МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Финансовая грамотность в ДОУ»

Ловпаче Сафьят Айдамировна
Мастер-класс для педагогов «Финансовая грамотность в ДОУ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №2 «Василек» г. Адыгейска

Мастер-класс

«Финансовая грамотность в ДОУ».

подготовила

воспитатель Ловпаче С. А.

г. Адыгейск

2022

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Финансовая грамотность в ДОУ“» размещена в разделах

Здравствуйте уважаемые коллеги! Тема сегодняшнего мастер- класса – это «Финансовая грамотность в ДОУ». В ходе работы я Вас познакомлю с основными видами деятельности в этом направлении.

Услышав громкое название «Финансовая грамотность дошкольников, экономическое образование дошкольников», многие думают: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время? Ведь впереди школа, там всему и научат». Даже сочетание понятий «дошкольник и экономика» вызывают у многих внутренний протест.

Почему же сейчас это направление актуально как в детских садах, так и в школах? Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.

Для начала, предлагаю разобраться, что такое - финансовая грамотность?

Финансовая грамотность – это навыки и знания, которые помогают человеку добиваться благополучия. Это умение управлять деньгами так, чтобы не влезать в долги и гарантировать обеспеченность. Но все ли умеют управлять своими деньгами? По статистики не каждый взрослый умеет управлять своими деньгами.

Послушав определение, мы можем сказать, что обучение финансовой грамотности необходимо начинать с дошкольного возраста, потому, что именно с дошкольного возраста ребенок начинает знакомиться с элементарными экономическими представлениями.

Процесс воспитания дошкольников финансовой грамотности реализуется через различные формы его организации.

- загадки;

- пословицы;

- сказки;

- экономические задачи;

- дидактические игры;

- сюжетно-ролевые игры;

- занятия.

Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

Ведущий: «А можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте и развить у них зачатки финансовой грамотности?» Это задача трудная, но решаемая и я, уважаемые коллеги, предлагаю всем вместе отправиться в путешествие в страну Экономики.

«Деньги любят счёт». В ходе игры вы должны правильно и как можно быстрее выполнить много интересных заданий, получить монетки. Желаем успеха!"

Для того, чтобы вам было куда собирать монетки, давайте сделаем сейчас КОШЕЛЁК.

Создание оригами – кошелька.

-А вы знаете, что дети очень любят отгадывать загадки, используя которые, можно их знакомить с финансовыми терминами. Предлагаю вам загадки – добавлялки. За правильный ответ получаем монетки.

1. На товаре быть должна, обязательно … (цена)

2. Коль трудиться круглый год, будет кругленьким … (доход)

3. Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить … (налоги)

4. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой … (вклад)

5. На рубль – копейки, на доллары – центы, бегут-набегают в банке. (проценты)

6. Люди ходят на базар: Там дешевле весь…. (товар)

7. Приносить доходы стал. В банке папин …. (капитал)

8. И врачу и акробату. Выдают за труд…. (зарплату).

9. В фирме прибыль он считает, всем зарплату начисляет. И считать ему не лень все налоги целый день …. (бухгалтер)

Ведущий: Следующая форма, которую можно использовать – пословицы.

1. Кто, согласно пословице, платит дважды?

Скупой

2. Продолжите известную русскую пословицу: «Хороший товар сам себя.».

Хвалит

3. Какой аллюр иногда бывает у инфляции?

Галоп (Галопирующая инфляция – стремительный рост цен от 20 до 200% в год.)

4. В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама?

Двигатель

5. Название, какого насекомого положено в название рынка, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук?

Блоха.

Все ответы верны.

Ведущий: А вы знаете, что практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Хотите в этом убедиться? Тогда слушайте.

1. В какой сказке говорится о нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя?

«Колобок»

2. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда?

«Репка»

3. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта?

Золотая антилопа

4. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала и что это за металл?

«Курочка Ряба», золото

5. Герой этой сказки с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе.

Кот в сапогах.

6. Какой сказочный герой положил деньги в ямку, для кого, чтоб они подросли?

Буратино.

Помните, что с помощью сказки можно развить в детях трудолюбие и бережливость, расчетливость и экономность.

Ведущий: Один из путей повышения интереса к финансовой грамотность – экономические задачи. Нужно не только ответить на вопрос задачи, но и обосновать ответ.

1. Когда валенки стоят дороже: летом или зимой?

2. Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие?

3. Где дороже бутылка «Пепси»- в пустыне или на севере?

4. В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 100 руб. за 1 кг., а в другом по 120 руб. за 1 кг. В каком магазине раскупят огурцы быстрее?

5. Зайцы целую неделю продавали морковку по 10 руб. за 1 кг. К концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто не покупал. Посоветуйте, что делать Зайцам?

Физкультминутка «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы).

Ведущий:

Перед вами лист бумаги, карандаш и ножницы.

1. Нарисуйте на первой стороне листа яблоко, а на другой грушу.

2. А теперь вырежьте и яблоко и грушу.

Вывод: если мы изначально хотим вырезать оба рисунка, необходимо заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами - их нужно планировать заранее.

Ведущий: Вы знаете, что основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Вот и мы сейчас поиграем.

«Сигнальщики» (товар или услуга)

Цель игры: закреплять представления о содержании деятельности людей некоторых профессий, о результате их труда. Учить различать понятия «товар» и «услуга».

Предлагаются два цвета карточек: красные и синие.

Правила игры: Если я называю товар – поднимаете красную карточку, а если услугу – синюю. (парикмахерская (стрижка, покраска)– услуга; одежда – товар; почта (пересылка писем, открыток, посылок, разноска газет и журналов)– услуга; кукла – товар; мастерская по ремонту (ремонт одежды, обуви, бытовой техники) – услуга; краски, карандаши – товар).

«Что дороже?»

Цель игры: формировать у детей представление о том, что любой товар имеет свою цену; понятия «дорого» и «дешево», «дороже» - «дешевле»

Правила игры: на столе лежат карточки, предлагается выбрать из двух карточек ту, на которой изображен более дорогой товар. (Кукла в зимней одежде и в обычном платье; летняя и зимняя обувь; машинка простая и на пульте управления; конфеты в подарочной коробке и на развес; воздушный шарик и футбольный мяч).

«Какие бывают доходы?» (деньги и их назначение)

Цель. Уточнить знания об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и неосновные).

Материал. Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход — заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др)., и видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов; работа в саду, огороде и др)., дающих дополнительный доход.

Правила игры: Рассмотреть карточки, назвать деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.

Ведущий: Назовите, пожалуйста, сюжетно – ролевые игры, в которых воспитывается финансовая грамотность и обоснуйте свой ответ.

(«Семья», «Семья», «Дочки-матери» «Столовая», «Кафе» «Поликлиника» «Больница», «Скорая помощь», «Школа», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Железная дорога», «Космос», «Пароход». «Зоопарк». «Аптека». «Ветеринарная лечебница», «Дорожное движение», «Водители». «Магазин» «Гости», «День рождения» ,«Почта» ,«Ателье», «Монополии»)

Спасибо. Все ответы верны.

Ведущий: Если вы будете делать что-либо полезное и делать хорошо, то богатство всегда будет у вас под рукой. Использовать деньги можно по-разному. Некоторые копят их, а сами живут в бедности. Другие тратят, но тоже не извлекают из этого пользы: зачем дорогой ковер, если он не лежит у нас под ногами? Зачем теплая шуба, если ее не носят в мороз? Зачем украшения, если они спрятаны в сундуке?

Запомните: вещи не должны копиться попусту и лежать без надобности. Они нужны, чтобы приносить пользу.

Своё выступление мне хочется закончить высказываниями:

«Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать – искусство».

Бертольд Авербах

«Финансовая грамотность становится навыком, необходимым для каждого человека в двадцать первом веке. Поэтому разработка и внедрение стратегий финансового образования населения является важным направлением государственной политики во многих странах «Группы двадцати», включая Россию»

Антон Германович Силуанов

министр финансов РФ

Если вам было интересно – похлопайте, а если нет- потопайте. Я вам желаю стабильного финансового благополучия!

Играйте с детьми в экономику!

И я благодарю всех! Спасибо за внимание!

Используемая литература:

1. Азбука бережливости для дошкольников / авт. -сост. И. П. Рословцева. – Мозырь: Содействие, 2008. – 58 с.

2. Глазырина. Л. Д. Экономическое воспитание дошкольника: справочные и методические материалы / Л. Д. Глазырина, Н. В. Зайцева, В. М. Теленченко. – Мозырь: Содействие, 2006. – 84 с.

3. Денежные сказки: альбом для детского художественного творчества из комплекта «ФИНАНСОВЫЙ ГРАМОТЕЙ. Пособие для воспитания финансовой 53 грамотности от 5 до 99» / Иркутск: ООО «Альмира», 2012.— с. 28 ил.

4. Киреева Л. Г. Играем в экономику. Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры. – М., 2008. – 169 с.

Публикации по теме:

Видео «Финансовая грамотность для дошкольников» "Финансовая грамотность для дошкольников" интервью Разработка и внедрение стратегий финансового образования населения является важным направлением.

Дидактическая копилка «Считай и копи» для детей дошкольного возраста по теме «Финансовая грамотность»Дидактическая копилка «Считай и копи» для детей дошкольного возраста по теме «Финансовая грамотность» Дидактическая копилка «Считай и копи» для детей дошкольного возраста по теме «Финансовая грамотность». Автор: Миненко Дина Дмитриевна,.

Цифровая грамотность педагога ДОО Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня на встрече мы с вами разберем Понятие «цифровая грамотность» Ключевые аспекты цифровой грамотности.

Мастер-класс о рождении свиньи-копилки из папье-маше для кружка «Финансовая грамотность»Мастер-класс о рождении свиньи-копилки из папье-маше для кружка «Финансовая грамотность» Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я хотела бы рассказать о рождении небольшой, но вполне милой свинки. Ее рождение началось с небольшой.

Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность»Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность» Проект «Финансовая грамотность» Воспитатель: Калашникова Е. А. Тип проекта: информационно-практико-ориентированный. Вид проекта: долгосрочный.

Конспект занятия «Финансовая грамотность» в подготовительной группе Основная образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция: «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие»,.

Консультация для воспитателей «Функциональная грамотность»Консультация для воспитателей «Функциональная грамотность» Добрый день уважаемые коллеги! Прежде чем перейти к вопросу о функциональной грамотности, я «подъитожу» то, что звучало на заседании РП (М)О.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Финансовая грамотность в ДОУ»
Опубликовано: 30 января 2024 в 12:46
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД