Лучший педагог года

Мастер-класс «Развитие творческих способностей дошкольников посредством изготовления народных тряпичных кукол»

Ольга Донцова
Мастер-класс «Развитие творческих способностей дошкольников посредством изготовления народных тряпичных кукол»

Мастер-класс «Хоровод круглый год»

«Развитие творческих способностей дошкольников посредством

изготовления народных тряпичных кукол»

Подготовила:

Воспитатель Донцова О. Д.

Публикация «Мастер-класс „Развитие творческих способностей дошкольников посредством изготовления народных тряпичных кукол“» размещена в разделах

Цели: пробудить в педагогах ДОУ желание приобщиться к народной культуре, быть эстетически развитой личностью и научить этому своих воспитанников; повышение профессиональной компетентности педагогов в создании благоприятных условий для развития творческих способностей детей в процессе знакомства их с народными тряпичными куклами.

Задачи:

- поделиться с педагогами личным опытом изготовления русских народных тряпичных кукол

- познакомить участников мастер – класса с историей куклы «Хороводница»

- предоставить педагогам возможность практически создать образ тряпичной куклы «Хороводница»;

- создать условия для плодотворной творческой деятельности участников мастер-класса;

- вызвать интерес к данному виду творчества, желание педагогов применять его в практической деятельности.

Планируемые результаты:

- Изготовление народной тряпичной куклы «Хороводница» .

- Повышение компетентности педагогов в организации продуктивной деятельности.

- Проявление интереса педагогов к изготовлению традиционных народных тряпичных кукол.

Оборудование:

Выставка народных тряпичных кукол.

Наборы для изготовления куклы «Хороводница» : палочки, лоскутки ткани разных расцветок; нитки «Ирис» красного цвета, ножницы, схема изготовления куклы «Хороводница»; столы, стулья. Буклеты. Аудиозапись русских народных песен

План мастер-класса

I. Мотивационно-побудительный этап.

II. Организационно-поисковый этап.

1. Викторина для педагогов.

2. Введение в тему.

III. Практическая часть «Технология изготовления русской тряпичной куклы».

IV. Рефлексивно-корригирующий этап.

Практическая значимость: Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, родителям. Можно организовать конкурс-выставку русских тряпичных кукол.

Содержание организационной деятельности

I. Мотивационно-побудительный этап.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Здравствуйте, девицы красные, милые да распрекрасные,

Краше вас свет не видывала!

Поглядеть на вас - глаз не отвести.

Сегодня я здесь, чтоб напомнить всем

О культуре Руси, о традициях,

О родимой-то о сторонушке.

Чтобы вы знаньями управляли бы,

Да детишкам в их головушку все бы вкладывали.

Уж послушайте вы меня, девицы-красные, вразумите мои речи!

В наше неспокойное время, полное противоречий, агрессии и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы, педагоги, всерьез задумываемся о том, какими вырастут наши дошкольники. Не вырастет ли в их лицах поколение, не имеющее нравственных ценностей? Вопрос в том, какими же способами возрождать национальные нравственные ценности. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народным творчеством России. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Ведь самым важным средством духовно-нравственного воспитания дошкольников, является приобщение их к традициям народа.

II. Организационно-поисковый этап.

А вот как знаете вы историю нашей страны, ее народные праздники, обычаи - мы сейчас узнаем! За правильный ответ — подарочек умницам-красавицам!

• Символом какого праздника является береза? (Троица);

• Без чего невозможен обед на Руси? (без хлеба);

• Как назывался русский сосуд самобытной формы для питья, силуэтом напоминающий плывучую птицу? (ковш);

• Каким музыкальным инструментом владел русский богатырь Садко? (Гусли).

Ну молодцы, девицы-красавицы! Доброе начало - как говорится, половина дела.

Так какими же способами возрождать национальные нравственные ценности? Прежде всего, я думаю, следует начать приобщать детей к истокам народной культуры, а это значит знакомить с историей каждого праздника, русскими традициями. и, конечно же, не обойтись без знакомства детей с народным творчеством России.

Вы рассаживайтесь чинно,

Приготовьтесь, будет толк,

Вас порадует девчата,

Мой волшебный сундучок.

- В моем сундучке находится предмет, без которого раньше не обходилась ни одна семья, где были дети. Этот предмет оберегал от невзгод, он же развлекал деток.

А узнать, что же у меня находится в сундучке, вы можете только после того, как разгадаете загадку:

В сундук я спрятала игрушку

Девочек любимую подружку.

Можно с ней по-разному играть

Кормить, укачивать, в наряды наряжать.

Вы, конечно, догадались, о какой игрушке идет речь? (кукла)

- Правильно кукла. Но не просто кукла, а кукла — хороводница.

2022 год был объявлен годом культурного наследия, в целях приобщения дошкольников к народным традициям и истории считаю выбранную смою тему мастер-класса актуальной, так как одной из задач дошкольного образования выступает задача формирования у детей первичных представлений о культурных традициях своего народа.

Почему выбрана кукла? Кукла - первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребенку. Сегодня народная тряпичная кукла стала средством приобщения к народному культурному опыту, и её многофункциональность позволяет использовать её в образовательной деятельности.

Работая с детьми дошкольного возраста по проблеме духовно-нравственного воспитания при ознакомлении их с русской народной сказкой, с былиной, я обратила свое внимание на традиционную русскую тряпичную куклу.

Для организации творческой деятельности мы с Вами, уважаемые педагоги, используем различные материалы. Это краски, пластилин, различная бумага. В последнее время у нас появилась возможность использовать фетр, фоамиран, бусины, стразики и многое другое. А для моих воспитанников, благодаря моему увлечению, одним из любимых материалов становится ткань.

Несколько лет назад я увлеклась изготовлением народных тряпичных кукол.

Народная тряпичная кукла – это конечно явление уникальное!

Именно тряпичная кукла привлекла мое внимание, так как я с детства любила шить куклам одежду. Я увлеклась и постепенно овладела приемами изготовления нескольких кукол. Сегодня вы можете увидеть мое первое творение - демонстрационное пособие «Куклы во все времена».

По народному наблюдению и поверью можно узнать какая кукла соответствовала каждому месяцу, посвящалась какому празднику или узнать её значение. Я изготовила такой календарь и папку – сопровождение. Но это, конечно же, не все куклы, их великое множество. В соответствии с этим календарём изготовлены некоторые из них.

Кукла является прекрасным образцом народного творчества, одним из самых древних видов декоративно-прикладного искусства.

Для детей она забава, игра. И свои знания и умения я стараюсь передать детям в нашей совместной творческой деятельности в группе.

В моем сундучке есть ещё куколки, которые мы сделали вместе с детками.

В каждой русской семье раньше умели делать несколько видов различных кукол. Все русские народные куклы были трех видов:

*Игровые (играли дети)

*Обрядовые (принимали участие в народных обрядах)

*Обережные (оберегали от разных напастей).

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье,

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

Я вижу с каким удовольствием вы смотрите на наши красивые забавные куклы. они доставляют нам истинную радость, переносят нас в мир детства, вызывая улыбку.

III.Практическая часть

Предлагаю начать работу в нашей творческой мастерской и приглашаю коллег, которые получили куколок в подарок за верные ответы.

Приступим к изготовлению тряпичной куклы «Хороводница»

Моя куколка грустит :

Не с кем хоровод водить.

Сделайте подружек ей,

Кукле будет веселей

Кукла «Хороводница» простая и незатейливая, яркая куколка на палочке. Сделана она по всем традициям народной куклы.

Это одна из немногих игровых тряпичных кукол. Это была обычная игрушка на палочке, которая при вращении весело крутилась. Играя с Хороводницами, нужно было крутить их в разные стороны одновременно, что являлось хорошей тренировкой для пальцев.

Итак, для нашей куклы понадобится….

Изготовление :

1. На палочку наматываем немного ваты для головы. Чтобы голова куклы не соскакивала с кончика палочки смазываем его клеем, затем сверху наматываем немного пряжи.

2. Найдите середину у кругов, сложите их вместе и оденьте кукле на голову. 3. Закрепите ниткой формируя красивые складочки. Возьмите прямоугольник подверните края, примерно на 1см. С помощью нитки сделайте ручки кукле.

4. Найдите середину кофточки и наденьте на голову кукле таким образом, чтобы лицо было ровным, а сбоку получилось два рукава. Закрепите рубашку и лицо ниткой под шеей.

5. На голову кукле завязываем платок. Поправляем рукава, расправляем юбочки и наша кукла готова!

Чтобы голова не соскальзывала с конца палочки, можно немного использовать клея. Мы сделали основу для головы из льняной веревки, а сверху обмотали слоем ваты.

Чтобы вата не раскрывалась, еще раз сверху наматываем обычные швейные нитки.

Вы можете сделать голову-шарик другим удобным способом.

При всем сегодняшнем многообразии кукол самой любимой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживленная собственной фантазией. В ней всегда присутствует что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце.

Для юбочки куклы Хороводницы вырезаем два круга разных диаметров. У нас диаметры кругов 19 и 21см. Лучше всего для юбки использовать легкую хлопчатобумажную ткань – ситец. Бязь – более тяжелая и юбочка с трудом поднимается, когда играешь с куклой.

У верхнего круга (который меньшим диаметром) найдите середину и отметьте ее ручкой или карандашом. Сложите два круга вместе.

Оденьте круги на голову кукле Хороводнице, совместив отмеченный центр круга с центром головы. С краев сделайте складочки и завяжите ниткой снизу.

Для кофточки возьмите прямоугольник белой ткани (10х20см).

Подверните края и сделайте ручки.

Наденьте рубашку на голову Хороводнице, подверните ткань таким образом, чтобы лицо куклы было ровным, а сбоку получились два рукава. Завяжите ниткой под шеей.

Хочу напомнить — используйте как можно больше красного цвета. Красный цвет - самый почитаемый на Руси.

Сверху на голову одеваем платок (Прямоугольный треугольник 17х17см) и завязываем его сзади.

Поднимите ручки куклы вверх, тем самым освободив юбочку, расправьте ее немного и можно играть.

IV. Рефлексивно-корригирующий этап

Посмотрите каких красавиц вы смастерили!

Используя куклу как основу можно придумать любой персонаж для детских игр.

Как же играть с тряпичной куклой Хороводницей.

Давайте попробуем. встанем в полукруг, так чтобы было всем видно.

Хоровод «На горе –то калина» (ЗВУЧИТ)

- Сейчас мы с вами поиграем с нашей куколкой Хороводницей. (раздаёт по одной куколке).

- Древние славяне (наши бабушки и дедушки) делали каждому ребёнку сразу две куклы – в давние времена всё имело смысл. Игровая кукла изготавливалась не только для игры, но и для того, чтобы приобрести нужный навык в работе (ведь девочки очень рано учились женскому рукоделию).

- Почему же сразу две куклы? (педагог показывает и комментирует свой рассказ).

– Когда прокручивалась палочка, на которую крепится кукла, казалось, что она кружится в хороводе. Девочка крутила палочку и развивала сразу две руки.

Ею не просто играли, но и развивали свои пальчики, она выполняла функцию тренажёра, развивала кисти обеих рук, мелкую моторику, внимание и воображение. Играя куклами, их нужно было крутить в разные стороны одновременно.

- Сразу может не получиться крутить одновременно двух кукол, поэтому покрутим пока одной (своей). Сначала правой рукой, затем левой. (Педагоги, по показу педагога, крутят Хороводницу).

Это служило хорошей тренировкой для пальцев и девочка приобретала необходимый навык для рукоделия – для прядения пряжи, вышивания, вязания. (педагог показывает иллюстрацию с видами женского рукоделия).

Конечно, в наше время никто не прядёт шерсть вручную, но развитие моторики пальцев, координации важная и полезная задача. Ведь потом непослушные пальчики деток легче справятся с письмом. И, кроме того, Такое упражнение очень полезно для деток -заставляет ручки работать и развивает речевые центры ребенка.

– Ну что, получается? Теперь можем попробовать крутить обеих кукол. А если у деток уж совсем не получается, можно попробовать покрутить палочку между двух ладоней (пробуем все варианты). В любом случае палочка должна крутиться и Хороводница вместе с ней.

Раньше водили хороводы на каждый праздник и на каждых посиделках. Чтобы ребёнок научился народным танцам быстрее, ему делали тряпичную игровую куклу «Хороводница». (демонстрирует куклу). При вращении палочки пальчиками куколка оживала в танце и весёло кружилась в хороводе.

Н-р, в работе с детьми это может быть хоровод «На горе –то калина»

- Попробуем и мы с вами…

Наши Хороводницы зовут нас в веселый хоровод!

Заключение

Уважаемые коллеги, надеюсь, что кукла Хороводница станет любимой и памятной для вас. Ведь вы её сделали своими руками, вложили частичку своей души.

Я уверена, что искусство традиционной народной куклы нуждается в бережном отношении, сохранении и дальнейшем развитии, как одного из символов России. Ведь сегодня главной задачей детского сада является воспитание детей в национальных традициях и «закладывание в них основ духовно-нравственной личности, с активной жизненной позицией».

Возвращение этой рукотворной лоскутной фигурки в дошкольное детство будет способствовать изменению и возникновению нового качества жизни, поможет раскрыть возможности ребёнка, воспитать его!

Традиционная тряпичная кукла – тот инструмент, который в руках педагогов, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения.

А на прощанье хочу подарить вам брошюры… и вот таких замечательных куколок для работы с детьми.

Спасибо за внимание!

Вывод

Очень важно у современного педагога формировать уважение к традициям русского народа, позитивное отношение к ним, желание сохранять их и донести до детей то, что они являются представителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях, патриотами.

В результате Мастер-класса Я познакомила педагогов с навыками работы с текстильным материалом, создавая свою тряпичную куклу. Побудили их самостоятельно создавать художественные изделия в традиционных народных традициях и приобщать к этому детей.

Решив поставленные задачи, я достигла цели, подтвердив выдвинутую гипотезу.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей Всем доброго времени суток, уважаемые коллеги! 15 марта в нашем дошкольном учреждении прошел публичный отчет. Форма проведения – не традиционная,.

Фотоотчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников посредством правополушарного рисования»Фотоотчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников посредством правополушарного рисования» Цель: раскрыть творческий потенциал детей с помощью техники правополушарного рисования. Такое приоритетное направление в своей деятельности.

Календарь народных тряпичных куколКалендарь народных тряпичных кукол Календарь народных тряпичных кукол Подготовила и выполнила: воспитатель МКДОУ д/с №13 «Искорка» группы №11 «Светлячки» Володина Александра.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей посредством рисования и всё о том, чем можно рисовать»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей посредством рисования и всё о том, чем можно рисовать» Развитие творческого мышления у ребенка начинается практически с рождения. Творчество и речь неразрывно связаны. И чем раньше родители.

Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами»Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами» Творческая мастерская. Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами».

Библиотека изображений:

Публикация Мастер-класс «Развитие творческих способностей дошкольников посредством изготовления народных тряпичных кукол» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Донцова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Мастер-класс «Развитие творческих способностей дошкольников посредством изготовления народных тряпичных кукол»
Опубликовано: 8 ноября 2023 в 20:33
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД