МААМ-картинки

Мастер-класс для воспитателей «Составление мнемотаблиц с детьми»

Ольга Ховалкина
Мастер-класс для воспитателей «Составление мнемотаблиц с детьми»

Мастер-класс :

«Составление мнемотаблиц с детьми»

/для воспитателей/

Выполнила: Ховалкина О. В.

воспитатель МБДОУ «Детский сад №210

Барнаул, 2023

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным

ему пяти словам- он будет долго и напрасно

мучиться, но свяжите двадцать таких слов с

картинками, и он их усвоит на лету»

К. Д. Ушинский.

Цель: Ознакомление и последующее применение мнемотаблиц в работе с детьми.

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Составление мнемотаблиц с детьми“» размещена в разделах

Задачи:

1. Раскрыть понятия «Мнемотехника», «Мнемоквадрат», «Мнемодорожка», «Мнемотаблица».

2. Познакомить с этапами работы и показать различные варианты составления и использования мнемотехники с детьми.

Ход мастер-класса :

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс : "Составление мнемотаблиц с детьми". Хочу познакомить вас с этапами работы и показать этапы работы по составлению «мнемотаблиц». Вы познакомитесь с такими понятиями, как «мнемоквадрат», ,«мнемодорожка», «мнемотаблица».

Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить новые слова, предложения, стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка.

Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения.

Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников.

Владение родным языком – это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошей связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен.

Наглядность – один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса.

В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание. Успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое

мышление.

Поэтому передо мной встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание информации у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.

А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели.

Мнемотехника - (от греч. mnemonikon – искусство запоминания)- система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Мнемоквадрат – это одиночное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание. Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные изображения, т. к. формируются сенсорные эталоны и у детей остаются в памяти отдельные образы (солнце – жёлтое, елка - зеленая, ягода – красная).

Суть заключается в следующем: сначала предлагаем ребенку придумать и зарисовать для одного слова простую картинку (изображение). На первом этапе берем знакомые слова, чтобы ребенок понял принцип работы. Затем незнакомое слово, объясняем его значение и предлагаем ребенку его схематично изобразить. Если ребенок затрудняется, то педагог делает это сам.

Мнемодорожка – это последовательность изображений, которые расположены в ряд. Не связанные, на первый взгляд, изображения соединены одним сюжетом. Каждая картинка несет визуальную и слуховую информацию. В изображение может быть зашифровано одно слово, словосочетание, или простое предложение.

Сначало ребенку предлагают на выбор два- три мнемоквадрата, составленные ранее, и по ним ребенок составляет предложение. Далее наоборот, ребенку озвучивают простое предложение и он рисует к нему мнемодорожку.

Мнемотаблица – это схема, состоящая из последовательно расположенных изображений – символов, в которых зашифровано содержание текстов. На каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, вся информация зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит.

Сейчас я предлагаю вам составить мнемоквадраты (совет, душа, свет).

Теперь составим мнемодорожки : суметь понять и дать совет, уметь отдать души свой свет.

И в итоге составим мнемотаблицу к стихотворению :

Ты-Педагог!

автор: Елена Михайлова-Самара

Суметь понять и дать совет,

Уметь отдать души свой свет,

Для каждого найти добро,

Чтоб в сердце прижилось оно,

Не важно, сколько пройдено дорог,

Нашел свою! Ты-Педагог!

Пока вы готовите свои мнемотаблицы, расскажу, где еще и как я использую их в работе с детьми.

Например, при загадывании загадок, ребенок с помощью картинок сам прочитывает загадку, а потом отгадывает ее.

Также можно выучить и поговорки, используя набор картинок последовательно расположенных друг за другом (мнемодорожка, ребенок сам читает ее.

А теперь вернемся к нашему стихотворению.

Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст (читают стихотворения). Хотелось бы отметить, что детям очень нравиться рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить.

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки (так же, как Вы сами писали шпаргалки). Верно?

Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме развивать связную речь, разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка.

Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!

Я думаю, что все приемы с мнемотаблицами, которые показала сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать в работе с детьми Это очень интересно и увлекательно! Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Конспект НОД с детьми от 3 до 4 лет по речевому развитию «Составление описательного рассказа об игрушке»Конспект НОД с детьми от 3 до 4 лет по речевому развитию «Составление описательного рассказа об игрушке» Конспект НОД с детьми группы общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет по речевому развитию «Составление описательного рассказа об игрушке.

Мастер-класс для воспитателей и родителей с детьми раннего возраста «Семейный оберег»Мастер-класс для воспитателей и родителей с детьми раннего возраста «Семейный оберег» Мастер-класс для воспитателей и родителей с детьми раннего возраста «Семейный оберег» Разработан: воспитатель Мишина А. А. г. Колпино,.

Мастер-класс для воспитателей «Любопытный лисенок». Экспериментирование с детьми старшего дошкольного возраста «Метод экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Цель мастер-класса: Демонстрация.

Мастер-класс для воспитателей «Многофункциональная игра с детьми 5–7 лет»Мастер-класс для воспитателей «Многофункциональная игра с детьми 5–7 лет» Уважаемые педагоги! Хочу поделиться с вами своим опытом и предоставить вам игровой материал, применяемый во время образовательной деятельности.

Мастер-класс для воспитателей «Порисуем вместе с детьми»Мастер-класс для воспитателей «Порисуем вместе с детьми» Цель: познакомить воспитателей с приемами и способами изображения, научить использовать знания и умения в работе с детьми в совместной деятельности,.

Мастер-класс по рисованию в нетрадиционной технике с помощью камней для воспитателей и родителей с детьми от 5 летМастер-класс по рисованию в нетрадиционной технике с помощью камней для воспитателей и родителей с детьми от 5 лет Мастер- класс по рисованию в нетрадиционной технике для воспитателей детского сада и родителей с детьми от 5 лет. Поделки с детьми это.

Мастер-класс «Составление синквейна ко Дню кошек в России»Мастер-класс «Составление синквейна ко Дню кошек в России» 1 марта отмечается День кошек в России. Цель праздника – чествовать кошек и привлечь внимание общественности к проблемам бездомных животных.

Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине»Педагогический семинар-практикум для воспитателей «Составление рассказа по картине» План семинара 1. Введение в тему. 2. Немного теории. 3. Практическая работа. 4. Демонстрация моделей по составлению рассказов по картине.

Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми»Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми» Здравствуйте, дорогие мои МААМОВЦЫ!Вот и конец учебного года! Для многих педагогов настало время подводить итоги. Вот и у нас в детском.

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине «Спасаем мяч»Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине «Спасаем мяч» Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине ''Спасаем мяч'' Используемая литература: Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх '' Составление.

Библиотека изображений:

Публикация Мастер-класс для воспитателей «Составление мнемотаблиц с детьми» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Ховалкина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Составление мнемотаблиц с детьми»
Опубликовано: 8 апреля 2023 в 15:37
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД