Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста через театр теней»

Александра Белоконь
Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста через театр теней»

Цель: познакомить педагогов с тем, как сделать теневой театр, использовать его для речевого развития.

Задачи:

• повышение эффективности образовательного процесса, путём использования театрализованной деятельности

• активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.

• Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

1. Теоретическая часть

Публикация «Мастер-класс для педагогов на тему „Развитие речи детей дошкольного возраста через театр теней“» размещена в разделах

Введение:

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Нарушение речи – достаточно распространенное явление в наше время. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Все речевые нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности в общении с окружающими, в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности, к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Поэтому поиски и совершенствование практических приемов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, не утратили своей актуальности и сегодня.

Театральное искусство близко и понятно, как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе лежит игра. Театрализованные игры – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей. Благодаря театру ребёнок приобретает опыт совместных переживаний, укрепляются детско-взрослые отношения.

Систематическая работа по развитию коммуникативных и речевых навыков в ходе театрализованной деятельности способствует улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме.

Основные направления работы с детьми.

Чтение сказок;

Артикуляционная гимнастика;

Подвижные игры с элементами драматизации;

Игры на развитие интонационной выразительности;

Музыкальные этюды;

Театральная игра;

Дидактические игры;

Дыхательная гимнастика;

Ритмопластика;

Сочинение сказок;

Изготовление и ремонт атрибутов к спектаклям.

Формы организации театрализованной деятельности.

1. Совместная деятельность взрослых и детей.

2. Мини-игры на других занятиях.

3. Театрализованные занятия.

4. Самостоятельная деятельность.

5. Чтение художественной литературы.

6. Театрализованные игры-спектакли

Что должен делать педагог, для активизации речи детей?

1. Последовательно знакомить детей с различными жанрами художественной литературы (сказка, рассказ, басня, стихотворение, загадка).

2. Обучать детей адекватному эмоциональному реагированию; формировать у детей умение передавать мимикой, позой, жестом, движением свои эмоции.

3. Развивать и совершенствовать все стороны речи, добиваться чистого произношения всех звуков, расширять и активизировать словарь, развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологической речи; обучить способам моделирования сказок,способствовать превращению высказывания ребенка в рассказ.

4. Развивать интерес к театру как искусству; воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театральному искусству через вовлечение в театральное творчество.

5. Совершенствовать предметно-развивающую среду для активизации словесного творчества и актерского мастерства; расширять материально-техническую базу, соответствующую требованиям программы.

Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! С. И. Мерзлякова

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Остановимся подробнее на театре теней.

Театр теней – это волшебство. Тень… – к ней мы привыкли с детства, она сопровождает нас повсюду. Она знакома нам и в то же время хранит какую-то тайну. Мы можем играть с тенью, можем не замечать ее, но не можем убежать от нее. Театр теней – очень удивительный и зрелищный вид театрального искусства. На мой взгляд, несправедливо забытый.

Театр теней родился в Китае много веков назад и живет до сих пор. С его помощью создаются удивительные театральные зрелища.

Театр теней помогает стимулировать детей и их инициативу в театрализованной деятельности, развивать фантазию, творческие способности, артикуляционный аппарат. Формировать у детей стойкий интерес к театрализованной деятельности, желание участвовать в общем действии, побуждать детей к активному взаимодействию, общению, учит уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях. Развивать игровое поведение, эстетические чувства, способность творчески относиться к любому делу.

Через театрально-игровое творчество мы можем развивать в детях речевую активность.

Реквизит, который требуется для театра теней источник света (например, налобный фонарик или настольная лампа, ширма с белым экраном, куклы-силуэты.

Техническое сопровождение (магнитофон, ноутбук, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, «звуков природы», детские произведения)

Как сделать пособие для театра теней :

На первом этапе работы для изготовления силуэтов нам необходимы следующие инструменты: ножницы, черный картон, палочка от мороженого, скотч, клей, баночка – подставка, пластилин, шаблоны.

Для теневого театра вырезаются из картона силуэты персонажей. В деталях (например - глаза, рот) делаются проколы и разрезы. Лучше, если у фигурок будут двигаться голова, конечности, хвосты. Для этого используют проволоку или заклепки. Мне в принципе, оба крепления нравятся. Кроме того, важно изготовить дополнительные атрибуты – силуэты деревьев, домов и т. д.

2. Практическая часть

Задание для группы за столами - изготовление силуэта любого персонажа для теневого театра по памятке-инструкции. После того, как персонажи готовы, предлагаю обыграть каждого персонажа, сочинить мини сказку.

ПАМЯТКА № 1

Изготовление силуэтов кукол к теневому театру.

1. Обведите на обратной стороне черного картона силуэт персонажа (декорации) по шаблону.

2. Вырежьте силуэт по контуру.

3. При помощи канцелярского ножа сделайте необходимые прорези (глаза, окошки и т. д.)

4. С помощью скотча приклейте получившейся силуэт к палочке

5. Палочку с силуэтом поместите в баночку с пластилином для лучшей устойчивости.

ПАМЯТКА № 2

Правила кукловождения.

1. Куклы прижимаются к экрану и двигаются, на небольшом расстоянии от него (1-2 см).

2. Фигурки перемещаются только вдоль экрана, переворачиваясь для изменения направления движения (прибежала-убежала)

3. Декорации плотно крепятся в пазы с обратной стороны экрана.

ПАМЯТКА

Этапы режиссерско-педагогической работы воспитателя по организации и постановке спектакля с детьми

1 этап : Прогностический

1. Артикуляционная гимнастика (зарядка для губ и языка)

2. Упражнения на три вида выдыхания для разогрева мышц дыхательного аппарата.

3. Упражнения на развитие дикции с подключением ритмизированных движений.

4. Упражнения на распознавание эмоции по интонации.

5. Работа над скороговорками и чистоговорками.

2 этап: Подготовительный

1. Выбор репертуара для спектакля.

2. Распределение ролей.

3 этап: Репетиционный

1. Индивидуальное разучивание ролей, совместные репетиции.

2. Работа над выразительностью речи.

3. Генеральные репетиции под музыку, с куклами, декорациями

4 этап : Организационный

1. Организация пространства для показа.

2. Организация участников спектакля на момент показа.

3. Организация зрителей спектакля на момент показа.

5 этап: Показ спектакля зрителям

6 этап: Рефлексивно-итоговый

1. Обсуждение спектакля участниками и зрителями.

2. Поощрение, поддержка детей за творческую активность.

3. Организация фотовыставки сцен спектакля в фойе детского сада.

4. Поддержание интереса дошкольников к театрализованной деятельности.

Подведение итогов.

В данный момент я осваиваю новый вид теневого театра, так называемый Классический театр теней, который предполагает создание различных фигурок животных и предметов, используя собственные руки

Результат мастер класса – театр помогает стимулировать детей и их инициативу в театрализованной деятельности. Развивать фантазию, творческие способности развивать артикуляционный аппарат. Формировать у детей стойкий интерес к театрализованной деятельности, желание участвовать в общем действии, побуждать детей к активному взаимодействию, общению, учит уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях, развивать речь и умение активно строить диалог. Развивать игровое поведение, эстетические чувства, способность творчески относиться к любому делу.

Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника. Через театрально-игровое творчество мы можем развивать в детях речевую активность.

Прикреплённые файлы:

r-r-teatr_t2h7u.pptx | 10782,57 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект развлечения в группе детей старшего дошкольного возраста «Театр теней» Задачи: Образовательные: вызвать у детей интерес к театру, прививать интерес к театрализованной деятельности/ Развивающие: развивать внимание,.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыки» Творческие задания для педагогов ДОУ по теме «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной.

Мастер-класс для педагогов «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Донцова Валентина Анатольевна Мастер-класс для педагогов «Обучение грамоте детей старшего возраста» Цель: повысить знания педагогов о подготовке.

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» Конспект мастер-класса для педагогов. Тема: «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Мастер-класс для педагогов по развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» .

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель: Демонстрация опыта работы по речевому развитию дошкольников. Задачи: 1. Повышение профессионального уровня педагогов. 2. Формирование.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательных способностей детей младшего возраста через экспериментальную деятельность» Воспитатель: Попова О. Н., МБ ДОУ д/с№51 Цель: повышение профессионального мастерства педагогов по развитию познавательных интересов через.

Мастер-класс «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию. Повысить.

Мастер-класс для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста» Уважаемые коллеги! Сегодня на нашем мастер – классе мы вместе постараемся по – новому взглянуть на пути ознакомления дошкольников с народным.

Развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР через вовлечение в театральную деятельность. Проект «Театр для всех» "Театр для всех" Развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР через вовлечение в театральную деятельность. [/b] Дети с особыми возможностями.

Библиотека изображений:

Публикация Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста через театр теней» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Александра Белоконь на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста через театр теней»
Опубликовано: 30 ноября 2018 в 15:03
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД