МААМ-картинки

Мастер-класс с родителями и детьми в старшей группе «Дымковские узоры»

Наталия Алфёрова
Мастер-класс с родителями и детьми в старшей группе «Дымковские узоры»

Цель мастер-класса :

• Создание декоративных композиций по мотивам дымковских узоров с родителями и детьми, расширение творческого воображения нетрадиционными способами рисования.

Задачи.

• Познакомить с традициями дымковской игрушки из соленого теста и характерными элементами дымковской росписи.

Публикация «Мастер-класс с родителями и детьми в старшей группе „Дымковские узоры“» размещена в разделах

• Создавать декоративную композицию на игрушках из соленого теста– украшать элементами декоративной росписи (кругами, пятнами, точками, прямыми и волнистыми линиями, штрихами).

• Учить родителей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.

Материалы и оборудование:

Заготовки дымковских игрушек из соленого теста для росписи, гуашь, кисти разных размеров, стаканчики с водой, салфетки, подставки, альбомы с иллюстрациями: «Рисуем Дымковскую роспись».

Работа с родителями :

Беседы, индивидуальные и групповые консультации,

оформление наглядной агитации в родительских уголках, создание из соленого теста дымковских игрушек.

Ход занятия:

- Здравствуйте уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас на мастер-классе : «Роспись дымковской игрушки с помощью нетрадиционных техник рисования».

Данный мастер-класс является одной из форм работы в духовно-нравственном воспитании.

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения всегда была актуальной. Современное общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения, развития духовных традиций нашего Отечества.

Наиболее продуктивно способствует воспитанию духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста художественно-эстетическое развитие, знакомство с русским народным искусством. Русское народное творчество во все времена развивалось на основе народных традиций. Народное творчество несёт в себе лучшие примеры духовности, нравственности и патриотизма.

Дымковская игрушка - уникальное явление в русском искусстве. Без веселых нарядных дымковских фигурок уже много десятилетий не обходится ни одна выставка народного искусства. Значение дымковской игрушки давно уже не игровое. Это – народная декоративная скульптура.

Технология изготовления довольно проста. Делается дымковская игрушка поэтапно.

Основные этапы:

• Лепка из глины, соленого теста;

• Сушка;

• Обжиг;

• Побелка;

• Роспись.

Этап росписи – нанесение незамысловатых узоров яркими красками. Выбор цветов невелик: синий, оранжевый, зеленый, коричневый, желтый, малиновый. Вместо кисточек в старые времена пользовались деревянными палочками с обмоткой из льняного лоскута. Поэтому и орнамент был предельно прост: прямые или волнистые линии, круги, ромбы и т. п. В настоящее время мастерицы используют кисти. Роспись, как правило, наносится по определенной схеме. У человечков лица выглядят довольно однообразно. Малиновой краской намечаются щеки и рот, черной рисуются дуги бровей и круглые глазки. Волосы окрашиваются преимущественно в темный цвет: черный или коричневый. Рубахи и головные уборы делаются однотонными, а юбки барынь и шкура животных покрывается орнаментом поверх белого цвета.

Все игрушки украшены строгим орнаментом из геометрических фигур: круги, полосы, клетки, ромбы и зигзаги. Мастерицы не продумывают узор заранее. Он рождается в процессе росписи, в зависимости от формы и размера фигурки. Поэтому принято считать, что связь декора и основы неразрывна, и двух одинаковых игрушек найти невозможно.

Несмотря на простоту орнамента, он очень символичен и изображает важные для русского человека понятия. Так, волнистая линия ассоциируется с рекой или водой в широком смысле, клетки, образованные пересекающимися линиями, напоминают сруб дома или колодца, а окружность с точкой в центре – символ солнца и других небесных светил.

Я предлагаю вашему вниманию Дымковские игрушки :

Много сказочных мест в России,

Городов у России не счесть.

Возле речки Вятки есть один посёлок,

Окаймлённый лесами уголок весёлый,

Мужики там с древне печи мастерили,

На забаву деткам петушков лепили,

Слобода та в дымке поутру купалась,

И за это Дымковской со стари называлась.

Люди, работающие, в той слободе жили,

С удалью лихие пляски заводили.

Праздник отмечали, жили, не скучали,

Тут не подобраться никакой печали.

И под музыку с пляской садятся за столы.

Дети и родители рассматривают Дымковские игрушки

И мы сейчас с вами представим, что превратились в настоящих дымковских мастериц. Я вам предлагаю расписать дымковские игрушки из соленого теста, которые вы заранее слепили дома. А расписывать мы будем их гуашью.

- Ребята, назовите элементы дымковской росписи - круги, колечки, прямые линии, волнистые линии, точки.

- Круг дымковской игрушки обозначает солнце, волнистые линии – воду, пересечённые прямые линии – землю.

- Скажите, какие цвета присутствуют в дымковской росписи? (Красный, синий, жёлтый, чёрный)

- Уважаемые родители, обратите внимание на цвета – именно красный, синий, жёлтый, чёрный. А силуэт игрушки – белый.

- Раскрашивать будем нетрадиционными методами: круги – пальчиками большой круг – большим пальцем, маленький круг – мизинцем, линии и точки – спичками.

(Объясняю и показываю)

В процессе росписи есть несколько этапов:

Первый этап – грунтовка – нанесение на поверхность белой краски.

Второй этап - после того, как поверхность дымковской игрушки высохнет, на нее можно наносить роспись.

Родители совместно с детьми расписывают свою дымковскую игрушку из соленого теста.

Давайте разомнемся и сделаем физминутку:

Мы игрушки расписные –

Хохотушки вятские

Щеголихи слободские

Кумушки посадские

Наши руки крендельком

Щёки будто яблочки

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке

Итог мастер класса :

-Ай да, Дымковская Слобода у нас получились! Настоящие – дымковские игрушки! Игрушка готова!

В завершении мастер-класса родители и дети придумывают названия своим работам: «Русская красавица», «Волшебное яблочко», «Домик для ежика», «Дама с зонтиком», «Водоноска», «Чудо-ваза», «Пасхальное яйцо

и др.

- А теперь расскажите о своих работах.

Данил Х. Барашек – свисток,

Левый рог – завиток.

Правый рог – завиток,

На груди цветок.

Юра А. Уж ты месяц, круты рога,

Уж ты ясное солнышко.

Как у солнышко лучики горят,

Так у Танюши русы косы висят.

Саша О. Посмотри, как хороша,

Эта девица душа:

Щёчки алые горят,

Удивительный наряд.

Сидит кокошник горделиво,

Барышня уж так красива!

Как лебёдушка плывёт,

Песню тихую поёт.

Лера Н. Ай да девица-душа!

Как ты чудо хороша!

Клетчатая юбочка,

Фартук полосатый,

На полосках точки,

А вокруг кружочки.

Арина К. Зонтик грибком,

Руки крендельком.

Ходит девица – красавица

По улице пешком.

Лиза Г. Хоть весь базар обойдите,

Лучше барышен не найдёте!

Игрушки наши повсюду славятся,

Подходите скорей и вам понравятся!

Варвара Ц. Девица в венце, румянец на лице.

Собой хороша, стоит не дыша.

- Ребятки, мамы, бабы, папы – молодцы! Потрудились от души.

Сегодня Вы узнали об истории создания и приёмах росписи дымковской игрушки. Проявили интерес к традиционной культуре народа.

Маша М., Ангелина З. – хором:

Все игрушки не простые,

А нарядно – расписные,

Белоснежны как березки –

Кружочки, клеточки, полоски,

Простой казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Публикации по теме:

«Мама, почитай!» Проведение досуга с родителями и детьми в старшей группе. Фотоотчёт«Мама, почитай!» Проведение досуга с родителями и детьми в старшей группе. Фотоотчёт Задолго до самого досуга в группе была проведена большая подготовительная работа. Прежде всего выставка любимых книг, на которую были принесены.

Дымковские «Барыни» — игрушки расписные. Детский мастер-классДымковские «Барыни» — игрушки расписные. Детский мастер-класс Наши руки крендельком, Щёки будто яблоки. С нами издавна знаком Весь народ на ярмарке. Мы игрушки расписные, Хохотушки вятские - Щеголихи.

Конспект НОД по изодеятельности в старшей группе «Морозные узоры»Конспект НОД по изодеятельности в старшей группе «Морозные узоры» Методы и приемы: художественное слово, вопросы, наглядность, опора на личный опыт детей. 1. Цели занятия: - вызвать у детей интерес к.

Мастер-класс для коллег «Мои дымковские игрушки-2»Мастер-класс для коллег «Мои дымковские игрушки-2» Приветствую всех коллег, заглянувших на мою страничку! Хочу поделиться с вами одним из своих увлечений - это изготовлением дымковских.

Мастер-класс коллективной работы по мозаичной аппликации «Узоры древнего Херсонеса» с детьми средней группыМастер-класс коллективной работы по мозаичной аппликации «Узоры древнего Херсонеса» с детьми средней группы Цель: формировать у детей умение создавать коллективную работу в технике мозаичной аппликации. Задачи: - учить детей средней группы отрезать.

Конспект мастер-класса с родителями и детьми старшей группы по нетрадиционному рисованиюКонспект мастер-класса с родителями и детьми старшей группы по нетрадиционному рисованию Конспект мастер-класса с родителями и детьми старшей группы по нетрадиционному рисованию. Увлекательное рисование без кисточек. «Весенний.

Мастер-класс по рисованию «Узоры мезенской росписи» с детьми старшего дошкольного возрастаМастер-класс по рисованию «Узоры мезенской росписи» с детьми старшего дошкольного возраста Ко дню мезенской росписи на МААМИстория самой древней росписи Мезенская роспись возникла в низовьях реки Мезень Архангельской области.

Мастер-класс с детьми и родителями «Украшение осенних листиков» в группе раннего развитияМастер-класс с детьми и родителями «Украшение осенних листиков» в группе раннего развития Совместная творческая работа с детьми и родителями «Украшение осенних листиков». Одной из главных задач дошкольного образования является.

Сценарий мастер класса по изготовлению бумажного голубя совместно с родителями и детьми в старшей группе в День матери Цель: - Гармонизировать детско-родительские отношения с помощью проведения совместных мероприятий. - Установление партнерских отношений.

Вечер подвижных игр с родителями и детьми в старшей группеВечер подвижных игр с родителями и детьми в старшей группе Цель: Формирование положительной мотивации для развития двигательной активности детей; создание условий, способствующих закреплению дружеских.

Библиотека изображений:

Публикация Мастер-класс с родителями и детьми в старшей группе «Дымковские узоры» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталия Алфёрова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Мастер-класс с родителями и детьми в старшей группе «Дымковские узоры»
Опубликовано: 12 марта 2022 в 14:18
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД