Лучший педагог года

Мастер-класс на тему «Физминутки как элемент здоровьесберегающих технологий в ходе образовательной деятельности»

Оксана Зубкова
Мастер-класс на тему «Физминутки как элемент здоровьесберегающих технологий в ходе образовательной деятельности»

Здоровье– это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

(из Устава Всемирной Организации Здравоохранения)

Темой моего мастер-класса является «Физминутки, как элемент здоровьесберегающих технологий в ходе образовательной деятельности»

Целью данного мастер-класса является повышение мотивации педагогов в применении физкультурных минуток в образовательном процессе.

Публикация «Мастер-класс на тему „Физминутки как элемент здоровьесберегающих технологий в ходе образовательной деятельности“» размещена в разделах

Одно из обязательных условий организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении – использование здоровьесберегающих технологий, одним из элементов которых являются физминутки.

Кратковременные физичекие упражнения, так называемые физминутки, один из эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности

Задача каждого педагога – организовать занятия так, чтобы каждый ребенок получал качественные знания, умения и навыки без ущерба для здоровья.

Образовательная деятельность с детьми по обучению грамоте, математике, изобразительной деятельности и т. д., настольные игры чаще происходят в неподвижном статичном состоянии. Но длительное нахождение в одной позе, одном положении для детей, особенно дошкольного возраста, очень тяжелая нагрузка, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается внимание, теряется интерес к игре или занятию, что, конечно, отрицательно влияет на их эффективность. В результате длительного статичного напряжения у ребенка сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение, что приводит к нарушению осанки, отрицательно сказывается на работе жизненно важных функций организма, в итоге негативно отражается на здоровье дошкольника.

Важно предупредить возникновение утомления, своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, так как утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств.

Признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут занятия, у детей 5-6 лет - через 10-12 минут, 7-8 лет - через 12-15 минут. Они могут выражаться по-разному: зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением автоматических, непроизвольных побочных движений (почесывание, постукивание, раскачивание на стуле, сосание пальцев и т. д., нарушением осанки и координации движений.

Физкультминутки проводятся в середине занятия в течение 1,5-2 минуты; рекомендуется их проводить, начиная со средней группы.

Задачами физминуток являются :

• Снятие утомления

• Обеспечение активного отдыха

• Повышение внимания и активности детей на последующем этапе образовательной деятельности

Оздоровительные физкультминутки – это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в ходе ООД

Выделим некоторые комплексы упражнений физических минуток:

Физминутки для снятия общего утомления

Физминутки для кистей рук и мелкой моторики

Физминутки для снятия зрительного утомления

Основные формы проведения физкультминуток:

• В форме общеразвивающих упражнений - подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используется 3-4 упражнения (по общепринятой методике) для разных групп мышц, закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой;

• В форме подвижной игры - подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными и хорошо знакомыми детям правилами;

•. В форме дидактической игры с движениями - хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой (фонетической) культуре речи, по математике;

• В форме танцевальных движений - используются между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные.

• В форме выполнения движений под текст стихотворения - при подборе стихотворений обращается внимание на следующее:

- текст стихотворения должен быть высокохудожественным, используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки;

- преимущество отдается стихам с четким ритмом;

- содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программой и задачей;

• В форме любого двигательного действия и задания

- отгадывание загадок не словами, а движениями;

- использование различных имитационных движений: спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст, отдельных трудовых действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).

Требования к проведению физкультминуток:

• Проводятся на начальном этапе утомления (8-12-15-я минута занятия в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала);

• Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;

• Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади;

• Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем;

• Содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия;

Музыкальные физминутки :

Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Воспитанники после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

На любом занятии можно проводить физкультминутки для снятия общего утомления Чаще всего используют физкультминутки под музыку.

Давайте вместе попробуем.

(МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФИЗМИНУТКИ)

«У жирафа» (Екатерина Железнова)

(Во время припева дети показывают пальчиками на соответствующие части тела.)

1. У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде (2 раза).

Припев (хлопаем ладошками по всему телу, показывая пятна).

На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носах, на животе, коленях и носках.

2. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде (2 раза).

Припев («собираем складки» - щипает себя).

3. У котят шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде (2 раза).

Припев (поглаживаем все тело, изображая шёрстку).

4. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде (2 раза).

Припев (проводим пальцами по телу, изображая полоски).

Комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятия, их содержания.

Комплекс физкультминутки обычно состоит из 3-4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища и ног. Если комплекс делать 1,5-2 минуты, получается по 25-30 сек. на одно упражнение. Вполне достаточно 15-20 секунд на одно упражнение, тогда комплекс становится более динамичным и интересным, состоящим из 5-7 простых упражнений.

Для рук и плечевого пояса включаются упражнения типа потягивания – для выпрямления и расслабления позвоночника, расширения грудной клетки; для туловища – наклоны, повороты; для ног – приседания, подскоки, бег на месте, поднимание ног. Большая часть упражнений связанных с развитием больших групп мышц и общей координации, а также и зрения, должны выполняться в позе свободного стояния или лежания, в режиме моторной свободы динамических поз.

В результате, физкультминутка превращается в «оздоровительные минутки» и будет выглядеть следующим образом :

• упражнение для включения в деятельность (5-10 секунд в начале занятия);

• для рук и плечевого пояса;

• для туловища;

• для ног;

• для профилактики нарушения зрения и снятия утомления с глаз (в середине и в конце занятия).

• смена позы воспитанника (2-3 раза во время занятия).

В ходе ООД дети работают не только руками, но и всем корпусом, что может легко привести к нарушению осанки. Для того чтобы снять излишнее статистическое напряжение, на физкультурных минутках проводятся динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей, корпуса). Чаще всего в практике я использую физкультминутки под стихотворные тексты.

Давайте вместе попробуем.

«У меня спина прямая»

У меня спина прямая,

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я наклонов не боюсь:

(Наклон вперед.)

Выпрямляюсь, прогибаюсь,

(Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.

(Повороты туловища.)

Раз, два,три, четыре.

Три, четыре, раз, два.

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Я хожу с осанкой гордой.

(Повороты туловища.)

Прямо голову держу,

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Никуда я не спешу.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Раз. два. три. четыре,

(Повороты туловища.)

Три, четыре, раз, два.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я могу и поклониться.

(Поклон и выпрямиться.)

И присесть, и наклониться,

(Присед, наклон вперед.)

Повернись туда - сюда!

(Повороты туловища направо - налево.) Ох, прямешенька спина!

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Раз, два, три, четыре

(Повороты туловища.)

Три, четыре, раз, два.

В некоторых случаях, в ходе ООД, дети много работают руками, поэтому некоторые из них могут ощущать дискомфорт в мышцах доминантной руки, другие - утомление и даже переутомление мышц, как результат их слабости и вялости, что выражается в затекании кисти или пальцев.

Поэтому на занятиях необходимо проводить физминутки для кистей рук или, так называемую, пальчиковую гимнастику.

Давайте вместе попробуем.

«Семья»

Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья

Энергично сжать руку в кулак несколько раз

«Паучок»

Паучок ходил по ветке, а за ним ходили детки (пальцы каждой руки «бегут» по плечу другой руки).

Дождик с неба вдруг полил, паучков на землю смыл (кисти выполняют стряхивающие движения, хлопок в ладоши).

Солнце стало пригревать (пальцы растопырены, качают руками).

Паучок ползет опять, а за ним ползут все детки.

Чтобы погулять на ветке (действия аналогичны первоначальным).

МУЗЫКАЛЬНЫЕ РАЗМИНКИ ДЛЯ РУК

«Наши пальчики» (Екатерина Железнова)

Известно, что 90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органа зрения. Нагрузка на глаза у современного дошкольника огромная, а отдыхают они только во время сна. Поэтому разработаны специальный комплекс гимнастики и упражнений для глаз.

Гимнастика для глаз необходима на ООД по таким важным областям как речевое развитие (ПОГ, познавательное развитие (ФЭМП, а также и другим областям.

«Гимнастика для глаз» (выполняется сидя в соответствии со словами педагога)

А сейчас, а сейчас

Всем гимнастика для глаз.

Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем.

Снова крепко закрываем

И опять их открываем.

Смело можем показать,

Как умеем мы моргать.

Головою не верти,

Влево посмотри,

Вправо погляди.

Глазки влево, глазки вправо -

Упражнение на славу.

Глазки вверх, глазки вниз,

Поработай, не ленись!

И по кругу посмотрите.

Прямо, ровно посидите.

Посидите ровно, прямо,

А глаза закрой руками

Игра «Буратино».

Буратино своим любопытным носом рисует. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.

«Солнышко» - мягкие движения носом по кругу.

«Морковка» - повороты головы вправо влево, носом «рисуем» морковку

«Круг»

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

«Квадрат»

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

Физкультминутка на основе подвижной игры «Море волнуется раз…»

Море волнуется раз (Движения рук вправо влево)

Море волнуется два (Движения рук вверх)

Море волнуется три (Движения рук вперед)

Морская фигура на дне замри (Изобразить любую фигуру.)

Мы топаем ногами, (Топают.)

Мы хлопаем руками, (Хлопают.)

Качаем головой, (Качают головой.)

Мы руки поднимаем, (Руки вверх.)

Потом их опускаем, (Руки вниз.)

Мы руки подаем (Руки в «замок».)

И бегаем кругом, (Покружиться на месте.)

Раз, два, три, (Три хлопка.)

Любая фигура на дне замри! (Изобразить любую фигуру.)

Заключение.

Вот прошёл мой мастер-класс.

Попрошу, коллеги, вас:

Чтоб урок пошёл всем впрок,

Подвести простой итог!

Если физминутки нам нужны,

Если сними вы дружны,

Детей здоровье берегите

И чаще с ними проводите!

Публикации по теме:

Мастер-класс «Игротанцы как элемент игровой технологии на занятиях хореографией» Все начинается с детства! Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Как мы знаем, ведущей в деятельности.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях» ТМБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида «Рябинка» Мастер - класс «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных.

Мастер-класс «Использование здоровье сберегающих технологий фитбол-гимнастики в музыкальной образовательной деятельности» План проведения мастер-класса: 1. Теоретическая часть: 1.1. ФГОС 1.2. Об интеграции музыки и физического развития дошкольника 1.3. Использование.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий» Сегодня я хочу познакомить Вас с опытом моей работы по применению здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении. Так как наше.

Мастер-класс по использованию здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях «Выручаем солнышко» Тема: "Выручает солнышко" Подготовила и провела: учитель – логопед Брацило Л. Э. МКДОУ детский сад «Аленушка» Цели: Коррекционно-образовательные:.

Мастер-класс для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Цель: Систематизация знаний родителей об оздоровлении детей дошкольного.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной деятельности» Каждый из гостей получает программу мастер-класса. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Буклет в руки взяли И внимательно почитали. Обращаю.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда» .

Мастер-класс «Особенности использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе» Мастер – класс «Особенности использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе» Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной области «Физическое воспитание» Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной области Физическое воспитание в соответствии с ФГОС ДО» Цель: применение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс на тему «Физминутки как элемент здоровьесберегающих технологий в ходе образовательной деятельности»
Опубликовано: 8 декабря 2018 в 15:17
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс на тему «Физминутки как элемент здоровьесберегающих технологий в ходе образовательной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Зубкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД