Папки-передвижки

Мастер-класс «Составление описательных рассказов с детьми старшего дошкольного возраста»

Татьяна Репина
Мастер-класс «Составление описательных рассказов с детьми старшего дошкольного возраста»

Детский сад «Родничок», филиал МАОУ «Новозаимская СОШ»

Мастер-класс

«Составление описательных рассказов с детьми старшего дошкольного возраста»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рады видеть вас на мастер-классе «Составление описательных рассказов с детьми старшего дошкольного возраста»

Публикация «Мастер-класс „Составление описательных рассказов с детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения, применяя все речевые и познавательные возможности, способствующие их совершенствованию.

Выделяют две формы связного высказывания: диалог и монолог. Сегодня мы с вами остановимся на монологической форме.

В соответствии с общеобразовательной программой дошкольного образования монологической речи детей начинаем уделять особое внимание с пятого года жизни (т. е. со средней группы). Но подготовка к этому ведётся уже на втором году в процессе чтения и разучивания с детьми потешек. С 4 лет детям доступны такие виды монолога, как описание и повествование, а на седьмом году жизни, т. е. в старшем дошкольном возрасте - и короткие (в одно-два предложение) рассуждения.

Одним из средств обучения связной монологической речи является рассказывание детей.

В детском саду мы учим детей рассказывать о событиях из их собственной жизни; описывать вещи, растения, животных, или заменяющие их игрушки; рассказывать об изображении на картинках, статичных и подвижных (серии картинок на один сюжет, диафильмы, диапозитивы, кинофильмы.

Сегодня подробно остановимся на одной из форм работы: составления рассказов по картине.

М. Конина выделяет следующие виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине :

1. составление описательного рассказа по предметной картине;

2. составление описательного рассказа по сюжетной картине;

3. придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине;

4. составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок;

5. составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.

В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам.

В это время воспитатель уже не принимает непосредственного участия в составлении рассказов, а только руководит деятельностью детей, вмешиваясь лишь в случае необходимости.

В ходе деятельности педагог применяет различные методические приемы, учитывая при этом на каком этапе обучения рассказыванию проводится занятие (в начале, середине или конце учебного года). Если, например, занятие проводится в начале учебного года, педагог может применить прием совместных действий —он начинает рассказ по картине, а дети продолжают и заканчивают. Педагог может привлечь дошкольников и к коллективному рассказу, который по частям составляют несколько детей.

В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию мы продолжаем широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития. Повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие.

В процессе занятий у детей формируются навыки совместной учебной деятельности: вместе, смотреть картинки и составлять коллективные рассказы.

Для коллективных рассказов выбираются картины с достаточным по объему материалом: многофигурные, на которых изображено несколько сценок в рамках одного сюжета. Сегодня мы будем работать с картиной «Весна в огороде».

1. На подготовительном этапе, когда идет рассматривание картины, педагог ориентирует детей на то, чем заняты люди, на выделение не только главного, но и деталей. На примере описания какой-то одной сцены воспитатель может показать, с какой обстоятельностью следует говорить и о других сюжетных моментах. Например, он предлагает внимательно рассмотреть мальчика, устанавливающего дуги на грядку. Дети всматриваются в лицо, его позу, на то, как крепко его руки сжимают дугу и отмечают, что он с силой погружают ее в землю.

«А что делают девочки?» — спрашивает педагог. Дети описывают труд девочек : одна сажает рассаду во вскопанную грядку, а вторая поливает рассаду, чтоб она не повяла. Девочка, которая садит, присела на корточки, так как ей так удобнее. А девочка, которая поливает, стоит, слегка наклонившись и держится за лейку двумя руками. Лейка полная воды и тяжелая.

Затем педагог переключает внимание дошкольников на другие части картины:

На грядку за детьми, накрытую материалом, как она выглядит, зачем ее накрывают;

На трактора, которые работают в поле, пашут землю, боронят ее, подготавливают почву для посева семян. В ходе беседы дети накапливают материал для своих рассказов, усваивают точные и выразительные слова, словосочетания.

Для активизации детского воображения педагог может задать следующий вопрос: «Если подойти поближе к месту, где происходит действие, что можно услышать?» В результате в ответах детей, изображенные события будут связаны с их звуковыми впечатлениями: слышно, как девочки между собой разговаривают; слышно, как бежит вода из лейки, шум тракторов, возможно, слышно, как поют птицы, и т. п.

Необходимо также обратить внимание ребят на изображение весеннего дня, зеленой травы, деревьев с распустившимися почками и молодыми листочками, голубого неба, чтобы они могли включить эти наблюдения в свои рассказы.

Если в ходе беседы дошкольники допускают ту или иную речевую ошибку, воспитатель дает образец правильного употребления слова, построения фразы и т. п.

2. Переход от рассматривания картины к составлению рассказов — важная часть занятия, в ходе которой педагог дает указания о коллективном характере выполнения речевого задания и намечает план рассказа. «Прежде, чем начнем составлять рассказ по картине, необходимо дать тему, в которой будет отражаться главная мысль. Как назовем свой рассказ

«Начнем составлять рассказ по картине о весенних работах в огороде. Говорить будете по очереди: один начинает рассказ, а другие продолжают и заканчивают. Вначале надо сказать о том, какой был день, когда ребята вышли на огород для работы, затем рассказать о детях, которые заняты работой, о готовой грядке на заднем плане, о тракторах, работающих в поле за забором». По просьбе педагога кто-нибудь из детей еще раз воспроизводит последовательность изложения материала.

Затем дошкольники приступают к коллективному составлению рассказа. Дети хорошо справляются с таким сложным заданием, так как они активно готовились к этому и, кроме того, они чувствуют постоянную поддержку и помощь педагога (он поправляет рассказчика, подсказывает нужное слово, подбадривает и т. д.).

Делая вывод, важно отметить, что детей старшего дошкольного возраста необходимо учить замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свои рассказы описания природы.

Картины служат прекрасным материалом для обучения разным типам высказываний. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений. Часто в описание включается и рассказ о выполненных или возможных действиях. В повествовательных монологах дети передают определенный сюжет, подсказанный картиной, а также придумывают рассказ по картине, с выходом за рамки изображенного.

Качество детских рассказов напрямую зависит от подготовительной работы.

На этом мы заканчиваем матер-класс. Успехов в работе!

Подготовила: воспитатель Репина Т. В.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательных рассказов о зиме»Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательных рассказов о зиме» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. "Составление описательных рассказов о зиме". Цель: создавать условия для развития речи детей.

Конспект НОД «Унылая пора, очей очарованье» по составлению описательных рассказов с использованием картин и модельных схем Задачи. 1. Развивать умение внимательно рассматривать картины о природе и составлять сравнительные описательные рассказы, опираясь на схемы.

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательных рассказов об игрушках Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: «Буратино в гости к нам пришел».

Мастер-класс «Пугало» с детьми старшего дошкольного возрастаМастер-класс «Пугало» с детьми старшего дошкольного возраста Задачи: Закреплять навыки наклеивания деревянных палочек на цветной картон. Побуждать детей к творчеству и самостоятельности, воспитывать.

Мнемотаблицы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Открытое занятие по развитию речи «Моя семья» для старшего дошкольного возраста. Составление генеалогического древаОткрытое занятие по развитию речи «Моя семья» для старшего дошкольного возраста. Составление генеалогического древа Цель: расширение представления о семье и формирование любви и уважения к родным и близким. Задачи: Образовательные: -активизировать словарный.

Сенсорно-графические схемы в помощь дошкольникам при составлении описательных рассказовСенсорно-графические схемы в помощь дошкольникам при составлении описательных рассказов Проблемы в речи детей : неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; недостаточный.

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине «Спасаем мяч»Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине «Спасаем мяч» Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине ''Спасаем мяч'' Используемая литература: Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх '' Составление.

Составление описательных рассказов по мнемотаблице «Осень» Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия) I. Организационная информация Лобачева М. В. МБДОУ № 5 г. Сорочинск Примечание.

Составление рассказов по раскраскам.Составление рассказов по раскраскам. Детские раскраски – хороший материал для развития мелкой моторики руки, воспитания усидчивости, умения доводить дело до конца, развития.

Библиотека изображений:

Публикация Мастер-класс «Составление описательных рассказов с детьми старшего дошкольного возраста» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Репина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Мастер-класс «Составление описательных рассказов с детьми старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 11 января 2022 в 17:16
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД