Получи документы

Мастер-класс «Работа по лексическим темам как одно из важных средств развития связной речи дошкольников»

Алла Высоцкая
Мастер-класс «Работа по лексическим темам как одно из важных средств развития связной речи дошкольников»

«Работа по лексическим темам-одно из важных средств развития связной речи дошкольников»

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, подгрупповой,среди детей посещающих логопедические занятия.

Заявитель: дети подготовительного возраста, занимающиеся с учителем-логопедом.

Участники проекта: дети, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Автор проекта: учитель-логопед Высоцкая Алла Валентиновна.

Проблема:

Публикация «Мастер-класс „Работа по лексическим темам как одно из важных средств развития связной речи дошкольников“» размещена в разделах

В последнее время в работе на логопункте с детьми старшего дошкольного возраста имеющими нарушения звукопроизношения, часто стало отмечаться несформированность связной речи : нарушения композиции и синтаксической структуры повествования, пропуск смысловых звеньев, ошибки в построении сложносочинённых и сложноподчинённых предложений, что создает серьезные проблемы на пути их развития и обучения. Возникло реальное противоречиемежду необходимостью эффективной коррекции связной речи детей, объективным ростом требований к развитию связной речи воспитанников в момент поступления в школу, и недостаточностью современных технологий логопедической работы, недостаточной разработанности коррекционных методик, раскрывающих алгоритм эффективной коррекции и развития связной речи.

Актуальность:

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Неоценима роль развитой связной речи в структуре общей психологической готовности ребенка к школе. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строится по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной монологической речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания ребенка старшего дошкольного возраста. Именно поэтому так необходимо проведение со старшими

дошкольниками систематизированной работы по формированию данной стороны речевой деятельности.

В настоящее время проблема развитиясвязной речи становится все более актуальной проблемной в нашем обществе. Снижается уровень бытовой культуры, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, насаждение телевизионной рекламы, западными боевиками и мультфильмами, – все это создает угрозу языковой катастрофы. Огромная ответственность за формирование речи ложится на воспитателей, логопедов, педагогов. Развитие связной речи является важнейшим условием успешного обучения детей в детском саду и подготовки к школьному обучению.

Несоответствие выпускников массовых дошкольных учреждений требованиям школы обусловлено, рядом причин, как социальных, так и психолого-педагогических:

-дефицит времени и низкий уровень педагогической культуры родителей;

-недостаточное психолого-педагогическое просвещение родителей по проблеме речевого развития детей;

-недостаточное методическое и дидактическое обеспечение работы по развитию речи в ДОУ;

-слабое финансирование ДОУ;

-недостаточное использование игровых приемов в практике обучения детей связной монологической речи.

Поэтому в работе по развитию связной речи с детьми дошкольного возраста, необходимо уделять особое внимание использованию разнообразных форм, игровых элементов, эмоциональной насыщенности занятий, активизации мыслительной деятельности.

Огромную роль в решении данной проблемы играет работа, по развитию связной речи используя лексические темы, так как они дают возможность разнообразного применения речевого материала.

Цель проекта:

Повысить уровень развития связной речи старших дошкольников, посещающих логопедические занятия средствами реализации разнообразных лексических тем.

Задачи проекта:

Дети Учитель-логопед Родители

1. Обогатить представления детей об окружающих предметах и явлениях, соответствующий словарь, развивать смысловую сторону речи, понимание слова в соответствии с контекстом.

2. Активизировать в речи детей глаголы и прилагательные, необходимые для высказывания.

3. Дать представления о последовательности высказывания: начало, середина, конец на доступном материале.

4. Формировать навыки и умения, которые составляют основу повествовательной речи : понимать тему, выражать мысли в определенной последовательности; отбирать лексический материал и другие языковые средства в соответствии с темой и ситуацией высказывания; умения использовать разнообразные синтаксические конструкции.

5. Развивать мелкую моторику рук по средствам рисования.

6. Развивать у детей мышление, воображение память. 1. Повысить уровень

теоретических знаний по теме исследования:

-Анализ психолого - педагогической литературы;

-Изучение опыта работы коллег;

2. Разработать методическое оснащение проекта:

-план реализации проекта;

-разработать занятия по лексическим темам;

-разработать и оформить дидактический материал;

-продумать задания для родителей;

-оформить наглядный материал по работе с родителями;

-подготовить материал для закрепления воспитателям;

-продумать схематический рисунок (модель) обозначающий

определённую лексическую тему;

-пополнить все виды картотек.

1. Вовлечь родителей в коррекционно – образовательный процесс.

2. Дать представление о важности данной проблемы.

3. Информировать родителей о результатах проведённой работы.

Срок реализации проекта:ноябрь2021года- май 2022года.

Этапы проекта:

1. Организационный.

Задачи:

1)Осознать проблемную ситуацию. Определить цель и задачи проекта.

2)Подобрать и изучитьметодическую литературу по теме проекта. Анализировать приёмы и технологии работы коллег по данной теме.

3)Разработать проект, перспективный план мероприятия.

2. Планирование деятельности.

Задачи:

1)Разработать методическое сопровождение проекта: собрать картотеку заданий и игр, разработать подгрупповые логопедические занятия на основе лексических тем на развитие связной речи.

2) Формировать у детей навыки и умения, которые составляют основу повествовательной речи : понимать тему, выражать мысли в определенной последовательности; отбирать лексический материал и другие языковые средства в соответствии с темой и ситуацией высказывания; умения использовать разнообразные синтаксические конструкции.

3)Развивать у детей способность зарисовывать полученный результат. Оформлять совместные альбомы по каждой лексической теме.

4)Формировать мотивационную готовность родителей к участию в проектной деятельности.

5)Пополнять педагогические знания родителей при выполнении домашних рекомендаций логопеда.

6)Разработать систему коррекционной работы взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя при обучении детей связной речи по средствам лексических тем.

3. Заключительный.

Задачи:

1)Подвести итоги, внести поправки в случае нерешенных проблем, осмыслить результат.

2)Оценить важность проекта.

3)Публичное представление проекта, его продуктов.

Ожидаемый результат проекта:

1. Повысится уровень развития связной речи старших дошкольников, посещающих логопедические занятия средствами реализации лексических тем.

2. Обогатится представление детей об окружающих предметах и явлениях, соответствующий словарь, разовьётся смысловая сторона речи, понимание слова в соответствии с контекстом.

3. В речи детей активизируются глаголы и прилагательные, необходимые для высказывания.

4. Сформируются навыки и умения, которые составляют основу повествовательной речи.

5. Пополнится картотека игр, наглядного материала, материала по работе

с родителями, заданий воспитателям.

6. Обогатится предметно-развивающая среда.

7. У детей появится желание зарисовывать составленные ими связные

рассказы,сказки,основанные на лексических темах.

8. Публично представить проект.

Описание работы по проекту :

На 1-ом этапе.

-Были изучены ряд работ касающихся данной темы: Артеевой Ирины Владимировны, воспитателя МБ ДОУ «Детский сад №62г. Нарьян-Мара» «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством мнемотехники»,«Составление описательных рассказов» воспитателя МБДОУ д/с №3 Яковлевой Валентины Ивановны, учителя-логопедаМБДОУ детского сада № 359 Хапиной Ольги Михайловны «Развитие коммуникативных способностей дошкольников 6-7 лет с ОНР третьего уровня в игровой деятельности на логопункте в условиях реализации ФГТ»,«Реализация совместных мини - проектов по лексическим темам, как средство развития связной речи старших дошкольников в условиях коррекционной группы»педагогов г. Глазова,С. В. Дрыгиной,С. У. Илюхиной учителя-логопеды МБДОУ№6 «Звёздочка»г. Азнакаево,

р. Татарстан.

-Теоретической базой проекта явились труды Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперина, Л. А. Венгера, Т. В. Рябовой, И. А. Зимней, Т. А. Ладыженской, Е. И. Тихеевой, Ф. А. Сохина, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. К. Воробьевой, В. П. Глухова, О. С. Ушаковой, Т. А. Ткаченко и др.

-Определена цель проекта. Поставлены основные задачи.

На 2-ом этапе.

-Подобрана картотека физкультминуток,соответствующих лексическим темам.

-Подобрана картотека пальчиковой гимнастики,соответствующая лексическим темам.

-Сделана картотека игр по лексическим темам.

-Продуман схематический рисунок (модель) к каждой лексической теме.

-Разработаны подгрупповые занятия по лексическим темам для развития связной речи. Занятия построены с учё том следующих пунктов:накопление словарного запаса;обучение детей правильному построению предложения и егоинтонационному оформлению; обучение самостоятельному рассказыванию.

-Основное внимание уделялось определению уровня понимания обращенной речи детьми, их способности дифференцировать различные категории слов (существительные, глаголы, прилагательные, отработке простейших речевых операций: называние слов по вопросу, изменение начальной формы слова, согласование различных категорий слов и т. д.

-Работа по формированию связной речи включила в себя следующие этапы:составление рассказа по серии сюжетных картинок;составление рассказа по отдельной сюжетной картине; описание пейзажной картины;обучение описанию предметов;обучение рассказыванию с элементами творчества. На занятиях использовались такие приемы:объяснение, вопросы, речевой образ,демонстрация наглядного материала,упражнения, оценка речевой деятельности.

-В итоге образовательной деятельности происходит зарисовка услышанного и увиденного ребёнком.

-Для воспитателей подготовлены консультации по развитию связной речи в разных возрастных группах.

-Оформлены логопедические уголки по группам «Логопед советует».

-Выбран день консультации родителей.

- В осуществление второго этапа происходит интеграция всех образовательных областей.

На 3-ем этапе.

- В результате проведённой образовательной деятельности, выявились наиболее эффективные варианты сочетания различных приемов,которые помогли повысить активность и самостоятельность детей,развить связную речь.

-Методика применения различных приемов и сам выбор их претерпевали изменения на различных этапах обучения в зависимости от стоящих задач, от степени подготовленности детей, от уровня их активности, самостоятельности.

-Итогом проекта выступили детские рисунки по каждой пройденной лексической теме, объединённые в книжки-альбомы, каждого ребёнка и продемонстрированы родителям.

-В дальнейшем проект планируется опубликовать на интернет сайтах, ознакомить коллег.

Такая целенаправленная, комплексная работа взаимодействия воспитателей, логопеда и родителей с использованием игровой деятельности помогает детям, посещающим логопедические занятия в устранении имеющихся у них трудностей в развитии связной речи. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяло ненавязчиво, опосредованно развивать связную речь детей. Использование игровой деятельности на этапах обучения, закрепление полученных знаний воспитателями, дома при выполнении рекомендаций логопеда родителями, помогло успешно детям овладеть связной речью,работая по лексическим темам.

Публикации по теме:

Технология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возрастаТехнология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов Значение развития мелкой.

Детский мастер-класс по созданию дидактического материала «Кроссворды по лексическим темам»Детский мастер-класс по созданию дидактического материала «Кроссворды по лексическим темам» Материал для выполнения детьми мастер – класса: листы бумаги, с расчерченными таблицами – кроссвордами по разным лексическим темам, распечатки.

Дидактическая игра «Весёлый счёт» по развитию лексико-граммматических средств языка и связной речиДидактическая игра «Весёлый счёт» по развитию лексико-граммматических средств языка и связной речи Дидактическая игра «Весёлый счёт» по развитию лексико-граммматических средств языка и связной речи Здравствуйте, дорогие друзья и.

Художественная литература — одно из важных средств развития ребёнка (значение, место худ. литературы в системе работы детского сада, задачи, проблемы на современном этапе развития общества) Трудно представить.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возрастаЛэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает,.

Мастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗМастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗ Познакомившись немного с теорией ТРИЗ и теоретически изучив кольца Луллия, а также метод морфологического анализа и фокальных объектов теории.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Теоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольниковТеоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольников Введение Актуальность исследования В настоящее время проблема развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста становится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Работа по лексическим темам как одно из важных средств развития связной речи дошкольников»
Опубликовано: 2 марта 2023 в 19:17
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Работа по лексическим темам как одно из важных средств развития связной речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Алла Высоцкая на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД