МААМ-картинки

Мастер-класс «Самомассаж. Массаж карандашом: простые приемы для развития мелкой моторики рук»

Надежда Викторовна Боярова
Мастер-класс «Самомассаж. Массаж карандашом: простые приемы для развития мелкой моторики рук»

Давайте разучим комплекс упражнений с элементами самомассажа : малыши услышат увлекательную историю в стихах и попробуют показать ее, используя простой карандаш и собственные пальчики. Интересно? Тогда немного теории.

Движение рук тесно связано с развитием речи : вы просто сгибаете и разгибаете пальчики годовалого малыша, играете в «Сороку-белобоку», по сути, используя самые элементарные приемы массажа, а процесс овладения речью ускоряется почти вдвое!

Публикация «Мастер-класс „Самомассаж, Массаж карандашом: простые приемы для развития мелкой моторики рук“» размещена в разделах

Все дело в близости речевой и двигательной зон, их соседствующем представительстве в коре головного мозга. Широко известны исследования профессора М. М. Кольцовой, экспериментально установившей, что формирование речевых областей совершается, в том числе, под влиянием импульсов от движений рук: возникнув в двигательной зоне импульс быстро распространяется и на близкую к нему – речевую. Так начинают расходиться круги по воде от брошенного кем-то камня.

Дошкольная педагогика давно и с успехом использует пальчиковые игры:«Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья», - рассказывает ребенок, поочередно загибая пальцы рук.

Или – не менее любимая:

«Этот пальчик – в лес пошел,

Этот пальчик – гриб нашел,

Этот пальчик – резать стал,

Этот пальчик – жарить стал,

Этот пальчик – сел и съел:

Оттого и потолстел!».

И снова ребята сгибают пальчики, на этот раз начиная с мизинца.

Увы, практика последних лет убедительно доказывает: современные дети нуждаются в чем-то большем. Сегодня увеличилось число дошколят, которые не любят рисовать и лепить, с трудом застегивают пуговицы и завязывают шнурки, едва удерживают ножницы. Это плата за достижения цивилизации. В XXI веке, ребенок, свободный от ручной работы по дому, все хуже чувствует мышцы собственных рук.

Стимулировать кинестетические ощущения от мышечных движений, улучшить трофику тканей и кровоснабжение пальцев, нормализовать мышечный тонус и добиться необходимой силы мышц могут помочь пальчиковые игры, дополненные приемами самомассажа.

Как и классическая пальчиковая игра, игры с элементами самомассажа, сочетаются с проговариванием коротких стихотворений или рифмовок. Такая игра привлекает ребенка, делает ее наполненной смыслом, а значит, интересной малышу. При этом играть предлагается с обычным карандашом.

Во-первых, потому что он всегда под рукой: и в художественном уголке в детском саду, и на полочке дома; карандаш используется во время изо-деятельности, и игра с ним легко вписывается в занятие.

Во-вторых, речь идет о пропедевтике детского страха: сегодня малыш «подружился» с карандашом, который «не хотел» рисовать, а завтра «подружится» с упрямой школьной ручкой.

И наконец, приемы, освоенные ребенком в детском саду, сослужат ему добрую службу в школе: во время контрольного списывания, когда уставшие пальчики начинают дрожать, или при подготовке домашнего задания.

Мы уверены, что хорошая игра, помноженная на желание и терпение взрослого, станет залогом успеха. Помните, что, играя, вы помогаете руке ребенка окрепнуть, развиваете и совершенствуете его речь, а значит, заблаговременно и комплексно работаете над двумя важнейшими характеристиками, необходимыми для обучения в школе.

(А теперь - практика.

P.S. Если вам лучше "один раз увидеть, чем сто раз услышать", то видео с комплексом упражнений можно посмотреть в конце.)

Упражнение 1

Зажмите карандаш между ладонями. Пальцы выпрямлены и направлены вперед. Начните прокатывать карандаш вперед-назад, перемещая его вдоль мягкой части ладошек.

Обратите внимание, для игры лучше выбрать карандаш с граненой поверхностью: его легче удерживать, а грани значительно усиливают массажный эффект.

Вот какой послушный наш

Славный добрый карандаш.

Я его в руках качу: вперед, назад и как хочу!

Упражнение 2. «Самомассаж ладоней и пальцев».

Зажмите карандаш между ладонями. Поверните их так, чтобы ладонь левой руки была направлена вверх. Начните выполнять прокатывающие движения карандашом : вперед – назад. Старайтесь, чтобы карандаш «добегал» до кончиков пальцев. Поменяйте положение: теперь вверх направлена правая ладонь.

Карандаш бежит вперед,

А потом – наоборот.

Эй, ребята, не зевайте:

Карандашик не роняйте!

Поменяй-ка, друг, ладошку:

Потрудись еще немножко.

Карандаш бежит вперед,

А потом – наоборот.

Упражнение 3. «Самомассаж (поверхностный) кончиков пальцев».

Зажмите карандаш в правой руке, между подушечками большого и указательного пальцев. Кончик карандаша «смотрит» в пол. Сделайте несколько перетирающих движений: вперед-назад. Повторите упражнение, зажав карандаш между большим и средним, большим и безымянным пальцами, большим и мизинцем. Переложите карандаш в левую руку. Пальчики правой потяните, напрягая: раз и два («Потянулись. Потянулись!»).

Так, ладошки разбудили.

Ну а пальчики забыли?

Ходит в гости карандаш :

Каждый пальчик будит наш!

Здесь все пальчики проснулись :

Потянулись. Потянулись!

Выполните упражнение для левой руки.

Снова в гости мы идем.

Карандаш с собой зовем.

Ходит в гости карандаш :

Каждый пальчик будит наш!

И здесь все пальчики проснулись :

Потянулись. Потянулись!

Упражнение 4. «“Молоток и гвоздик” : самомассаж подушечки большого пальца».

Зажмите карандаш в правой руке, удерживая его вертикально четырьмя пальцами. Кончиком большого пальца проталкивайте карандаш вниз. Выполните упражнение 5 раз.

Что если нам построить дом?

Пальчик будет молотком.

Гвоздем станет карандаш,

Он помощник верный наш.

Словно гвоздик забиваем:

Пальцем карандаш толкаем.

Повторите для левой руки:

И другой рукой скорей

Еще пять гвоздиков забей.

Поаплодируйте: ритмичные хлопки ладонями («Вот какой хороший дом…»). Поверните ладони вверх и сделайте приглашающий жест («…Всем найдется место в нем»).

Вот какой хороший дом.

Все найдется место в нем.

Упражнение 5. «“Крепкий дом” : самомассаж (глубокий) кончиков пальцев».

Карандаш в правой руке. Удерживайте его вертикально между четырьмя крепко сжатыми пальцами и большим. Сильно нажмите пальцами на карандаш, словно хотите сломать его. Расслабьтесь. Повторите пять раз.

Крепкий дом? Давай проверим

Прочны ли в доме стены, двери?

Выполните упражнение, переложив карандаш в левую руку.

Да, они прочны. Теперь

Крыльцо и крышу ты проверь.

Поаплодируйте: ритмичные хлопки ладонями («Дом надежный. Значит, ясно…»). Поверните ладони вверх и сделайте приглашающий жест («…Будет в доме безопасно»).

Дом надежный. Значит, ясно:

Будет в доме безопасно.

Упражнение 6. «“Лесенка” : динамическое упражнение с элементами самомассажа».

Зажмите карандаш вертикально : его нижний конец должен оказаться между основанием большого пальца и ладонью. Перехватите карандаш сверху другой рукой. Выполняйте перехваты, меняя руки. Добравшись до верхнего края, переверните карандаш. Повторите упражнение.

Мы по лесенке зайдем

В наш красивый прочный дом.

Упражнение 7. «“Крючки” : динамическое упражнение с элементами самомассажа».

Удерживайте карандаш в горизонтальном положении, зацепив указательными пальцами у концов. Попеременно открывая-закрывая пальцы-«крючки», передвигайте их к середине.

Куртку на крючок повесь.

Я всех прошу раздеться здесь.

Закройте за собою дверь.

И проходите в зал скорей.

Упражнение 8. «“Флейта” : динамическое упражнение с элементами самомассажа».

Удерживайте карандаш горизонтально пальцами обеих рук. Кончики пальцев левой руки направлены к вам, правой – в противоположную сторону. Последовательно поднимайте и опускайте пальцы, имитируя игру на флейте: указательные, средние, безымянные, мизинцы, - и обратно: мизинцы, безымянные, средние, указательные.

Садитесь, дети, чай попейте,

А я сыграю вам на флейте.

Кто хочет мне помочь играть?

Прошу за мною повторять.

Упражнение 9. «“Флажок” : динамическое упражнение с элементами самомассажа».

Удерживайте карандаш вертикально : сначала четырьмя пальцами правой руки (большой отведен в сторону, потом большим пальцем и ладонью.

Для танцев нужен нам флажок.

Кто станцевать с флажком бы смог?

Поменяйте руки.

Ну что ж в сторонке вам стоять?

И вас попросим станцевать.

Упражнение 10. «“Принеси пирог” : динамическое упражнение с элементами самомассажа».Зажмите карандаш между большим и указательным пальцами правой руки. «Шагайте» по столу, удерживая карандаш.

Ну а теперь пирог несите,

Но только, чур, не уроните.

Поменяйте руки.

Мы выпьем чаю с пирогом.

Какой гостеприимный дом!

Упражнение 11. «“До-сви-да-нья” : динамическое упражнение с элементами самомассажа».

Поверните руки ладонями друг к другу. Удерживайте карандаш за концы основаниями больших пальцев. Подушечки пальцев правой руки последовательно касаются одноименных пальцев левой: указательные («До», средние («сви», безымянные («да», мизинцы («нья»). Повторите 3 раза: «До-сви-да-нья!», «До-сви-да-нья!», «До-сви-да-нья!».

Увы, уже пора прощаться.

Нам с вами надо расставаться.

Вы выполнили все заданья.

Давайте скажем: «До-сви-да-нья!»

Опустите карандаш. Встряхните кисти, сделайте синхронный жест руками: «Пока-пока».

Публикации по теме:

Мастер-класс по изготовлению игры для развития мелкой моторики «Веселая гусеница»Мастер-класс по изготовлению игры для развития мелкой моторики «Веселая гусеница» «Веселая гусеница» мастер – класс по изготовлению игры для развития мелкой моторики Цель: учить выполнять мелкие и точные движения кистями.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Консультация «Развитие мелкой моторики дошкольников через массаж карандашами» Мелкая моторика – это координированные (согласованные, управляемые) движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Так как речевые и двигательные.

Мастер-класс «Дощечка с верёвочками для развития мелкой моторики и счёта»Мастер-класс «Дощечка с верёвочками для развития мелкой моторики и счёта» Чтобы разнообразить развивающую среду на участке группы, из доступного материала смастерила нужную вещь для развития мелкой моторики. Для.

Мастер-класс по изготовлению игры для развития мелкой моторики «Гусеница»Мастер-класс по изготовлению игры для развития мелкой моторики «Гусеница» Цель:закрелять знание цвета,развивать у детей тактильные ощущения,учить подбирать похожие предметы на ощупь. Материал:гусеница,сапожки,заполненные.

Мастер-класс по изготовлению тренажёров для развития мелкой моторики к Дню пуговиц на МAAMМастер-класс по изготовлению тренажёров для развития мелкой моторики к Дню пуговиц на МAAM Уважаемые коллеги,сегодня день пуговиц на МААМ,я восхищаюсь вашим материалом,который вы представили,спасибо! Коллеги,у многих воспитателей.

Простые упражнения на развитие мышечной силы и мелкой моторики (видео) Каждый педагог и каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики. Но далеко не все находят время и желание серьёзно заняться.

Мастер-класс «Куб для развития мелкой моторики из бросового материала»Мастер-класс «Куб для развития мелкой моторики из бросового материала» Люблю я в кубики играть- Они мои друзья, И даже если надо спать, Беру с собой их я! Уровень речевого развития в последние годы заметно снизился.

Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения.Упражнения с карандашом для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Автор - Серова Ольга Дмитриевна, соавтор - Дьяконова Елена Сергеевна. Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения.

Библиотека изображений:

Публикация Мастер-класс «Самомассаж. Массаж карандашом: простые приемы для развития мелкой моторики рук» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Надежда Викторовна Боярова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Мастер-класс «Самомассаж. Массаж карандашом: простые приемы для развития мелкой моторики рук»
Опубликовано: 16 сентября 2021 в 11:46
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД