Папки-передвижки

Мастер-класс как новая культурная практика. МК «Кукла «Хороводница» в подготовительной группе компенсирующей направленности (10 фото)

анна студнева
Мастер-класс как новая культурная практика. МК «Кукла «Хороводница» в подготовительной группе компенсирующей направленности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 с. Александровка МО Ейский район

Мастер – класс, как новая культурная практика для педагогов и детей подготовительной группы компенсирующей направленности

Тема: «Хоровод круглый год»

Подготовила: Студнева Анна Анатольевна, музыкальный руководитель

Публикация «Мастер-класс как новая культурная практика, МК „Кукла „Хороводница“ в подготовительной группе компенсирующей направленности» размещена в разделах

Пояснительная записка

Мастер – класс проходил в рамках недели преемственности для учителей и педагогов ДОУ, поэтому на мероприятии присутствовали учителя начальной школы, педагоги нашего ДОУ и воспитанники подготовительной группы компенсирующей направленности. Так как текущий год объявлен годом культурного наследия, в целях приобщения дошкольников к народным традициям и истории данный материал актуален, так как одной из задач дошкольного образования выступает задача формирования у детей первичных представлений о культурных традициях своего народа. Это мотивирует педагогов к поиску новых интересных методов и технологий в работе с детьми. Почему выбрана кукла? Кукла - первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребенку. Сегодня народная тряпичная кукла стала средством приобщения к народному культурному опыту, и её многофункциональность позволяет использовать её в образовательной деятельности ДОУ.

Практическая значимость. Данный материал прост и универсален, так как может быть использован на всех этапах работы с детьми разных возрастных групп. Он даёт возможность многовариативного проведения дидактических игр, позволяет решать задачи коррекционно-развивающего обучения.

Цель: Познакомить с народной игровой куклой «Хороводница», её предназначением.

Задачи:

1. Воспитывать любовь к народной культуре, почитание и уважение народных традиций.

2. Приобщать к русским народным традициям через знакомство с историей возникновения куклы, вождение хороводов.

Демонстрационный материал: тряпичные народные авторские куклы, «Альбом народной куклы», Папка – передвижка «Календарь народной куклы», кукла «Хороводница»

Предварительная работа: изготовление педагогом куклы «Хороводница», разучивание р. н. хороводов.

Дети и педагоги заходят в музыкальный зал, их встречает музыкальный руководитель.

Муз. рук. (поёт) – Рада видеть вас, друзья,

На занятии у себя. Добрый день!

Дети и педагоги. – Добрый день! Заниматься нам не лень.

Муз. руководитель: Ещё раз здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Этот год в России объявлен годом национальной культуры, поэтому сегодня я вас пригласила поговорить о наших национальных ценностях в виде тряпичных кукол. История тряпичных кукол уходит далеко в историю. Но сегодня педагоги все чаще обращаются к народной педагогике. Русский народ имеет ценнейший опыт воспитания, опыт передачи культурных традиций от старших поколений – младшим. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла. Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Впервые познакомившись с тряпичными куклами в интернете, увидев их многообразие, красочность, технологию изготовления и доступность, решила обязательно познакомить ребят с народными тряпичными куклами, историей их возникновения и способами изготовления некоторых из них. Была изучена соответствующая литература, источники по интересуемой теме из интернет – ресурсов, технология изготовления, классификация кукол.

У каждой куклы своё значение. Все куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые, игровые.

Наш мастер- класс называется «Хоровод круглый год». И действительно, по народному наблюдению и поверью можно узнать какая кукла соответствовала каждому месяцу, посвящалась какому празднику или узнать её значение. Я изготовила такой календарь и папку – передвижку, но это, конечно же, не все куклы, их великое множество.

Мастер-класс как новая культурная практика. МК «Кукла «Хороводница» в подготовительной группе компенсирующей направленности
Фото «Хороводница»

В соответствии с этим календарём изготовлены некоторые из них.

Мастер-класс как новая культурная практика. МК «Кукла  в подготовительной группе компенсирующей направленности - фото

Сегодня мы с вами познакомимся с игровой народной куклой и сделаем её своими руками. Но сначала я задам вам вопрос.

Муз. руководитель. – Вы танцевать любите?

Дети. – Да.

Муз. руководитель. - А какие танцы вы знаете?

Дети. – Вальс. Полька. Реп. Рок – н- ролл. Брейк – данс. Твист. Народная пляска.

Муз. руководитель. – Может быть, вы покажете, как исполняются эти танцы?

Муз. руководитель включает соответствующую музыку, дети по желанию показывают и рассказывают как исполняется тот или иной танец.

Муз. руководитель. – А сегодня у нас простая и весёлая тема: «хороводы». Древние славяне (наши бабушки и дедушки) водили хороводы на каждый праздник и на каждых посиделках. В них могли принять участие все желающие кроме самых маленьких детей, которые ещё не были подготовлены к соблюдению ритма хоровода, направлению движения и просто ещё не подросли для этого. Чтобы ребёнок научился народным танцам быстрее, ему делали тряпичную игровую куклу «Хороводница». (демонстрирует куклу). Это весёлая народная кукла на палочке. Делали каждому ребёнку сразу две куклы – в давние времена всё имело смысл. Часто даже игровая кукла изготавливалась не только для игры, но и для того, чтобы приобрести нужный навык в работе (ведь девочки очень рано учились женскому рукоделию). Для чего же нужно было сразу две куклы? (педагог показывает и комментирует свой рассказ). – Когда прокручивалась палочка, на которую крепится кукла, казалось, что она кружится в хороводе. Девочка крутила палочку и развивала сразу две руки. При вращении палочки пальчиками куколка оживала в танце и весёло кружилась в хороводе. Ею не просто играли, но и развивали свои пальчики, она выполняла функцию тренажёра, развивала кисти обеих рук, мелкую моторику, внимание и воображение. Играя куклами, их нужно было крутить в разные стороны одновременно. Это служило хорошей тренировкой для пальцев и девочка приобретала необходимый навык для рукоделия – для прядения пряжи, вышивания, вязания. (педагог показывает иллюстрацию с видами женского рукоделия). Точно такими движениями, когда девочка сядет за прялку, она будет крутить веретено, а другой рукой скручивать пряжу.

- Давайте покажем, как пряли пряжу. (педагог вместе с детьми и педагогами имитируют прядение под р. н. песню «Прялица»)

Физминутка «Напёрсток»

Вышивает, шьёт иголка Имитируют вышивание иголкой

Уколола палец колко Сжимают, разжимают кулачки

А напёрсток в тот же миг Прыгают на двух ногах на месте

К девочке на пальчик – прыг!

Говорит иголке: «Шей, Ходьба на месте

А колоться ты не смей!» Грозят пальчиком

Муз. руководитель. – Конечно, в наше время никто не прядёт шерсть вручную, но развитие моторики пальцев, координации важная и полезная задача. Ведь потом ваши непослушные пальчики легче справятся с письмом. И, кроме того, развитие кистей рук способствует развитию речи у маленьких детей.

- Сейчас мы с вами попробуем поиграть с этой куколкой Хороводницей. (раздаёт детям по одной куколке).- Сразу может не получиться крутить одновременно двух кукол, поэтому покрутим пока одной. Сначала правой рукой, затем левой. (Дети, по показу педагога, крутят Хороводницу).

Фото №1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с Фото №2 Александровка МО Ейский район Мастер класс как новая культурная практика для педагогов и детей подготовительной

– Ну что, получается? Кто хочет, может попробовать крутить обеих кукол. А если уж совсем не получается, попробуйте покрутить палочку между двух ладоней. (дети пробуют все варианты).

Муз. руководитель. – Вам понравилось играть с такой куколкой? (ответы детей). Хороводница очень забавная и весёлая игрушка и сделать её своими руками совсем не сложно, поэтому, уважаемые педагоги, занимайте места рядом с детьми и сейчас мы начнём нашу работу. Будьте внимательны, аккуратны, не торопитесь, это совместная ваша работа.

Муз. руководитель пошагово объясняет технологию изготовления куклы. Педагоги вместе с детьми изготавливают куколку

Народные тряпичные куклы Опыт работы практика Подготовительная группа Поделки Подготовительная группа подготовительной группы компенсирующей направленности Это мотивирует педагогов к поиску новых интересных методов и технологий в работе с детьми Почему выбрана кукла Кукла первая среди игрушек поэтому она близка и понятна ребенку

Муз. руководитель: Вот ваши куколки готовы. Посмотрите, какие весёлые и красивые они получились. Вы можете забрать их в группу и не только играть с ними, но и развивать свои пальчики.

Фото №3 Сегодня народная тряпичная кукла стала средством приобщения к народному культурному опыту и её многофункциональность позволяет использовать её в образовательной деятельности ДОУ

А сейчас наши Хороводницы зовут нас в веселый хоровод.

Дети исполняют хоровод «На горе –то калина» и «змейкой» выходят из зала.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группеСюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Коллективная аппликации из салфеток в подготовительной группе компенсирующей направленности «Грибок»Коллективная аппликации из салфеток в подготовительной группе компенсирующей направленности «Грибок» Детям всегда нравится изображать то, что им близко, предметы и объекты, которые они хорошо знают и видели сами. Так, с раннего возраста.

Конспект НОД на тему «Овощи» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Конспект НОД на тему «Овощи» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности. Основная образовательная область «Развитие.

Культурная практика в форме постановки спектакля «Муха-Цокотуха»Культурная практика в форме постановки спектакля «Муха-Цокотуха» Содержание развивающей предметно-пространственной среды: 1. Сказки К. И. Чуковского. 2. Атрибуты для ряжения. 3. Маски – символы для героев.

Квест «Сундучок знаний» в подготовительной группе компенсирующей направленностиКвест «Сундучок знаний» в подготовительной группе компенсирующей направленности 1 сентября - День знаний. Дошколята, как и школьники, весело встречают первый осенний день. И ребята подготовительной группы "Радуга".

Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Хороводница»Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Хороводница» Русская народная тряпичная кукла Хороводница очень веселая и забавная игрушка. И сделать ее своими руками несложно. Вполне справятся дети.

Пластилинография как культурная практика в работе с детьми дошкольного возраста Слайд 1. Пластилинография, как культурная практика в работе с детьми дошкольного возраста. «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню,.

Проект «Изменения в природе осенью» в подготовительной группе компенсирующей направленностиПроект «Изменения в природе осенью» в подготовительной группе компенсирующей направленности 1. Проект в подготовительной группе компенсирующей направленности "Изменения в природе осенью". 2. Проблемное поле проекта. Мониторинг.

Проект в подготовительной группе компенсирующей направленности «К нам Весна шагает!»Проект в подготовительной группе компенсирующей направленности «К нам Весна шагает!» 1. Проект на тему: "К нам ВЕСНА шагает!" в подготовительной группе "Цветики" компенсирующей направленности. 2. Проблемное поле.

Проект в подготовительной группе компенсирующей направленности «Лесные жители»Проект в подготовительной группе компенсирующей направленности «Лесные жители» Проект в подготовительной группе компенсирующей направленности "Лесные жители" 1. Проект в подготовительной группе "Цветики" компенсирующей.

Библиотека изображений:

Публикация Мастер-класс как новая культурная практика. МК «Кукла «Хороводница» в подготовительной группе компенсирующей направленности (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем анна студнева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Мастер-класс как новая культурная практика. МК «Кукла «Хороводница» в подготовительной группе компенсирующей направленности
Опубликовано: 14 декабря 2022 в 21:49
+225Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД