Получи документы

Мастер-класс «Технология развития слухового восприятия детей после кохлеарной имплантации с использованием ИКТ»

Анастасия Антонова
Мастер-класс «Технология развития слухового восприятия детей после кохлеарной имплантации с использованием ИКТ»

Технология развития слухового восприятия детей после кохлеарной имплантации с использованием ИКТ

«От милосердия - к педагогике, от коррекции - к коммуникации, от традиций - к инновациям!»

Добрый день, уважаемые коллеги. Начать я хотела бы с японской пословицы : «Расскажи мне - и я услышу, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать самому - и я научусь!»

Мое кредо: «Помочь ребёнку с нарушением слуха войти в мир, как полноправному творцу и деятелю, используя свой творческий потенциал и познавательную активность».

Публикация «Мастер-класс „Технология развития слухового восприятия детей после кохлеарной имплантации с использованием ИКТ“» размещена в разделах

В настоящее время для нашего дошкольного учреждения является актуальным накопление практического опыта работы с кохлеарно-имплантированными детьми. Кохлеарная имплантация – это хирургическое восстановление слуха, в ходе которого в улитку внутреннего уха устанавливается специальный прибор. Он стимулирует сохранные структуры слухового нерва, что способствует восприятию звуков. Глухой ребенок с КИ неожиданно начинает слышать разные звуки, но они первое время не несут для него смысла и сливаются в один шумовой поток. В это время важно научить такого ребенка слушать, узнавать и различать звуки окружающего мира.

Использование ИКТ позволяет повысить эффективность такой работы. Это универсальный помощник педагога при проведении интерактивных занятий по развитию слухового восприятия.

Сегодня я вам представлю технологию развития слухового восприятия детей после КИ с использованием интерактивной доски, что является основной педагогической идеей моего опыта.

Цель: показать участникам мастер-класса особенности коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста после кохлеарной имплантации.

Задачи:

- познакомить участников мастер-класса с технологией развития слухового восприятия детей после кохлеарной имплантации через ИКТ

- раскрыть содержание мастер-класса посредством выполнения комплекса игровых заданий;

- показать практическую значимость использования данной технологии, убедить педагогов в целесообразности её использования.

Материально-техническое и методическое обеспечение:

- мультимедийное оборудование,

- презентация,

- интерактивная доска,

- аудиозапись,

- картинки,

- мозольные инструменты.

Продолжительность проведения: 20 минут.

Целевая аудитория: педагогические работники образовательных учреждений дошкольного, общего, дополнительного образования.

Основная часть мастер-класса :

В соответствии с современными психолого-педагогическими теориями, исследованиями российских ученых, занимающихся проблемой кохлеарной имплантации (Н. Д. Шматко, Э. В. Миронова, А. И. Сатаева, И. Королёвой и др.) и опытом обучения имплантированных детей доказано, что успешность реабилитации таких детей определяется соблюдением двух основных условий: постоянное нахождение среди нормально слышащих и говорящих детей и взрослых; обеспечение систематической коррекционной помощи.

Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: развитие неречевого слуха - (восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов и т. д.) и развитие речевого (фонематического) слуха.

Для развития слуха и речи детей мы используем «слуховой метод», который предполагает общение ребенка с окружающими говорящими детьми и взрослыми в течение всего дня.

Согласно методическим рекомендациям Инны Королевой звуки и речевой материал отбираются по 3 критериям (основа спонтанного развития слуха и речи).

1. Коммуникативные критерии – в первую очередь подбираются звуки, слова, предложения необходимые ребенку для ориентации и общения в ежедневных ситуациях.

2. Акустические критерии – звуки и речевые сигналы подбираются по группам, позволяющим сформировать базовые навыки слухового анализа звуков и речи как звуковых сигналов, а также восприятия и контроля собственного голоса и произношения.

3. Мотивационные критерии - подбираются звуки и речевой материал, представляющие особое значение для ребенка на основании учёта его возраста и индивидуального интереса.

Вокруг ребенка после КИ появляется множество различных звуков, которые окружают его на улице, дома и в детском соду. Как же ему в них разобраться? Для этого целесообразно использовать в коррекционно-развивающей работе игровые занятия с применением ИКТ.

Например, игра «Кто пришел?»

Цель: развитие слухового внимания и восприятия и дифференциация звуков на слух

Ход игры: На экране появляются три сказочных героя, каждый из них издает своеобразный стук характерный только для этого персонажа. Ребенок подслушивает каждый из звуковых сигналов и определяет кто из персонажей издал данный звуковой сигнал.

Следующая игра, которая предлагается вашему вниманию, называется «Угадай, кто подает голос?»

Цель: развитие слухового внимания и восприятия с помощью имитации различных звуков животных и насекомых.

Ход игры: перед детьми появляется ряд картинок с изображениями животных, насекомых и воспроизводится звукоподражания соответствующие каждой из них. Детям дается задание запомнить и определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением, после ответа ребенка на экране появляется картинка с правильным ответом.

Игра: «Высокий - низкий звук»

Цель: научить ребенка различать звуки по высоте, сформировать представление о высоте звуков.

Ход игры: на экране появляются две стрелки вверх-указывающая на высокий звук и в низ указывающая на низкий звук, перед началом игры педагог объясняет значение каждого и приводит примеры. Далее, ребенку предлагается самостоятельно определить какой по высоте звук он услышал.

Игра «Тихо – громко»

Цель: сформировать у ребенка навыки сравнения и оценки громкости звуков, развитие слуховой памяти.

Ход игры: на экране появляются значки тихо и громко, перед началом игры педагог объясняет значение каждого из значков и приводит примеры. Далее, ребенку предлагается самостоятельно определить какой звук он услышал, тихий или громкий.

Игра «Один – много».

Педагог предлагает послушать и определить сколько музыкальных игрушек звучит.

Цель: формирование умения различать звучание простейших музыкальных инструментов, развитие слуховой памяти.

Ход игры: на слайдах появляются парные картинки с музыкальными инструментами (барабан — барабаны, бубен – бубны, колокольчик — колокольчики, погремушка — погремушки, металлофон — металлофоны, маракас — маракасы) и звучание одной из них. Нужно определить на слух сколько музыкальных инструментов он услышал, один или много.

Главным критерием оценки моей деятельности я считаю положительную динамику развития ребенка.

Применение ИКТ в коррекционно-развивающем процессе обучающихся с КИ направлено на переход детей на естественное развитие коммуникации, речи и получение ими дальнейшего образования как слышащие сверстники. Это является результатом реализации педагогической идеи.

Мониторинг слухового восприятия детей осуществлялся с помощью наблюдения за деятельностью детей во время занятий. Анализ наблюдений позволил выявить положительные тенденции в развитии слухового восприятия детей. Они выражаются в том, что:

Повысился интерес детей к звучащему миру, экспериментированию и импровизации при помощи звуков окружающей действительности и превращение этих звуков в образы.

Дети проявляют активный отклик к шумовому, звуковому и музыкальному миру, адекватно реагируют на их звучание.

Если внедрить мой опыт в систему работы другого педагога, то возможно эффективное развитие познавательной активности у детей, формирование адекватной самооценки, повышение их коммуникативных возможностей, развитие активности, инициативности, самостоятельности.

Педагоги смогут использовать приобретённые знания в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Публикации по теме:

Формирование слухового восприятия в совместной деятельности Формирование слухового восприятия ребенка раннего возраста в совместной деятельности. Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и.

Игры на развитие слухового восприятия КАРТОТЕКАИгры на развитие слухового восприятия у детей 5-8 лет «Похлопаем — потопаем»Цель игры: развивать у детей умение переключать слуховое.

Картотека игр, направленных на развитие слухового восприятия 1. “Оркестр”, “Что звучит?” Цель: формирование умения различать звучание простейших музыкальных инструментов, развитие слуховой памяти.

Конспект открытого занятия по формированию произношения и развитию слухового восприятия Конспект открытого занятия по ФП и РСВ в 1 «в» (подготовительном) классе Ученик: Т. Д. - 8 лет Диагноз – двусторонняя сенсоневральная тугоухость.

Конспект занятия на развитие внимания и слухового восприятия «Развиваем пальчики» Занятие по развитию внимания и слухового восприятия Цели и задачи: развивать слуховое восприятие, внимание, мелкую моторику пальцев рук,.

Мастер-класс «Технология развития словотворчества в детском саду» Уважаемые коллеги! Самым интересным завораживающим фактором в общении с ребенком является речь. Все мы знаем, что речь принимает участие.

Музыкальная сказка «Гуси-лебеди» с использованием технологии развития восприятия музыки О. П. Радыновой Музыкальная сказка «Гуси – лебеди» с использованием технологии развития восприятия музыки О. П. Радыновой. b]Цель:[/b] Приобщение детей дошкольного.

Консультация «О предупреждении отклонений в развитии слухового восприятия у дошкольников» О предупреждении отклонений в развитии слухового восприятия у дошкольниковПсихическое развитие дошкольника тесно связано с чувственным познанием.

Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков. Лимонова Ольга Развитие слухового внимания и восприятия на материале.

Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков. Консультация для родителей Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего.

Библиотека изображений:

Публикация Мастер-класс «Технология развития слухового восприятия детей после кохлеарной имплантации с использованием ИКТ» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анастасия Антонова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Мастер-класс «Технология развития слухового восприятия детей после кохлеарной имплантации с использованием ИКТ»
Опубликовано: 27 мая 2019 в 08:21
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД