Лучший педагог года

Мастер-класс «Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей деятельности с неговорящими детьми»

Марина Городилова
Мастер-класс «Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей деятельности с неговорящими детьми»

Оборудование: песочница, песок, трубочки, машинки, маленькие камушки, игрушки из киндера, фрукты овощи, животные домашние дикие, фон фермы и леса, камушки, ракушки, кисточки, машинка, корабль самолет.

Песо чная терапи я это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

Публикация «Мастер-класс „Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей деятельности с неговорящими детьми“» размещена в разделах

Логопедическая работа с неговорящими крайне сложна. Чаще всего это безречевые дети. В эту неоднородную группу входят дети с различными задержками психоречевого развития, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха. Эти дети не могут полноценно взаимодействовать с окружающим миром. Для них характерны: низкий уровень развития мелкой моторики рук, неразвитость чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия (различных видов, трудности формирования словесно-логического мышления. Помимо грубого речевого недоразвития, общим для них является: отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость. Необходимо включение ребенка в такую деятельность, которая бы уменьшала все эти сопутствующие речевому недоразвитию проявления, тем самым давала возможность специалисту осуществлять работу по развитию речевых функций. Выбор игр с песком, как естественной доступной для ребенка формы деятельности основывался на особенностях самого песка. Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно тянутся к песку, начинают пересыпать и просеивать песок, строить дороги, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у ребенка появляется собственный мир, в котором он учится работать и добиваться цели.

Достоинства использования песочной терапии.

Песок - идеальная развивающая среда для ребенка, обусловленная его психологическими особенностями;

• многоцелевое использование игр с песком;

• может использоваться как на индивидуальном, так и на групповом занятии;

• отсутствуют возрастные ограничения и соответственно ограничения по уровню актуального развития.

Во время игр с песком решаются следующие задачи:

• пробуждать желания участвовать в совместной деятельности с взрослыми и другими детьми;

• развивать произвольную регуляцию поведения;

• формировать познавательные интересы;

• создавать у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превращая их в занимательную игру;

• сочетать игры и упражнения с песком для тренировки пальцев рук с речью детей;

• способствовать развитию невербальных компонентов коммуникации;

• развивать зрительно-моторную координацию;

• развивать зрительно-пространственный анализ и синтез;

• развивать сенсорно-перцептивную деятельность;

• развивать мелкую моторику рук и артикуляционную моторику;

• развивать слуховое восприятие;

• развивать функции голоса и дыхания;

• развивать слухомоторную координацию;

• развивать импрессивную и экспрессивную речь

А сейчас я вам предлагаю поиграть со мной в песочнице.

Сначала надо проговорить правила для игры с песком.

• игра проводится только в песочницы;

песок нельзя есть, кидать, рассыпать вне рабочего пространства;

• нельзя ломать чужие работы;

• необходимо мыть руки по завершению игр в песочнице.

Эти правила важно повторять перед каждым использованием песочного стола. Для этого используется «ритуал входа», во время которого мы можем знакомиться с персонажами будущих игр. Например:

«Королева-ящерица». К вам в гости приходит волшебная ящерица. Она приветствует юных путников и предлагает посетить её в песчаную долину! «Но, чтобы в неё попасть, нужно правила узнать!» — и здесь вы объясняете ребёнку правила.

«День-ночь». Отправляйтесь в путешествие в волшебную страну! Наступает день, когда песочница открыта, а на ночь она закрывается. Поздоровайтесь с песком: погладьте его сначала одним пальчиком, затем всей ладонью. Обсудите с ребёнком, приятен ли песок. Напомните, что в стране нужно быть очень осторожным, чтобы не наступила вечная ночь! Какие для этого надо соблюдать правила?

При несоблюдении правил, описанных выше, волшебная страна «закрывается на замок», «прячется», «исчезает в песках», — взрослый закрывает её крышкой.

Это помогает сформировать у ребёнка самоконтроль, что способствует образованию новых нейронных связей в лобных долях головного мозга ребёнка. И это косвенно способствует и улучшению регуляции речемыслительной деятельности.

Любые игры в песочнице советую и завершать, используя «ритуал выхода», когда ребёнку предлагается попрощаться с героем, с волшебной страной — погладить песок и закрыть крышку.

Игры на развитие воздушной струи

«Выровняй дорогу»

От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке или соли, ребенок воздушной струей (или с помощью трубочки) выравнивает дорогу перед машинкой.

«Секрет»

В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка (соли) обнаружить спрятанное.

Игры направленные на развитие артикуляционного праксиса.

«Лошадка» - щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.

«Индюк» - языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.

«Качели» - языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.

«Часики» - языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.

«Накажем непослушный язычок» - губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.

«Бублик» - губы округлить, произносить звук «О-о-о» одновременно, указательным пальцем левой руки обводить контур вокруг губ, а правым прорисовывать графическое изображение буквы на песке.

Развитие тактильных и кинестетических ощущений.

«Необыкновенные следы»

«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» - ребенок пальцами рук делает поверхность песка волнистой.

«Жучки, паучки» - ребенок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.

Развиваем мелкую моторику

«Волшебные дорожки». Учимся рисовать разными пальцами (указательным, большим, мизинцем) горизонтальные линии. Сначала прямые, затем волнообразные. Следите, чтобы ребёнок вел линию безотрывно. Вот как можно играть с дорожками:

• Помогите герою пересечь пустыню. Проведите прямую дорожку от бортика к бортику.

• Зыбучие пески! Чтобы героя не затянуло, оправьте его на самолёте в полёт! Проведите волнообразную дорожку от центра к бортику.

• Для игры около одного бортика выставите 2 3 игрушки животных, а у другого еду (фрукты/овощи). Накормите животных, проведя дорожку к еде. Каждое животное бежит по своей дорожке: кто-то по прямой, а кто-то по волнистой.

«Три дороги — три транспорта». Для игры понадобятся машина, корабль, самолёт и три героя. Они потерялись на острове. Помогите им добраться до суши! Постройте мост, высыпая песок на световой стол. Нарисуйте ребром большого пальца симметричные линии дугообразной формы — море. Симметрично двумя руками изобразите облака, и отправляйтесь в путь. Обсудите с ребёнком, кто поплывет, кто полетит, а кто поедет.

Расширяем представления об окружающем мире

«Знакомство с природными материалами». Откапывание камней, ракушек, палочек в песке с их последующим описанием.

«Найди домик». Рисование на песке изображений леса и дома с последующим распределением «жильцов». Фигурки домашних животных отправляются «жить» домой, а диких — в лес.

«Сбор урожая». В песочнице заранее рисуются изображения садовых деревьев и грядок. Выкладываются фрукты и овощи. Ребенок собирает «урожай», проговаривая со взрослым названия предметов, обозначая их обобщающим понятием «фрукт/овощ», и рассказывает, откуда сорвал/выкопал этот предмет. Более трудный вариант - «Что напутал художник?», когда фрукты и овощи раскладываются хаотично, и ребёнку нужно сначала правильно разместить игровой материал, а затем его собрать.

Ещё одно направление — игры и задания по лексическим темам.

«Поиск сокровищ!» Пираты закопали свои сокровища в пустыне. Отыщите, что скрывается в песчаных дюнах. Откопайте вместе игрушки или картинки, и назовите найденные сокровища!

«Прятки». Поселите в норку животных: расчистите поверхность песочницы или светового стола от песка и засыпьте картинки, используя прием высыпания из кулака. Если оставить морду животного не закрытой, то получится, что оно выглядывает из норки.

Экспериментируйте, не теряйте своей любознательности, и тогда мир откроет вам свои тайны. Желаю творческих успехов. Мне было с вами очень приятно сотрудничать. Спасибо за активность.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапииКонспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапии Конспект педагога-психолога Левченкова Владимира Владимировича (при использовании данного материала обязательна ссылка на автора, сайт.

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речиИспользование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи авторы: Светлана Савина, Лида Бронникова Социально значимой задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений компенсирующего вида является.

Использование песочной терапии в работе с младшими дошкольникамиИспользование песочной терапии в работе с младшими дошкольниками К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Почему это именно так? Да потому, что игры с песком в песочнице оказывают.

Использование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПРИспользование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПР Название: прозрачный арт-мольберт. Назначение (цель использования) прозрачного арт-мольберта: развитие эмоционально-личностной сферы и.

Конспект коррекционно-развивающего занятия по сказкотерапии с элементами песочной терапии «Путешествие в сказку»Конспект коррекционно-развивающего занятия по сказкотерапии с элементами песочной терапии «Путешествие в сказку» Тип занятия Комплексное Вид занятия - путешествие Цель занятия: • Обогащение опыта социально - нравственного поведения детей в процессе.

Конспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми и родителями первой младшей группыКонспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми и родителями первой младшей группы Цель: профилактика дезадаптации детей к условиям ДОУ. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Обучить умению отвечать на вопросы. 2. Обучить.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии «На помощь Песочной Фее» Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии во II младшей группе «На помощь Песочной Фее»Тип занятия: закрепление изученного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Использование песочной терапии в коррекционно-развивающей деятельности с неговорящими детьми»
Опубликовано: 14 декабря 2023 в 14:59
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД