Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Туйаара Боянова
Мастер-класс для педагогов «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

МАСТЕР – КЛАСС

Тема: «Знакомьтесь, экологическая тропа

Педагог : Здравствуйте, уважаемые коллеги!

О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…»

Я рада видеть вас на нашей встрече.

На столе листы А-3, фломастеры, карандаши, листы бумаги, ножницы, тарелочки, клей-карандаш, ручки.

1. Знакомство с темой работы :

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Знакомьтесь, экологическая тропа!“» размещена в разделах

Формирование основ экологической культуры и экологически грамотного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного воспитания и образования 21 века. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение.

Дети постоянно соприкасаются с природой. Такие встречи помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам, дать представления о том, что в природе все взаимосвязано, показать роль человека в жизни природы.

Сегодня как никогда актуально требование бережного отношения к природе, ее ресурсам, исправление ошибок деятельности человека на планете. Человек – не царь природы, а ее разумная часть, которая может навредить или помочь природе, в том числе и себе.

Знакомство дошкольников с экологическими знаниями, с природой мы должны осуществлять, опираясь на принципы проектного обучения.

2. Проблема: как можно в наших условиях (на территории нашего детского сада) грамотно, с пользой для детей оформить участки групп и разнообразить деятельность детей на прогулке?

Одним из видов экологической работы является деятельность детей на экологической тропе. Это является хорошим методом организации деятельности детей на прогулке и помогает продуманно, с пользой оформить территорию ДОУ.

Тема встречи: Я хочу предложить вашему вниманию знакомство с экологической тропой, ее организацией, созданием паспорта экологической тропы.

3. Презентация «Экологическая тропа на территории дошкольного учреждения».

- Экологическая тропа – это разработанный маршрут (в природе или на определенной территории, на котором осуществляется экологическое развитие детей путем практико-ориентированной экскурсионной деятельности. Экологическая тропа является ведущим средством формирования основ целостной, «экологической» картины окружающего мира.

- Основные задачи экологической тропы :

1. формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам;

2. развивать устойчивый интерес детей к природе, ее неживым и живым объектам и явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы;

3. формировать систему практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей природы, умения видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения, т. е. заложить систему экологического мышления, познания, основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе;

4. воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение ответственно ухаживать за растениями и животными, желание наблюдать за жизнью растений и поведением животных, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.

- Функции экологической тропы.

В ДОУ экологические тропинки, как назвала их Наталья Александровна Рыжова, выполняют:

• познавательную,

• развивающую,

• эстетическую,

• оздоровительную функции.

- Можно выделить 3 основных типа экологических тропинок :

1. на территории ДОУ,

2. в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер,

3. в здании ДОУ.

- Занятия на экологической тропе.

Система занятий на экологической тропе составляется в соответствии с требованиями образовательного компонента по экологическому образованию в рамках программы, которую реализует наш детский сад (Примерная образовательная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15, общеразвивающая дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования «Шаг за шагом»; Примерная образовательная программа дошкольного образования «Образование для процветания»).

Содержание экологического образования разрабатывается для каждой возрастной группы, как проектная работа на экологической тропе.

Занятия на экологической тропе проводятся в течение года, исходя из принципа сезонности, продолжительность экскурсий-путешествий в зависимости от возрастных особенностей детей может составлять от 15 до 30 минут.

- Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.

В качестве объектов (видовых точек) экологической тропинки выбираются различные виды дикорастущих, культурных растений (деревьев, кустарников, трав, мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса, клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков, божьих коровок, небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т. д.

Взаимодействие человека с природой (положительное и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории ДОУ, скворечников.

- Формы работы на экологической тропе :

1. ролевые и имитационные экологические игры,

2. систематические наблюдения за неживой природой и жителями экологической тропы,

3. проведение экологических опытов,

4. экологические практикумы,

5. ситуации эстетического восприятия природы,

6. продуктивная и художественная деятельность (по сезону и по погоде).

Эффективной организации работы с детьми на экологической тропе способствует прием использования сказочных героев (Дядюшка АУ, Незнайка, Старичок Лесовичок, Пес Барбос, Почтальон Печкин). Дядюшка АУ и Старичок Лесовичок – лучшие друзья и помощники ребят в решении экологических проблем.

- Этапы создания и оформления экологической тропы :

1. детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;

2. составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов (нарисовать в кружочке бабочку, яркий цветок, дерево и соединить эти рисунки линией-дорожкой, по которой они идут от объекта к объекту);

3. выбор с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания, приглашать их в гости;

4. фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта экологической тропы);

5. изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;

6. составление рекомендаций по использованию объектов тропы для работы с детьми.

Кто, кроме педагогов, администрации ДОУ может принять участие в оформлении экологической тропы?

4. Работа с педагогами (за столом) : листы бумаги А-3, фломастеры, картинки, клей-карандаш, ножницы.

Я предлагаю вам, моим помощникам, разработать мини-маршрут экологической тропы нашего детского сада. Ваша задача: разработать маршрут экологической тропы и паспорт объектов на тропе для детей старшего дошкольного возраста на территории детского сада, который вы выбрали, опираясь на информацию, которую вы узнали. Возьмите 3-4 объекта для начала.

Материал для описания: научные данные, стихотворения, загадки о растениях, животных, насекомых, пословицы, поговорки.

Не забудьте выбрать хозяина вашей тропы.

Как у вас замечательно получилось! Вам пригодились все ваши знания окружающего мира, знание художественных произведений…

5. Вопросы к педагогам :

1. Уважаемы педагоги, как вы думаете, кто, кроме педагогов, администрации ДОУ может принять участие в оформлении экологической тропы?

2. Как вы считаете, надо ли посещать сразу все точки тропинки?

6. Заключительная часть.

Вывод: Я надеюсь, что наш мастер-класс от кафедры экологии нашей школы-лаборатории вам понравилась и оказалась полезной для вашей работы.

Я считаю, что работа на экологической тропе дает много ценного для педагогов :

1. это позволяет более продуктивно использовать прогулки с детьми для экологических занятий и оздоровления детей на свежем воздухе;

2. один и тот же предмет можно рассматривать в течение долгого времени в зависимости от поставленных задач, т. е. при этом присутствует элемент незаконченности, который является одним из стимулов детской познавательной деятельности. Детям всегда хочется узнать, а что же было дальше (как в сказках);

3. это дает возможность получать знания об объекте в разные сезоны года;

4. на тропе можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии;

5. здесь присутствует интегрированный подход: свои впечатления об увиденном дети выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Наша экологическая тропа»Фотоотчет «Наша экологическая тропа» В нашем детском саду тоже появилась экологическая тропа, а чтобы нашим воспитанникам и их родителям было удобно на ней ориентироваться,.

Фотоотчет «Экологическая тропа» в разновозрастной группе от 3 до 6 летФотоотчет «Экологическая тропа» в разновозрастной группе от 3 до 6 лет Людмила Редькина Фотоотчёт. Знакомство с окружающим миром «Экологическая тропа». (разновозрастная группа от 3 до 6 лет) Цель: Развитие у.

Дидактическая игра «Экологическая тропа» из фетраДидактическая игра «Экологическая тропа» из фетра Дидактическая игра по экологическому образованию детей дошкольного возраста «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА». Экологическая тропа - демонстрационный.

Я и природа. Экологическая тропа.Я и природа. Экологическая тропа. Я и природа. Экологическая тропа. Цель: продолжить знакомить с законами природы; с растительным и животным миром; формировать ответственность.

Наша Экологическая тропаНаша Экологическая тропа Формирование экологической культуры у детей происходит только при благоприятном природном и социокультурном окружении. Нашему детскому.

Оформление участка «Экологическая тропа в ДОУ»Оформление участка «Экологическая тропа в ДОУ» Цель:формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям,.

Экологическая тропа. «Отель для насекомых»Экологическая тропа. «Отель для насекомых» На территории нашего детского сада разработана экологическая тропа, которая позволяет наглядно познакомить дошкольников с разнообразными.

Экологическая, или природная, тропаЭкологическая, или природная, тропа Экологическая, или природная тропа Цель создания и прокладки экологической тропы заключается в создании условий для формирования у ребенка.

Экологическая тропа «Лаборатория»Экологическая тропа «Лаборатория» Примерные игры на свежем воздухе в виде экспериментирования, как с водой, так и с песком. Игры - эксперименты с песком «Откуда берётся.

Экологическая тропа «В гостях у Потапыча»Экологическая тропа «В гостях у Потапыча» Всем привет! На участке детей младшей группы гостей и детей ждет сказочный герой- медведь Потапыч, со своими полосатыми друзьями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Знакомьтесь, экологическая тропа!»
Опубликовано: 15 сентября 2022 в 11:35
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД