МААМ-картинки

Мастер-класс «Приемы развития функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»

Ольга Викторовна Салимова
Мастер-класс «Приемы развития функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»

Мастер класс «Приемы развития функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»

Автор: Салимова О. В.

Организация: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Алдан» МР «Алданский район» РС (Якутия)

1. Цель: познакомить с собственным педагогическим опытом применения компетентностно- ориентированных заданий для развития функциональной грамотности на уроках математики.

2. Задачи:

Публикация «Мастер-класс „Приемы развития функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе“» размещена в разделах

- способствовать повышению мастерства учителя к овладению проектирования заданий на развитие функциональной грамотности учащихся;

- содействовать профессиональному общению;

- вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

3. Основное содержание проекта

Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Приемы развития функциональной грамотности на уроках математики в нач. школе»

Прежде чем перейти к мастер классу, я попрошу вас выполнить одно задание.

- Поднимите, пожалуйста правую руку.

- Вы показываете, что готовы к сотрудничеству.

- А теперь попробуйте поаплодировать одной рукой.

- Не получается?

- А если я подойду к вам и протяну свою ладошку.

- У нас с вами получилось взаимодействие.

- Попробуйте сейчас сделать хлопок одной рукой с участником своей команды.

- Молодцы! Это говорит о том, что только вместе, а не по оному мы сегодня будем работать. В сотрудничестве.

Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. И поэтому, важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Этот навык сегодня совершенно необходим молодому человеку для того, чтобы он чувствовал себя уверенно в обществе.

Для младших школьником мир чисел – нечто совершенно новое и непонятное. И именно математическая грамотность дает им возможность понять, что знание математики нужны им здесь и сейчас для решения возникающих в повседневной жизни проблем.

Для детей младших классов важно найти современные и интересные новому поколению ситуации: расчет времени на скачивание игры, подбор тарифа на мобильную связь и т. д. Эти задания наглядно покажут применение математики в жизни. Примером задания по математической грамотности можно считать следующие задачи.

- Вертлявая девочка Таня по пути на экскурсию хочет посчитать своих выстроившихся парами одноклассников. Сзади 4 пары, впереди – три, и нужно еще не забыть про себя и подружку. Сколько всего детей? Или другая задача.

- С какой скоростью движется Коля, если после звонка он вылетает из класса за пять секунд?

- На каком этаже находится квартира №125, если в доме всего 5 подъездов и 200 квартир? - Мы отправляемся в поход.

- Давайте рассчитаем количество бутербродов и отдельно колбасы, хлеба.

Важно заинтересовать учеников повседневными ситуациями и показать, что в них тоже содержатся задачи по математике.

Практический опыт жизнедеятельности показывает, что математика применяется практически во всех областях человеческой деятельности.

- У Софии есть домашний питомец – Британская кошка. Взрослая кошка должна есть сухой корм дважды в день. Иначе возможны проблемы с весом. В день взрослая кошка съедает 200г сухого корма. Сколько упаковок сухого корма нужно купить, чтобы его хватило на месяц, если известно, что в 1 упаковке 1 кг? Усложняем задачу. В магазине выяснилось, что нет упаковок сухого корма по 1 кг, а в наличии упаковки по 2 кг. Рассчитайте сколько упаковок сухого корма по 2 кг нужно купить, чтобы кошка не была голодной.

Для того, чтобы развить у детей пространственные представления, которые имеют большое жизненно- практическое значение. Мы предлагаем геометрические задачи следующего содержания.

Из двух одинаковых квадратов сложим прямоугольник, периметр квадрата 16 см. Найдите периметр получившегося прямоугольника. ( 16: 4=4; 4.6=24)

Для того, чтобы проверить, как дети знают изученный материал, я использую «Корзину понятий» как блиц- турнир, на любом этапе урока. Например, по теме: «Цена, количество, стоимость» (Вопрос – ответ)

- Цена – это… (стоимость одного предмета)

- Деньги любят… (счет)

- Стоимость это… (количество денег, которые заплатили за товар)

- Деньги были металлические, их рубили, получились… (рубли)

- Рубли можно поменять на иностранную валюту… (доллар, евро)

- Количество это… (множество товара)

- В России две группы денег… (монеты, купюры)

- Деньги можно хранить в … (банке)

- Деньги можно попросить у кого-нибудь в (долг)

- Дружба дружбой, а деньги (врозь)

- В магазине дают… (сдачу)

- Деньги воровать. (нельзя)

- Профессии, связанные с деньгами. (бухгалтер)

- Когда денег не было, люди обменивались (товаром)

- На деньги можно купить все, кроме (здоровья)

- Деньги надо …. (зарабатывать)

- Деньги можно (тратить)

Для того, чтобы пробудить интерес к родному краю, я использую на уроках задачи основанные на культурно – краеведческом материале РС (Я). Например:

- Зимой в Якутии стужа доходит до – 50. Летом зной достигает + 39. Какова разница температур?.

- Пилот П. М. Фадеев 97 лет назад поднял впервые самолет над Якутском. В каком году это произошло, если сейчас 2023 год?

- Хабаровск основан 1858 году, а Якутск на 226 лет раньше. В каком году основан Якутск? (1632).

Детям не только интересно решать такие задачи, но они сами с удовольствием составляют их. На основе своих наблюдений, путешествий. Ведь задачи практического характера вызывают особый интерес, побуждают к деятельности.

4. Итог мастер-класса :

-Рассмотренные приёмы работы на уроках математики позволяют вовлечь обучающихся в процесс развития математического интереса, и, как следствие, математической грамотности

На уроках математики, можно использовать метапредметные связи. На уроках технологии – измерить, построить линии фигур. На уроках литературы – вычислить возраст героев, или автора, продолжительность их жизни, век, соответствующее время.

Ожидаемые результаты: участники мастер-класса получат знания о приёмах, используемых на уроках математики в начальной школе; педагоги смогут использовать приобретенные знания в своей практике

Публикации по теме:

«Приглашение в театр». Творческая работа на уроках музыки в начальной школе (фотоотчет)«Приглашение в театр». Творческая работа на уроках музыки в начальной школе (фотоотчет) «Приглашение в театр»Афиша- (от французского affiche – объявление) - вид рекламы, оповещения о спектаклях и иных художественных или увеселительных.

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности»Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности» Современный мир постоянно меняется и что бы нам идти в ногу со временем, надо развивать креативное мышление. Если мы с вами будем креативно.

Четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики (5–11 кл.) Четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики (5-11 кл.) По характеру учебной самостоятельной деятельности учащихся.

Фотоотчет об уроках памяти в начальной школе, посвященных Дню неизвестного солдатаФотоотчет об уроках памяти в начальной школе, посвященных Дню неизвестного солдата Сегодня, 3 декабря, в нашей стране прошли торжественные митинги, посвященные Дню неизвестного солдата. Эта дата была установлена по указу.

Использование современных образовательных технологий для повышения мотивации учащихся на уроках в начальной школе Каждый раз, готовясь к уроку, я представляю такую картину: мои ученики с легкостью принимают и извлекают информацию, выполняют различные.

Пособия по развитию функциональной грамотности у детей 3–4 лет «Обувь»Пособия по развитию функциональной грамотности у детей 3–4 лет «Обувь» .

Библиотека изображений:

Публикация Мастер-класс «Приемы развития функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Викторовна Салимова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Мастер-класс «Приемы развития функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»
Опубликовано: 25 декабря 2023 в 14:30
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД