Получи документы

Мастер-класс «Игровые приёмы при обучении детей дошкольного возраста игре в шахматы»

Рыжкова Ольга
Мастер-класс «Игровые приёмы при обучении детей дошкольного возраста игре в шахматы»

Цель: овладение игровыми приёмами при обучении игре в шахматы.

Мастер – класс

Приветствие.

Добрый день, уважаемые участники мастер – класса! Я очень рада нашей встрече.

Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие в чудесный мир «Шахмат».

Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты, наряду с этим это прекрасный тренажёр для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности.

Публикация «Мастер-класс „Игровые приёмы при обучении детей дошкольного возраста игре в шахматы“» размещена в разделах

Шахматы родились в одной прекрасной стране – Индии 2000 лет назад, где жил да был очень могучий, сильный и богатый шах Шеран – Шихран. У него было множество дворцов, крепостей и огромная армия Чутуранга, с которой он совершал набеги на своих недругов. И вскоре он победил и покорил всех своих противников. И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь и велел созвать всех великих мудрецов, чтобы те за три дня и три ночи придумали для него забаву.

Чем только не пытались мудрецы развлечь царя: и кубики золотые, да цепочки серебряные предлагали, шарами изумрудными да кеглями мраморными развлекали, но не по нраву оказались такие игрушки шаху.

И вот самый старый мудрец достал из мешка деревянный ящик, в котором находились деревянные фигурки. Сначала царь был в ярости от того, что другие приносили ему золото, бриллианты, а тут какая-то деревянная коробка с непонятными фигурками.

Но внимательно присмотревшись, царь узнал в деревянных фигурках всё своё войско: и коней, и пехоту, и крепости, и своих генералов, а в одной фигурке узнал даже себя.

Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, на другом – армию чёрного короля.

Название этой игры в переводе на русский язык звучит так: слово «Шах» - это Король, а «Мат» - это конец, т. е. «Конец Королю».

Индийский Шах – Падишах очень любил эту игру и играл в неё все дни и ночи напролёт. А когда к нему приезжали гости из других стран, шах обязательно дарил им шахматный набор.

Со временем шахматы разъехались по всему свету и сейчас в эту замечательную игру играют во всех странах мира. Долго – долго путешествовали шахматы в Россию. Между Индией и Россией высокие горы и большие пустыни. Поэтому в нашу страну дорогим гостям пришлось добираться на кораблях – ладьях через моря и океаны.

Давайте разберёмся, для чего нужно учиться играть в шахматы?

Шахматы развивают логическое мышление, помогают просчитывать наперёд варианты, мыслить самостоятельно и принимать решения. Шахматы дисциплинируют детей, потому что есть правила, которые нельзя нарушать.

В детском саду весь процесс обучения шахматам строиться на увлекательной игре, таким образом, ребенок осваивает материал, не теряет к нему живого интереса.

В своей работе я использую комплекты шахмат; демонстрационную доску с шахматными фигурами; игровое поле; лэпбук в котором собраны стихи, загадки, шахматные сказки и другой материал, который постоянно пополняется; а так же различные игры и атрибуты для обыгрывания, такие как шапочки с изображением шахматных фигур, «волшебный шахматный мешочек», шахматный кубик и многое другое (показ слайдов).

Процесс обучения должен проходить в несколько этапов:

-Знакомство с шахматной доской.

-Знакомство с фигурами и пешками.

-Обучение правилам шахматной игры.

-Решение шахматных задач и этюдов.

-Игра в шахматы.

А теперь, уважаемые участники мастер – класса, предлагаю вам познакомиться с шахматной доской и фигурами.

1. Знакомство с шахматной доской.

1.1. Посмотрите внимательно на нее и скажите, из чего состоит шахматная доска?

На шахматной доске чередуются поля черного и белого цвета, всего их 64. Кроме полей на доске мы видим проспекты и улицы. Это горизонтали, вертикали и диагонали.

-8 рядов, идущих слева – направо, - горизонтали. В каждой горизонтали чередуются белые и чёрные поля. Они указываются номерами от 1 до 8.

-8 столбиков, идущих снизу – вверх, - это вертикали. В каждой вертикали чередуются белые и чёрные поля. Указываются латиницей от А до Н.

-Диагональ – это любая прямая цепочка из полей одного цвета, касающихся друг друга уголками. Диагонали бывают короткие и длинные. Самая короткая диагональ состоит всего из двух клеток (полей, а самая длинная – из 8.

Чтобы запомнить эти линии, я предлагаю выполнить следующие задания (на игровом поле) :

-«Проплыви по любой горизонтали на корабле».

-«Поднимись на ракете по любой вертикали».

-«Посади цветочки на любую чёрную диагональ».

И другие…

1.2. Каждое поле на шахматной доске имеет своё название, например: a1, а2, а3, а4, с7, с4 и т. д.

Откуда берутся эти самые имена?

На пересечении тех самых букв и цифр образуется название клетки. Например, поле «g6» образовалось на пересечении буквы «g» и цифры 6. А поле «е4» появилось на пересечении буквы «е» и цифры 4.

Предлагаю вам поиграть в игру «Почтальон» (на игровом поле).

Он должен доставить посылку по адресу (называю адрес, участники «доставляют посылку»).

2. Знакомство с шахматными фигурами и их положением до игры.

2.1. Шахматное королевство населяют фигуры и пешки, у каждой фигуры свой характер, способ передвижения по шахматной доске.

Давайте рассмотрим шахматные фигуры.

Игра «Волшебный сундучок» (слайды презентации).

Среди них есть царские особы. Вот его величество – Король (слайд с изображением этой шахматной фигуры).

Основную роль играет в шахматах Король.

Король бесценен, так и знай!

Погиб Король – игру ты сдай.

Король – самая главная фигура на шахматной доске. Король - самая высокая и заметная фигура, похожая на человечка с короной на голове в виде пики или креста.

А вот Ферзь – преданный защитник и помощник Короля (слайд с изображением ферзя, поэтому стоит всегда рядом с ним на поле своего цвета (Ферзь любит свой цвет). Эта шахматная фигура немного меньше короля и очень на него похожа. А ещё у него на голове есть небольшая круглая шапочка (корона).

Другое его название – Королева.

В каждом войске по одному Королю и Ферзю.

Фигуру вам представлю я с красивым именем – Ладья (слайд с изображением ладьи).

Шахматная Ладья напоминает неприступную башню - крепость. В древней Руси ладьями называли лодки, на которых плавали воины, отправляясь в далёкие походы. Вот почему в России фигура и получила такое название, а в других странах эту фигуру называют «башней» или «крепостью». Каждый игрок в своей армии имеет по 2 ладьи.

Следующая фигура – Слон (слайд с изображением слона). Шахматный слон похож на человечка с остроконечным шлемом.

Название этой фигуры пришло к нам из Индии. В древнем войске слоны являлись грозной силой. Этих могучих животных не мог остановить ни человек, ни дремучий лес, ни крепкие стены. Боевые слоны сметали всё на своём пути. В других странах эта шахматная фигура называется иначе. Например, в Болгарии её называют «офицер».

В каждой шахматной армии имеется по 2 слона

Шахматный конь (слайд с изображением коня). Эту фигуру ни с кем не перепутаешь. В давние времена одним из важнейших родов войск у всех народов была конница.

В древней армии воины – всадники были незаменимы. Поэтому есть эта фигура и на шахматной доске.

Конь – фигура особенная. Она может перепрыгивать через фигуры своего и неприятельского войска. В каждой шахматной армии есть по 2 коня.

Самая маленькая фигура в шахматной армии – Пешка (слайд с изображением пешки).

Шахматная пешка – маленький человечек в круглом шлеме.

В любой армии есть солдаты – пехотинцы. Когда – то, давным – давно таких солдат называли пешими воинами, потому что передвигались они пешком. Вот почему эта фигура получила название «пешка».

Солдаты – пехотинцы всегда находились на передовой линии обороны. Они первыми вступали в бой с врагом. Вот и в шахматной игре именно пешки, как правило, начинают сражение первыми. Они не отступают назад, идут только вперёд.

Пешек в каждой армии больше всего – по 8 у каждого игрока.

Жители шахматного королевства очень любят различные игры. Самая любимая игра у них «прятки». Я предлагаю вам поиграть в игру «Волшебный мешочек», заодно проверим, сколько шахматных фигур вам удалось запомнить.

.

Проводится игра «Шахматный мешочек», «Шахматный кубик».

2.2. Перед каждой шахматной игрой, ПАРТИЕЙ, шахматные фигуры занимают одни и те же места. Такая расстановка фигур называется НАЧАЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ или НАЧАЛЬНОЙ ПОЗИЦИЕЙ. Чтобы запомнить расположение шахматных фигур на шахматной доске, я предлагаю вам поиграть в игру «Займи своё место».

Раздаю карточки с изображением шахматных фигур.

ЛАДЬИ в начальном положении стоят по углам:

«Я смотрю на первый ряд,

по краям ладьи стоят».

«Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей».

Расставляем СЛОНОВ:

«Меж коней заключены

наши славные слоны».

«И ещё два поля есть,

А на них король и ферзь».

Напоминаю о том, что ФЕРЗЬ любит свой цвет. Белого ферзя располагаем на поле белого цвета, а чёрного – на чёрном поле.

Расставляем ПЕШКИ:

«А теперь без спешки,

Идут на место пешки».

Ещё одна игра для закрепления расположения шахматных фигур на шахматной доске : «1,2,3 – своё место займи» (проводится на игровом поле).

Раздаю карточки с изображением шахматных фигур, и по сигналу участникам должны занять место той шахматной фигуры, которая изображена у него на карточке.

Физминутка «Солдатик»

Предлагаю немного отдохнуть. Все шахматные фигуры – это смелые бойцы, солдаты. Вокруг себя покружись и в солдатиков превратись.

Если ты солдатик бравый,

Помаши рукой нам правой.

Если ты солдатик – смелый,

Помаши рукой нам левой.

Если ты солдатик – стойкий,

На одной ноге постой – ка!

Если ты солдатик – стойкий,

На другой ноге постой – ка.

А теперь солдатик бравый,

Маршируем до заставы.

3. Ход шахматных фигур.

Продолжаем наше путешествие. После расстановки фигур можно делать ХОДЫ.

Как же ходят фигуры в шахматах!

3.1. ПЕШКА.

Пешки ходят только на одно поле прямо вперед. Но есть исключение: в начальном положении пешка имеет право на двойной ход. Она может перепрыгнуть через поле. Если пешка сделала хотя бы один ход, то она теряет право на двойной ход.

Перепрыгивать через свои и чужие фигуры пешка не может. Если на пути у пешки возникла преграда, то дальше пути нет.

Пешка «бьет» противника не как ходит, а на одну клетку вперёд по диагонали (наискосок) вправо и влево.

Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже – ферзя.

ЗАДАНИЕ: Каждым ходом забирай фигуру соперника. А на десерт съешь клубничку.

3.2. ЛАДЬЯ

Ладья передвигается только по вертикалям и горизонталям, может за ход продвинуться на любое количество полей вперед или назад, влево или вправо. Если на пути ладьи стоит фигура неприятеля, то ладья может её взять (или побить). Если на одной дорожке с ладьёй стоит фигура того же цвета, то она является препятствием для ладьи.

Перепрыгивать через фигуры ладья не может, потому что обе фигуры принадлежат одному войску. Свои фигуры бить нельзя.

Задание: Волшебник превратил улитку в ладью. Помоги улитке собрать все клубнички, которые растут вдоль дороги, не попав под машину. Нельзя становиться и перепрыгивать через поля, где находятся машины.

3.3. КОНЬ.

Конь. Ход коня очень необычен. Конь – это единственная фигура, которая не ходит по прямой линии в любом направлении: 2 поля вперёд и одно в сторону. Ход коня похож на букву «Г», повёрнутую в любую сторону.

Ещё конь отличается от других фигур тем, что для него нет преград. Он может перепрыгивать через любые фигуры – свои и противника.

Задание: Волшебник превратил коня в ёжика. Каждым ходом ёжик должен взять по яблоку.

3.4. СЛОН.

Слон ходит по диагоналям. Существуют белопольные и чернопольные слоны. По белым диагоналям ходит белопольный слон, по чёрным диагоналям – чернопольный слон. (может передвигаться на любое количество полей по диагонали).

ЗАДАНИЕ: Слон пошёл в магазин за хлебом. Помоги слону дойти до магазина, не попав под машины.

3.5. ФЕРЗЬ.

Ферзь – самая сильная фигура шахматного войска.

Передвигается и бьёт на любое количество полей в любом направлении.

Ферзь может ходить как ладья и как слон. За один ход ферзь может пойти на любое количество полей по горизонтали, вертикали и диагонали до первого препятствия.

Задание: Игра в кошки-мышки. Волшебник превратил мышонка в ферзя, а котов в ладьи. Помоги мышонку съесть сыр, не попав в лапы котов. Ферзю нельзя вставать на поля, на которые может пойти чёрная ладья.

3.6. КОРОЛЬ

Король, – самая главная фигура шахматного королевства. На шахматной доске нет более важной и ценной фигуры, чем король. Если в ходе сражения какая-либо фигура будет взята, то игра продолжается. А вот без короля игра продолжаться не может. Кому из игроков удастся захватить короля в плен, тот и выиграл шахматное сражение.

Король может ходить в одном направлении, но только на одно соседнее поле. Если на пути короля стоит своя фигура, то путь закрыт. Перепрыгивать через свои и чужие фигуры король не может.

Король подойти к чужому королю не может, потому что король неприятеля атакует все поля вокруг себя. Еси король захочет приблизиться к королю соперника, то попадёт под бой, а это запрещено. Ак же королю нельзя идти под бой чужих фигур.

ЗАДАНИЕ: Дойди королём до сундука с сокровищами, обходя войско из своих фигур.

Задание: Слон, ладья и ферзь прогулялись по шахматной доске. Догадайся, кому какие следы принадлежат.

4. «Шахматный театр»

В королевстве каждая фигура талантлива и артистична, поэтому часто устраиваются шахматные спектакли.

Приглашаю Вас принять участие в театрализованном представлении – «Шахматная репка» (выбираются участники).

Итак, посадил король репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел король репку тянуть, тянет-потянет, не может вытянуть. Позвал король ферзя, стали они вдвоем репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвал ферзь ладью, стали они втроем репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала ладья слона, стали они вчетвером репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвал слон коня, стали они впятером репку тянуть, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвал конь пешку, стали они вшестером репку тянуть, тянут-потянут, вытянули репку.

А напоследо я хочу сказать вам следующее:

ИТОГ:

Играйте в шахматы, друзья!

Они научат вас тому,

Что в жизни нашей непростой

Всё нужно делать самому.

Они научат выходить

Из положения любого.

И необдуманных ходов

Научат нас не делать снова!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Источники:

-С. Абрамов, В. Касаткина «Шахматы для дошкольников и младших школьников», учебник для воспитателей и родителей «Как научить и увлечь детей»; Москва 2022г. ;

-Источники интернета.

Публикации по теме:

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

Дидактические игры при обучении детей игре в шахматы 1 «Куча мала». Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берёте какую-нибудь из фигур и ощупываете её. Выбранную шахматную.

Игровые приёмы для развития графических навыковИгровые приёмы для развития графических навыков Консультация для педагогов и родителей Уважаемые коллеги, я продолжаю тему, начатую в прошлой публикации, которая была посвящена проблеме.

Игровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствамИгровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствам Основной задачей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста является обеспечение всестороннего развития организма, увеличение.

Использование лэпбука на тему «Лето» в обучении детей дошкольного возрастаИспользование лэпбука на тему «Лето» в обучении детей дошкольного возраста Лепбук по теме : "Лето". Используя определённую лексическую тему, необходимо затронуть все образовательные области, содержание лэпбука.

Картотека «Игровые приёмы и игры с ложками»Картотека «Игровые приёмы и игры с ложками» Картотека «Игровые приёмы и игры с ложками» Приёмы игры на двух ложках: 1. «Цок-цок» - для этого кладут одну ложку выпуклой стороной.

Консультация логопеда «Игровые приёмы, используемые в работе педагога с детьми дошкольного возраста» Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению.

Мастер-класс для педагогов ДОО «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста» Предлагаю Вашему вниманию мастер- класс для педагогов ДОО: «Мнемотехника в обучении детей дошкольного возраста» Всем нам известно, что на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Игровые приёмы при обучении детей дошкольного возраста игре в шахматы»
Опубликовано: 19 ноября 2023 в 22:12
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД