Папки-передвижки

Мастер-класс «Логические блоки Дьенеша как средство развития познавательных способностей»

Юлия Почекайло
Мастер-класс «Логические блоки Дьенеша как средство развития познавательных способностей»

Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить вам мастер класс на тему : «Логические блоки Дьенеша как средство развития познавательных способностей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение уровня компетентности педагогов путем овладения ими технологией применения игр с логическими блоками Дьенеша.

Задачи:

Публикация «Мастер-класс „Логические блоки Дьенеша как средство развития познавательных способностей“» размещена в разделах

- Повысить педагогическую компетентность педагогов по ознакомлению детей дошкольного возраста с основными финансовыми понятиями посредством логических блоков Дьенеша

- Способствовать желанию педагогов применять полученные знания на практике.

- Познакомить с вариантами применения данного дидактического материала.

Тип мастер класса : изучение вопроса

Участники: педагоги ДОУ

Оборудование: проектор, ноутбук, логические блоки Дьенеша, материал для игры в магазин (картинки магазин игрушек, карточки символы).

Теоретическая часть

Актуальность

Экономика и дошкольники тесно связаны. Малыши, так или иначе сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию финансовой грамотности.

В качестве средства формирования основ финансовой грамотности я использовала технологию «логические блоки Дьенеша». Золтан Дьенеш — всемирно-известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии. Его считают создателем прогрессивной авторской методики обучения детей — «новая математика». Несмотря на кажущуюся простоту это универсальный дидактический материал, известное пособие заключает в себе огромные возможности. Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, помогает в развитии финансовой грамотности. Задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают мыслительными операциями, такими как, умения анализировать, абстрагировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, кодировать, у детей развиваются элементарные навыки алгоритма, способность производить действия в уме. С помощью «логических блоков» тренируется внимание, память, восприятие, дети учатся культуре общения и поведения.

Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. В наборе нет 2-х одинаковых фигур. Наряду с логическими блоками применяются карточки- символы, на которых условно обозначены свойства блоков : цвет, форма, толщина, размер, и карточки символы отрицания. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.

Совместно с детьми мы разработали игры с применением логических блоков это игра «Магазин», (деньги, обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками). «Касса» (билеты покупаются за деньги (блоки, места- кодовые карточки) «Банк» (информация- карточки, обмен, займ - блоки). Также дети, знакомясь с профессиями, выступали в роли архитекторов, по алгоритму строили детскую площадку, в процессе игры сами предлагали составить схему городка и тд, знакомились с профессией радистов, с помощью блоков кодировали информацию, с работниками дорожных служб, детям нужно было построить дорожки для пешеходов и автомобилей в городе.

Практическая часть

Сегодня я хочу представить вашему вниманию дидактическую игру с логическими блоками Дьенеша «Магазин игрушек»

Цель: развитие умения выявлять и абстрагировать свойства.

Задачи: развивать умение рассуждать, размышлять, аргументировать свой выбор.

Оборудование: Товар - картинки с изображением игрушек, ценник – карточки с условными обозначениями, деньги – логические блоки.

Условия игры: На столе лежат карточки с изображением игрушек. На одну «денежку» можно купить одну игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Например, если «денежка» синий треугольник, то ребенок может купить игрушку, в составе которой есть или синий треугольник или просто треугольник. Далее игру можно усложнять.

Ход игры:

Представьте, что вы пришли в магазин детских игрушек, у вас на столах лежат карточки с игрушками. Рядом лежат логические фигуры – это денежки. На одну купюру разрешается приобрести только один товар.

Правила покупки:

1. можно купить ту игрушку, в которой присутствует только одно свойство логической фигуры, например треугольник синего цвета, что вы можете приобрести на эту денежку, (ответ) положите эту денежку на товар который вы можете приобрести. (спросить у каждого что купили, и почему купили, дети объясняют свой выбор, например: я купил неваляшку потому что, ручки у него из треугольника синего цвета и тд) .

Молодцы, теперь нужно убрать эту денежку (убирается в другую коробочку). Следующее правило покупки:

2. нужно купить игрушку, у которой совпадает два свойства ( например: синий круг (размер не важен, маленький треугольник (цвет не важен, три свойства ( например: маленький треугольник, маленький квадрат и круг синего цвета) (все блоки после покупок убираются в общую коробку)

3. выбор игрушки по карточкам символам, по ценникам, (каждому раздаю ценник, можно по два на любые игрушки). На товаре лежит ценник – вы можете приобрести его за ту денежку, которая указанна на ценнике (форма – треугольник, цвет красный, маленький домик, тонкий человечек, карточки отрицание и тд, ценники на выбор любые).

Молодцы вы справились со всеми заданиями.

Эффективность дидактических игр по финансовой грамотности

Обучая в процессе игры, я стремилась к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переходила в радость учения. Используя накопленный опыт, дети уже самостоятельно придумывали различные варианты игр и ситуаций. Они переставали обращаться ко мне за помощью и увлечённо искали новые решения задач. Развитие эвристического мышления дало возможность не бояться ошибок и - самое главное - у моих воспитанников сформировался «вкус» к процессу познания. Это даёт надежду, что дети будут уверены в себе, смогут быстро адаптироваться в школе, и будут успешно осваивать новую информацию.

Рефлексия

Итогом нашего мастер-класса будет ваш ответ, на сколько полезным и интересным для вас показался мастер-класс. Для этого проведем игру. На слайде показаны схемы блоки и объяснения к ним.

- Если вы считаете, что на мастер-классе ничего нового не узнали, значит, поднимает блок, соответствующий первой схеме.

- Если чуть-чуть дополнили свои знания по данной теме, то поднимаете блок, соответствующий второй схеме.

- Если мастер класс был для вас полезен, и вы будете использовать полученную информацию в своей работе, то поднимите блок, соответствующий третей схеме.

Литература

- Логика и математика для дошкольников. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. В книге рассказывается о возможностях использования блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для детей 2-6 лет. Приводится описание разнообразных игр.

- Сборник методических материалов «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Москва 2019 г

- Банк лучших практик по формированию предпосылок финансовой грамотности у дошкольников. Омск БОУ ДПО» ИРООО» 2021 г

- https://infourok.ru/kartoteka-igr-dlya-detej-5-7-let-s-blokami-denesha-4608519.html

Публикации по теме:

Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников»Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников» Мастер-класс для родителей старшей группы Тема: «Использование конструктора ТИКО для развития познавательных способностей дошкольников».

Книга из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессовКнига из фетра как средство развития мелкой моторики и познавательных процессов Представляю вашему вниманию многофункциональную, развивающую книгу из фетра и ткани. Данное дидактическое пособие разработано и изготовлено.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Геометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работыГеометрическая мозаика как средство развития познавательных процессов. Из опыта работы Такое распространенное и доступное дидактическое средство как мозаика известно каждому педагогу. Мозаика может быть абсолютно разной –.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша»Конспект занятия по ФЭМП с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша» Занятие по формированию элементарных математических представлений через использование дидактических игр на развитие логического мышления.

Аппликация из осенних листьев — эффективное средство для развития познавательных процессов детейАппликация из осенних листьев — эффективное средство для развития познавательных процессов детей Активизация и развитие познавательных процессов дошкольников - основа для их всестороннего развития и подготовки к успешному обучению в.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.

Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционное рисование мятой бумагой как средство развития творческих способностей» Цель: - расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования (рисование мятой бумагой). Задачи: - познакомить со специальными.

Мягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольниковМягкая развивающая «Умная книга» — средство развития познавательных процессов младших дошкольников Мягкая книга Цели:1. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Логические блоки Дьенеша как средство развития познавательных способностей»
Опубликовано: 23 декабря 2022 в 13:08
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Логические блоки Дьенеша как средство развития познавательных способностей»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Почекайло на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД