собрания «Секреты природы — это так интересно!» Цель: Содействовать становлению экологического сознания у родителей. Познакомить с этапами работы по экологическому воспитанию детей в группе.

Квилинг — это интересно!Квилинг — это интересно! Заинтересовалась техникой квилинга. сделала образцы работ и стала опробировать свой перспективный план с детьми. Как по волшебству, появляются.

Мастер-класс на тему: «Математика — это интересно» 1 слайд: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада приветствовать в этом зале Вас, - людей, убежденных в том, что детство – один из лучших.

Математика это интересно. Учим фигуры. Консультация для родителей Для того чтобы научить различать, ребенка, фигуры, смешивайте большое количество схожих фигур – овалов и кругов, квадратов и прямоугольников,.

Памятка для родителей «Народные игры — это интересно» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Детский сад № 38 «Солнышко» Памятка для родителей «Народные игры – это интересно».

Памятка для родителей «Сказка — это интересно» Сказки – одно из первых литературных произведений в жизни малыша. Именно через сказку ребенок познает нравственные нормы, учится сопереживать,.

Проект, посвященный Дню Космонавтики «Космос — это интересно!» Проект, посвященный Дню космонавтики «Космос - это интересно!» в средней группе Тип проекта: познавательно-игровой. Продолжительность:.

Зимняя прогулка — это полезно и интересно!Зимняя прогулка — это полезно и интересно! Что может быть радостнее и полезнее в зимнее время года для наших дошколят! Конечно это зимняя прогулка! Как здорово, что есть зима! Природа.

Библиотека изображений:

Публикация Мастер-класс «ТРИЗ — это интересно!» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Митрохина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Мастер-класс «ТРИЗ — это интересно!»
Опубликовано: 4 июня 2017 в 19:52
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД