Папки-передвижки

Конспект мастер-класса по экспериментированию для воспитателей «Почему? Зачем? Как?» (1 фото)

Елена Мареева
Конспект мастер-класса по экспериментированию для воспитателей «Почему? Зачем? Как?»

Конспект мастер-класса по экспериментированию для воспитателей «Почему? Зачем? Как?»

Цель мастер-класса : Продемонстрировать воспитателям некоторые виды экспериментирования с бумагой, молоком, апельсином, водой.

Задачи: 1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной

деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение

делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Публикация «Конспект мастер-класса по экспериментированию для воспитателей „Почему? Зачем? Как?“» размещена в разделах

Ход мастер класса

Слайд 2. - Здравствуйте, уважаемые педагоги! Работая над проблемой «Развитие познавательного материала у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности» предлагаю Вам свой мастер – класс по теме : «Почему? Зачем? Как?».

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок стремится познать окружающий мир и с удовольствием включается в деятельность со взрослым. Именно этот возраст является наиболее благоприятным для развития познавательного интереса. В государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что одним из принципов построения дошкольного образования является формирование познавательных интересов различных видах деятельности.

Дети — прирождённые исследователи и поэтому исследовательская деятельность вызывает у них огромный интерес. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Природа сделала инстинкт познания в детском возрасте очень мощным, практически непреодолимым. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности.

Дети любят всё таинственное, загадочное и необычное. Поэтому экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Слово "эксперимент" происходит от греческого и переводится как "проба, опыт".

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выгодский.

В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями.

Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми.

Дети очень любят играть и слушать сказки, поэтому все опыты буду показать в виде сказки и игры. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - сказки. Сказка называется «Золушка».

Слайд 3

Воспитатель : Жила была девочка, Золушка. Уж очень она была любопытная, как и все дети. Однажды Золушка услышала разговор мачехи и падчерицы о том, что они видели в других краях, замках. Ей стало интересно, а что же творится вокруг её дома, ведь она ещё никогда нигде не была. И Золушка отправилась в путешествие по родному краю в поисках приключений.

Слайд4

Выйдя на полянку, она увидела небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и Золушка увидела, как распускаются эти прекрасные цветы. И я предлагаю посмотреть, как они распустятся. А для этого предлагаю перейти к опыту.

Опыт № 1 «Кувшинки».

Перед вами на столах лежат кувшинки. Лепестки согнуть в середину, но сгибы не сильно проглаживать. Опустите свои заготовки на воду, и сейчас мы увидим, что с ними происходит? Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Слайд 5

Воспитатель : Потом она увидела, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт № 2 «Виноградинки – рыбки».

Возьмите стакан с газированной водой и бросьте в нее виноградинку, можете еще одну. Посмотрите, что с ними происходит? Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

Слайд 6

Золушка от дождя спряталась под навесом из листьев. Прошло немного времени и дождь закончился, снова появилось солнце. Золушка решила идти дальше. Тут она увидела радугу. Переходим к следующему опыту.

Опыт № 3 «Радуга в стакане». Для этого опыта необходимо взять 5 стаканов. 1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.

2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.

3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.

4. Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.

5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.

Воспитатель : В чем же секрет этого опыта? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.

Слайд 7

Золушка путешествовала дальше, на ее пути оказалась тучка - под которой ей надо было пройти. Нужно устранить препятствие. Переходим к следующему опыту.

Опыт № 4 «Шарик и апельсин»

А тучкой у нас будет воздушный шар. Перед Вами шар – тучка. А устранить это препятствие можем с помощью с апельсиновой кожуры (цедру) и выжать из кожуры несколько капель сока прямо на шарик. Это может оказаться не так просто, так как сок из цедры выжимать довольно сложно, придется хорошенько помять ее в руке. Чтобы одна или несколько капель из цедры попали на шарик! Вот и устранили препятствие. Поэтому золушка может путешествовать дальше.

Воспитатель : Как вы думаете почему тучка – шарик лопнул? В апельсиновой кожуре содержится эфирное масло, которое называется лимонен. Лимонен растворяет резину! Именно поэтому, когда он попал на шарик, он растворил резиновую оболочку шарика, и шарик лопнул.

Слайд 8

Воспитатель : Шла, шла девочка и увидела перед собой огромную каплю, которая была на цветочке и не падала. И в ходе опыта мы увидим почему капля у Золушке с цветка не падала.

Опыт № 5

Для этого возьмем цветы, вырезанные из картона. Накройте стакан с водой цветком из картона. Затем, придерживая картонку рукой, осторожно переверните стакан. Теперь уберите руку. Картонка останется на месте, и вода из стакана не выливается.

Лист бумаги удерживает атмосферное давление, которое с наружи действует с большой силой, чем вес воды в стакане.

Золушке так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир.

Но у неё осталось много вопросов:

1. Почему же распускаются цветы?

2. Почему виноградинки - рыбки всплывают?

3. Почему лопнул шар?

5. Почему вода не выливается.

Обсуждение экспериментов с воспитателями.

Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир по иному. Он может увидеть новое в известном и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Уважаемые, педагоги, надеюсь, что мастер – класс вам понравился и вы будете вместе с детьми проводить такие же и другие экспериментирования с различными материалами. Спасибо за внимание.

Публикация Конспект мастер-класса по экспериментированию для воспитателей «Почему? Зачем? Как?» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Мареева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект мастер-класса по экспериментированию для воспитателей «Почему? Зачем? Как?»
Опубликовано: 7 декабря 2023 в 20:45
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД