Лучший педагог года

Мастер-класс для воспитателей «На Руси играли дети»

Жданова Марина Александровна
Мастер-класс для воспитателей «На Руси играли дети»

Мастер-класс для воспитателей

«На Руси играли дети»

Подготовила:

Жданова М. А.

Цель: приобщение детей к культуре России через русские народные игры.

Задачи:

• Внедрение народных игр в работу с детьми дошкольниками;

• Организация и проведение народных подвижных игр с воспитателями дошкольного учреждения;

Народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей.

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „На Руси играли дети“» размещена в разделах

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, штурмовали снежные крепости, катались на лошадях по деревням с песнями и плясками.

Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребёнка.

В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. И, заучивая их наизусть, мы не только прививаем любовь к русскому творчеству, но и развиваем детскую память.

Важным является то, что в подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.

Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа.

Вот почему педагог должен уметь использовать их в воспитательно-образовательном процессе.

При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:

• Возраст играющих. Для детей (малышей) следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил.

• Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать.

• Количество участников игры. Не обязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и так далее. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.

Ход игры, действия и поведение участников определяются правилами. Педагог объясняет детям правила игры. Он должен встать так, чтобы все видели его, и он видел всех. Лучше всего, для этого встать в круг вместе с детьми (но не в центре круга, чтобы ни к кому не стоять спиной). Объяснение воспитателя должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов или всего игрового действа. Оно должно быть повторено всеми или несколькими детьми, чтобы воспитатель был полностью уверен в том, что дети хорошо усвоили правила игры. Главная роль в народной игре отводится водящему. Речевой материал «зачины» берется из устного народного творчества фольклора. Сигналом к началу действия в игре является слово.

Сейчас мы с вами поиграем в русские народные игры.

Для первой игры нам нужно несколько человек (5-6).

Игра «Водяной».

Что бы выбрать, кто из вас будет Водяным, нужно вспомнить любую русско-народную считалочку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть,

К нам сорока подлетела

И тебе водить велела

В центре круга сидит Водяной. Дети вокруг него образуют круг и идут хороводным шагом, приговаривая тихонько:

Водяной, что сидишь ты под водой? Выгляни на чуточку, на одну минуточку.

Когда дети произнесли эти слова, воспитатель подводит Водяного к одному из детей, и он на ощупь должен определить, кто это. При этом глаза у Водяного закрыты. Если Водяной угадывает верно, ребенка, то они меняются местами.

Блиц-опрос по теме «Народные игры»

- Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка)

- Главная роль в народной игре? (водящий)

- Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)

- Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)

- Где используются народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)

- Какие физические качества воспитываются в народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)

- Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)

- Что является сигналом к действию в народной игре? (слово)

Игра «Заяц»

Мы собрались поиграть,

Ну, кому же начинать?

Раз, два, три,

Начинаешь ты

Дети становятся кругом, в центре круга — «заяц». Игроки начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы он задел «зайца». «Заяц» пытается увернуться от мяча. Игрок, сумевший задеть мячом зайчика, становится на его место, и игра продолжается.

Игра «Слухи»

Играют в эту игру несколько детей, которые усаживаются рядком, поближе друг к другу.

Водящий произносит шепотом любую фразу на ухо сидящему с краю ребенку так, чтобы другие дети не могли ее услышать (можно попросить всех детей, кроме одного ребенка, к которому сейчас будут обращаться, заткнуть уши). Затем фраза по цепочке передается от ребенка к ребенку, и последний, сидящий с противоположного края ребенок, произносит ее громко. Если фраза искажена, то по цепочке находят того, кто ее первым исказил: просят повторить каждого, что он услышал, начиная с первого игрока.

Игрок, первым исказивший фразу, должен пересесть на последнее место с краю.

Игра «Резиночки» Резиночка связывается, образуя замкнутый контур, и растягивается на ногах 2 играющих, после чего 3-й участник начинает игру: выполняет все упражнения по порядку, переходя на более высокие уровни сложности

Заключение.

-Уважаемые коллеги, завершить мастер-класс хочется известным изречением: если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и чем играют его дети. Многое из того, что было характерно для быта русского народа, с веками исчезло, но кое – что сохранилось лишь в детских играх.

Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли из обычной жизни людей, поэтому наша с Вами задача, как педагогов, сделать этот вид деятельности частью жизни детей в детском саду, тем самым сохраняя наши народные традиции

Публикации по теме:

«Новый год ждут и взрослые и дети…» Фотоотчет о поделках, приготовленных руками детей, родителей и воспитателей«Новый год ждут и взрослые и дети…» Фотоотчет о поделках, приготовленных руками детей, родителей и воспитателей Хочу показать вам какие чудесные работы сделанные родителями,детьми для оформления группы! Уже совсем скоро наступят праздничные дни и мы.

«Рукавичка». Как мы в сказку играли«Рукавичка». Как мы в сказку играли Представляю вам свои варианты пособий для знакомства со сказкой "Рукавичка". В младшей группе был использован сокращенный вариант сказки,.

Фотоотчет о развлечении «Как мы играли в индейцев»Фотоотчет о развлечении «Как мы играли в индейцев» Фото отчет развлечения «Как «Пчёлки» индейцами стали».Лариса Гацко. Блог. «Детство, детство, ты куда бежишь?» - донеслось из открытых.

Фотоотчет «Как мы в индейцев играли»Фотоотчет «Как мы в индейцев играли» 13 июня на МААМ проходил день индейцев. Мы с ребятами готовились к нему заранее: узнали, кто такие "индейцы"; где живут; чем занимаются;.

Фотоотчет «Как мы в пиратов играли»Фотоотчет «Как мы в пиратов играли» Три дня назад я предложила вашему вниманию две публикации, в которых показала, какие работы были выполнены детьми летом. Первую часть можно.

Фотоотчёт «Как, мы играли в бумажные куклы!»Фотоотчёт «Как, мы играли в бумажные куклы!» Люди играют с бумажными куклами, уже не один век. Некоторые из таких кукол, являются настоящим произведением художественного искусства и.

Как мы весело играли, ни минутки не скучалиКак мы весело играли, ни минутки не скучали Всю эту неделю мы с детьми ждали и готовились к игровому вечеру развлечения, посвященному дню матери. Заранее сделали подарки и даже.

Мастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагоговМастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагогов Топчий Ольга Владимировна музыкальный руководитель МБДОУ №56 г. Шахты Ростовской обл. Данный мастер-класс будет полезен и интересен для.

Фотоотчет «Мы играли в КВН»Фотоотчет «Мы играли в КВН» Проблеме безопасности детей на дорогах в МАДОУ «Ягодка» уделяют много времени. Это и встречи с сотрудниками ГИБДД, всевозможные конкурсы,.

Библиотека изображений:

Публикация Мастер-класс для воспитателей «На Руси играли дети» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Жданова Марина Александровна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «На Руси играли дети»
Опубликовано: 8 августа 2023 в 18:41
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД