МААМ-картинки

Мастер-класс «Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников»

Татьяна Свербина
Мастер-класс «Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников»

Мастер-класс для воспитателей.

«Логико - математические игры, как средство развития логического мышления у дошкольников».

Актуальность мастер – класса.

Публикация «Мастер-класс „Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников“» размещена в разделах

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии формально – логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для развития в школьном возрасте. Важнейшим из них является логическое мышление, способность «действовать в уме».

Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба, решение задач. В результате может пострадать здоровье ребенка, угаснет интерес к учению.

Овладев логическими операциями, дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию цветных палочек Кюизенера как средства развития математических представлений старших дошкольников.

Задачи:

1. Сформировать у педагогов – участников мастер - класса представление об игровой технологии.

2. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению развивающих игр с палочками Кюизенера.

3. Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии.

4. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции. в вопросах развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Формы деятельности: фронтальные, групповые.

Методы работы: игровые и развивающие упражнения.

Раздаточный методический материал:

Цветные счетные палочки Кюизенера

План проведения мастер-класса.

1. Вступительное слово

• актуальность темы.

2. Ознакомление участников мастер-класса с основными развивающими игровыми технологиями по формированию элементарных математических представлений:

• влияние логико-математических игр на формирование элементарных математических представлений;

• создание педагогических условий;

• решение образовательных задач.

3. Практическое занятие с участниками мастер-класса по использованию

логико-математических игр для развития логического мышления у дошкольников.

4. Рефлексия:

• вопросы участников мастер-класса.

Интеллектуальное развитие ребенка – дошкольника – это важнейшая составная часть его психического развития. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка.

В дошкольном детстве происходит развития восприятия, внимания, памяти, воображения, а также становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому. Особую роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, так как результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего детства.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости, любознательности». В. А. Сухомлинский.

Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности – игру.

Среди всего многообразия игр, которые позволяют раскрыть умственные способности детей можно выделить интеллектуально – развивающие игры. Основное назначение этих игр заключается в развитии операционной стороны интеллекта: психических функций, приемов и операции умственной деятельности. Характерной чертой данных игр является наличие в них какого – то познавательного содержания, и поиск скрытых путей решения игровой задачи, нахождение которых требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления, планирования своих умственных операций.

На современном этапе воспитания и обучения широко используются логико – математические игры – это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий.

Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются логико-математические игры и упражнения.

Игры с цветными палочками Кюизенера.

Цель:

Развивать у детей представление о числе;

Научить их измерению с помощью мерки;

Развивать комбинаторные способности;

Познакомить с ориентированием;

Учить выкладывать плоскостные и объемные фигуры и композиции, буквы, цифры.

Игры цветные счетные палочки Кюизенера, Б. П. Никитина «Сложи узор», предлагаю детям во время самостоятельной деятельности, а также использую их при индивидуальной работе и в непосредственно- образовательной деятельности.

Палочки Кюизенера – это набор цветных палочек сечением 1 см и длиной 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 см. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.

Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта:

• Палочки 2, 4, 8 образуют «красную семью»;

• Палочки 3, 6, 9 образуют «синюю» семью»;

«Семейство желтых» составляют 5 и 10;

При работе с палочками Кюизенера я выделила несколько этапов работы с детьми, которые мы сейчас вместе с вами рассмотрим.

Игра 1: Знакомство с палочками

Коллеги, послушайте сказку, которую я вам расскажу.

Жили-были разноцветные палочки. Их было очень много, а жили они в небольшой коробке. Тесно палочкам в коробке, а играть так и вовсе неудобно. И вот однажды решили палочки поиграть с нами в игру, которая называется “ Назови число – найди палочку”. Я показываю Вам любое число в пределах 10, а вы находите палочку, которая соответствует этому числу. Затем я показываю палочку любого цвета, а вы, коллеги, называет цифру).

Игра 2:

Отгадайте загадку:

Мне без него не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый.

(дом)

Понятие состава числа ( например: Построение таких домов ведет к закреплению понятий о составе числа 3,4,5, 6,7,и т. д.)

Сейчас мы с вами построим дом в составе числа 10,

Заключение.

Развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно – образное мышление, для другого наглядно – действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями.

Логика – математическая игра одна из форм развития логического мышления. В процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы и принимают произвольный характер.

Применение математических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

«Учиться можно только весело … Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат неспециалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность.

Развития логического мышления младших дошкольников посредством игры шашкиРазвития логического мышления младших дошкольников посредством игры шашки В 2016 году я прошла курсы Игоря Сухина «Шахматный всеобуч» (методика обучения детей дошкольного возраста в игру шахматы). Меня эта тема.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Консультация для родителей «Логико-математические занимательные игры в обучении дошкольников математике» Консультация для родителей «Логико-математические занимательные игры в обучении дошкольников математике"Консультацию подготовила: Лукащук.

Логическая игра как эффективное средство развития процессов самостоятельного мышления старших дошкольников Обобщение педагогического опыта. «Многознание уму не научает», хотя и «много знать должны любители мудрости». Эти слова, сказанные две.

Мастер-класс «Дидактические игры и игровые упражнения как средство развития речи у дошкольников» Цель: Развитие у педагогов представлений об использовании дидактических игр и игровых приёмов для развития речи у детей дошкольников. Задачи:.

Мастер-класс «Лингвистические сказки как средство речевого развития дошкольников» Мастер-класс «Лингвистические сказки как средство речевого развития дошкольников» Цель: Создать условия для формирования знаний у педагогов.

Мастер-класс «Занимательные игры и упражнения как эффективное средство развития мышления детей» Цель: повышение профессионального умения педагогов в вопросах использования занимательных игр и упражнений для развития мышления детей дошкольного.

ТРИЗ как средство развития творческого мышления младших дошкольников. Метод ММЧ Моделирование Маленькими Человечками как средство развития творческого мышления младших дошкольников Булдакова В. Г. воспитатель 1 кв. категории.

Занимательные задачи и упражнения как средство формирования и развития логического мышления дошкольников Куликова С. М МКДОУ Детский сад №9 «Росинка» г. Шадринск "Занимательные задачи и упражнения, как средство формирования и развития логического.

Библиотека изображений:

Публикация Мастер-класс «Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Свербина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Мастер-класс «Логико-математические игры как средство развития логического мышления у дошкольников»
Опубликовано: 28 апреля 2018 в 13:41
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД