МААМ-картинки

Мастер-класс «Взаимодействие педагогов с детьми группы риска»

Татьяна Аулова
Мастер-класс «Взаимодействие педагогов с детьми группы риска»

Здравствуйте коллеги. Меня зовут Аулова Т. П., я работаю педагогом – психологом в МБДОУ № 49 г. Невинномысска. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы по взаимодействию с детьми группы риска. Таких детей педагоги ещё называют «Трудные дети».

Мы с вами работаем не только с детьми, так же в наши обязанности входит взаимодействие и с родителями воспитанников, и с педагогами ДОУ. Часто воспитатели обращаются к педагогу - психологу за помощью при появлении таких детей в группе.

Публикация «Мастер-класс „Взаимодействие педагогов с детьми группы риска“» размещена в разделах

И наша с вами цель помочь не только детям, их семьям, но и просветить и повысить психолого – педагогическую грамотность педагога в этом вопросе. Данную презентацию можно использовать в работе с педагогическим коллективом для осуществления следующих задач:

• познакомить с понятиями «агрессия», «гиперактивность», «тревожность», причинами возникновения и признаками проявления.

• обучить методическим приемам работы с такими детьми.

• проанализировать полученную методическую информацию и результаты работы.

- Так кого же можно отнести к категории «трудный ребенок»?

Ответы педагогов.

Вы совершенно правы, трудными называют тревожных, гиперактивных, агрессивных детей, и к сожалению таких деток с каждым годом становиться всё больше и больше.

Давайте рассмотрим первую группу – это тревожные дети.

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам.

- А теперь попробуем составить психологический портрет ребёнка с повышенным уровнем тревожности.

Портрет тревожного ребенка.

• их отличает чрезмерное беспокойство;

• дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности;

• у них высокие требования к себе, они очень самокритичны;

• низкая самооценка (дети думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие;

• ищут поощрения, одобрения взрослых во всем.

Причины возникновения тревожности у детей

Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

1. Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями и педагогами.

2. Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными).

3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Как помочь тревожному ребенку.

Рекомендуется проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях :

1. Повышение самооценки.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения.

Следующая группа – это агрессивные дети. Давайте вспомним определение агрессии.

Агрессия (от латинского слова – нападение) мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей.

Попробуем составить портрет агрессивного ребёнка.

Ответы педагогов.

Портрет агрессивного ребенка.

Почти в каждой группе детского сада есть хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей.

Причины детской агрессивности

• Неприятие детей родителями.

• Безразличие или враждебность со стороны родителей.

• Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека)

• полное отсутствие такового (гипоопека).

• Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.

• Запрет на физическую активность.

• Подсознательное ожидание опасности.

• Агрессивная реакция может быть связана с личностными особенностями ребенка.

Как помочь агрессивному ребенку.

Работа педагога с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:

• Обучать самоконтролю - вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность.

• Формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим.

• Прививать конструктивные навыки общения - обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта.

Гиперактивные дети.

Гиперактиность – это состояние при котором активность и возбудимость человека превышает норму.

- Какие качества присущи гиперактивным детям?

Ответы педагогов.

Портрет гиперактивного ребенка.

• находится в постоянном движении;

• спит меньше сверстников;

• беспокоен в движениях;

• плохо координирует движения;

• не регулирует свои действия;

• непоследователен в своем поведении;

• плохо контролирует свои эмоции;

• часто нарушает правила;

• плохо организован и слабо поддается попыткам организовать его;

• с трудом сосредотачивает внимание на чем бы то ни было.

Причины гиперактивности.

• генетика;

• социальная среда;

• патология беременности и родов;

• инфекции и интоксикация первого года жизни;

• ММД (минималная мозговая дисфункция).

Как помочь гиперактивному ребенку?

• не запрещайте ребенку бурно проявлять себя;

• не приказывайте;

• не заискивайте;

• если от ребенка что – то требуется попросите;

• раз и навсегда откажитесь от чтения нотаций;

• вместо отказа или запрета предлагайте выбор;

• чаще беседуйте с ребенком по душам.

- Какими качествами должен обладать педагог для решения проблемы «трудного» ребёнка?

Ответы педагогов.

1. Любовь. Без любви нет воспитания.

2. Уважение. Уважение к личности ребенка

3. Толерантность. Терпимость к каждому ребенку.

4. Оптимизм. Вера в лучшие качества воспитанника.

5. Эмпатия осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека

6. Коммуникативность и педагогический такт.

Наш метод воспитания: любовь, беседа, понимание.

А сейчас, я хочу вам продемонстрировать один из методов, который я использую в индивидуальной работе с детьми – это рисование и игры с песком.

Игра с песком это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком.

Игры с песком помогут:

успокоиться, расслабиться;

избавиться от страхов, тревог, беспокойств;

выразить внутренние конфликты и переживания;

повысить самооценку и веру в свои силы (взаимодействовать с песком достаточно просто и практически всегда получается что-то интересное);

открыть в себе новые грани и таланты, избавиться на время от множества мыслей и взглянуть вглубь себя.

С детьми старшего дошкольного возраста можно использовать проективные игры:

«Моя семья», «Мои друзья», «Сказочные сюжеты», «Рисование на свободную тему».

С самыми маленькими хорошо поиграть в «змейку» - начертить ребром ладони извилистую дорожку, попрыгать «как зайка» двумя пальчиками обеих рук, побегать, как «паучок» всеми пальчиками сразу.

Практическая часть.

А теперь я хочу вам предложить поиграть в игры, которые можно использовать в тренинговой работе с детьми, как для профилактики нарушений эмоционально – личностной сферы, так и с детьми данной группы риска.

Игра «Волшебная нить».

Цель: сплочение детского коллектива.

Взрослый от лица плюшевого медвежонка предлагает детям сесть на стульчики. В руках у него клубок ярких ниток. Он говорит детям о том, что сейчас они будут передавать этот клубок друг другу. При этом тот, кто держит клубок, должен рассказать о том, какое у него в данный момент настроение, что он чувствует и что хочет пожелать для себя, а может быть, для других. Дети, которые уже держали клубок, не отпускают его ниточку.

Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают нить, закрывают глаза и представляют, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Упражнение «Коробка переживаний» .

Цель: помочь ребёнку избавиться от бесполезных переживаний.

Ведущий. У каждого из нас есть какие-то заботы или переживания. Я принесла сегодня небольшую коробку. Предлагаю отправить ее по кругу, чтобы собрать наши неприятные переживания и заботы. Вы можете сказать об этом шепотом, но обязательно в эту коробку. Потом я ее заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши неприятные переживания.

Упражнение "Драка".

Цель: снятие мышечного напряжения, расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук, научиться управлять своим поведением.

"Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь : а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!"

Примечание. Как вы, наверное, уже догадались, эту игру полезно использовать не только с тревожными, но и с агрессивными детьми. Для них здесь есть важный коррекционный момент: радость расслабления (физическая и эмоциональная) не драться, а решать конфликты мирным путем.

Психологический тренинг.

А сейчас я предлагаю вам немного расслабиться и отдохнуть. Сядьте по удобнее, слушайте внимательно то, что я буду говорить.

Сделайте глубокий вдох… выдох (звучит спокойная, расслабляющая музыка)

Закрой глаза. Представь себе дом. Он маленький и уютный. В нем тепло. Вкусно пахнет пирогами. Мягкий добрый свет наполняет весь дом. В этом доме живут люди, которые тебя очень любят и заботятся о тебе. Они хотят сказать тебе очень много приятных и ласковых слов. В дом ведут три ступеньки. Тебе осталось только подняться по ним, чтобы попасть в этот дом. Ты с радостью начинаешь идти по ступенькам. Раз… два… три… Ты в доме. Тебе хорошо и спокойно. Радость и добро наполняют твою душу.

Откройте глаза.

Рефлексия.

- Потянитесь.

- Что вы чувствовали? (ответы)

- Молодцы, вы хорошо поработали.

- Нам пора возвращаться в группу.

- Давайте пожелаем всем хорошего настроения и попрощаемся.

- До свиданья.

Публикации по теме:

Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения в ДОУ Доклад на тему: Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного.

Консультация для педагогов ДОУ: «Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию» Описание материала: предлагаю вам учебно-методическую разработку по взаимодействию с родителями по экологическому воспитанию. Данный материал.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.

Консультация для педагогов «Взаимодействие детей в команде»Консультация для педагогов «Взаимодействие детей в команде» Консультация для педагогов «Взаимодействие детей в команде» В большинстве случаев, особенно в детстве, очень важно находить общий язык.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога с расторможенными и вспыльчивыми детьми» Изучив достаточно много литературы по данному вопросу, пришла к выводу, что «изобрести новый велосипед» мне не удастся, поэтому остановлюсь.

Мастер-класс педагога-психолога для педагогов с детьми средней группы «Мое настроение»Мастер-класс педагога-психолога для педагогов с детьми средней группы «Мое настроение» Мастер-класс педагога-психолога в средней группе с элементами сказкотерапии: «Настроение моего дня» Цель: - создание положительного психологического.

Взаимодействие педагогов с родителями в рамках проекта по театрализованной деятельностиВзаимодействие педагогов с родителями в рамках проекта по театрализованной деятельности Опыт работы. Любой педагог подтвердит, что выстроить эффективное и регулярное сотрудничество с родителями воспитанников – задача непростая.

Библиотека изображений:

Публикация Мастер-класс «Взаимодействие педагогов с детьми группы риска» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Аулова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Мастер-класс «Взаимодействие педагогов с детьми группы риска»
Опубликовано: 12 декабря 2023 в 15:10
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД