МААМ-картинки

Мастер-класс для воспитателей «Формирование диафрагмального и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с ОНР»

Людмила Секач
Мастер-класс для воспитателей «Формирование диафрагмального и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с ОНР»

Мастер-класс для воспитателей.

Тема: "Формирование диафрагмального и речевого дыхания у дошкольников как здоровьесберегающая технология".

Цель: познакомить воспитателей с приемами и методами формирования диафрагмального и речевого дыхания у дошкольников.

Задачи :

1. Познакомить воспитателей с некоторыми приемами формирования диафрагмально-реберного дыхания и длительного выдоха через рот у детей дошкольного возраста.

2. Познакомить с приемами формирования фонационного выдоха.

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Формирование диафрагмального и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с ОНР“» размещена в разделах

3. Познакомить с приемами формирования и развития речевого выдоха.

Я хочу предложить небольшой мастер - класс по формированию диафрагмального и речевого дыхания.

Рассмотрим последовательную работу по формированию диафрагмального дыхания через игры, упражнения, например:

1) Из положения лежа:

«Рыбка» - Положить ребенка на спину, поставить ему на живот легкую мягкую игрушку-рыбку. Делая вдох носом живот выпячивается, а значит игрушка стоящая на нем поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и игрушка опускается.

Качаю рыбку на волне,

То вверх (вдох,

То вниз (выдох)

Плывет по мне.

Упражнение «Бегемотик» - работа диафрагмы воспринимается ребенком не только зрительно, но и тактильно. Говорим ребенку: «Положи ладонь на живот и почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох и опускается, когда делаешь выдох. Можно сопровождать рифмой:

Бегемотики лежали,

Бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох,

То животик опускается (выдох).

2) Из положения сидя.

Ребенок сидит перед большим зеркалом, кладет ладонь на область диафрагмы и контролирует себя зрительно и тактильно.

Упражнение «Бегемотики»

Сели бегемотики,

Потрогали животики.

То животик поднимается,

То животик опускается.

3) Из положения стоя.

Наблюдение за детьми показывает, что некоторые из них при изменении положения переходят к привычному верхнереберному типу дыхания, их рука, положенная на область диафрагмы, не совершает движений. В таком случае кладу ладонь ребенка себе на область диафрагмы и предлагаю ему «почувствовать рукой», а также посмотреть, как движется «живот» в процессе дыхания. Вдох спокойный, плечи не поднимаются.

Рассмотрим последовательную работу по формированию речевого дыхания через игры, упражнения:

Первый этап. Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха. Вдох - выдох носом, вдох-выдох ртом, вдох носом - выдох ртом, вдох ртом - выдох носом, подыши одной ноздрей, другой, вдох одной ноздрей - выдох другой ноздрей и т. д. Дыхательные упражнения по А. Н. Стрельниковой (постепенно усложняя).

Цель: дальнейшее развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы, а также развитие координаторных отношений между двумя функциями: дыханием и движениями туловища или конечностей.

Этап состоит из трех комплексов упражнений, в которых осуществляется последовательное усложнение двигательных задач.

Особое внимание необходимо обратить на следующие условия:

1) активное внимание ребенка привлекается к фазе вдоха;

2) вдох осуществляется в момент физической нагрузки;

3) все упражнения проводятся в комфортном для детей темпе и ритме.

У детей с нарушениями речи при углубленном дыхании легко возникает гипервентиляция. Учитывая эту особенность, разработана методика дозированных «быстрых вдохов», которые осуществляются через нос. Прохождение воздуха через носовые ходы сопровождается наибольшим шумом и примыканием ноздрей к носовой перегородке.

Вырабатывается навык осуществлять подряд два «быстрых вдоха». Внимание детей привлекается к движению ноздрей, т. е. к сокращению мышц, и двойному шуму.

Первый комплекс упражнений

Задача: обучение детей выполнению двойных «быстрых вдохов» через нос в положении стоя, а также в сочетании с движениями головы и рук.

В первые дни упражнение выполняются 4 раза подряд. Постепенно их количество увеличивается до 12 раз. На овладение комплексом отводится шесть недель.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Выполнение пары «быстрых вдохов».

УПРАЖНЕНИЕ 2. Выполнение пары «быстрых вдохов» по условному сигналу логопеда (быстрое движение руки вверх).

УПРАЖНЕНИЕ 3. Выполнение пары «быстрых вдохов» при повороте головы то вправо, то влево.

Раз, два, три, четыре, пять!

Где же зайчика искать?

Может, справа под кустом? (поворот головы вправо, два «быстрых вдоха», возврат головы в исходное положение)

Может, слева за бревном? (поворот головы влево, два «быстрых вдоха», возврат головы в исходное положение)

УПРАЖНЕНИЕ 4. Выполнение пары «быстрых вдохов» при поднесении ладони то к правому, то к левому уху и легком повороте головы в противоположную сторону («прислушиваемся и нюхаем»).

УПРАЖНЕНИЕ 5. Выполнение пары «быстрых вдохов» при поднятии подбородка.

УПРАЖНЕНИЕ 6. Выполнение пары «быстрых вдохов» при наклоне головы то к правому, то к левому плечу.

Второй комплекс упражнений

Задача: развитие грудобрюшного типа дыхания в процессе ходьбы.

С этого времени упражнения рекомендуется выполнять под музыкальное сопровождение.

УПРАЖНЕНИЕ 1. На первый шаг выполняется пара «быстрых вдохов», далее следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох.

Схема: 1-й шаг – два «быстрых вдоха»;

2, 3, 4-й шаги – выдох.

УПРАЖНЕНИЕ 2. На первый шаг выполняется поворот головы (то вправо, то влево) и пара «быстрых вдохов», далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох.

УПРАЖНЕНИЕ 3. На первый шаг ладонь подносится то к правому, то к левому уху и выполняется пара «быстрых вдохов», далее рука опускается и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох.

УПРАЖНЕНИЕ 4. На первый шаг подбородок поднимается вверх и выполняется пара «быстрых вдохов», далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох.

Схема: 1-й шаг – поднимание подбородка, два «быстрых вдоха»;

2, 3, 4-й шаги – голова прямо, выдох.

УПРАЖНЕНИЕ 5. На первый шаг выполняется наклон головы то к правому, то к левому плечу и пара «быстрых вдохов», далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох.

Схема: 1-й шаг – наклон головы к правому (левому) плечу, два «быстрых вдоха»;

2, 3, 4-й шаги – голова прямо, выдох.

УПРАЖНЕНИЕ 6. На первый шаг выполняется поворот головы то вправо, то влево, пара «быстрых вдохов» и хлопок в ладони, далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых дети трижды хлопают в ладони и спонтанно выдыхают воздух.

Схема: 1-й шаг – поворот головы направо (налево, два «быстрых вдоха» и хлопок в ладони;

2-й шаг – голова прямо, выдох, хлопок в ладони;

3-й шаг – голова прямо, выдох, хлопок в ладони;

4-й шаг – голова прямо, выдох, хлопок в ладони.

Третий комплекс упражнений

Задача: дальнейшая тренировка грудобрюшного дыхания и увеличение объема легких.

Третий комплекс, состоящий из трех упражнений, заключается в использовании приемов парадоксальной дыхательной гимнастики в процессе усложнения двигательной нагрузки.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Выполнение встречных движений рук, направленных на сжатие грудной клетки.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Выполнение «быстрых вдохов» при встречных движениях рук, после чего руки возвращаются в исходное положение и осуществляется непроизвольный выдох.

УПРАЖНЕНИЕ 3. Выполнение «быстрых вдохов» при наклонах туловища и движениях рук (имитация накачивания шины).

Второй этап. Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала ("Забей мяч в ворота", "Прокати карандаш", использование трубочек - вертушек, свистулек и т. д.)

Третий этап. Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков с руками. На коротком вдохе руки поднять вверх, на выдохе плавно опуская, произнести А (А-О, А-О-У, А-О-У-И).

Четвертый этап. Произнесение слогов и звукоподражаний. На коротком вдохе обнять себя руками на уровне плеч, на выдохе раскрывая руки, согнутые в локтях, произносить плавно слог СА (СА-СА, СА-СА-СА, СА-СА-СА-СА); АУ (АУ-АУ, АУ-АУ-АУ, АУ-АУ-АУ-АУ) и т. д.

Первый комплекс упражнений

Упражнения первого комплекса выполняются в течение одной недели и заключаются в пропевании различных слогов.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев слога.

1. Используются слоги, состоящие из звуков, хорошо произносимых детьми (МА, МО, МУ, МЫ, МИ; НА, НО, НУ, НЫ, НИ; ТА, ТО, ТУ, ТЫ; ДА, ДО, ДУ, ДЫ; БА, БО, БУ, БЫ, БИ и т. д.)

2. Используются слоги, которые будут входить в состав слов, «пропеваемых» при изучении второго комплекса упражнений (КА, КО, КИ, ЛА, ЛО и т. д.)

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция: «Сейчас мы будем произносить волшебные слоги.

Волшебные они потому, что из них образуются слова.

Послушайте, как я произнесу волшебный слог. (Выполнить вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, затем на выдохе, медленно опуская руку, нараспев произнести слог, например, «МА»).

А теперь произносим вместе».

Второй комплекс упражнений

Второй комплекс упражнений выполняется в течение двух недель.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев двусложного слова (по слогам).

Используются слова: МАМА, МИЛА, МЫЛА, НОТЫ, КОНИ, ДЕТИ и т. д.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция: «Сейчас мы будем составлять из волшебных слогов слова и произносить их. Послушайте, как у меня это получится. (Выполнить вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, а на выдохе, опуская руку, нараспев произнести слово, например, «МА-А-МА-А»).

А теперь произносим все вместе».

В течение одного занятия каждое слово пропевается 4-5 раз.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев трехсложного слова (по слогам).

Используются слова: МАЛИНА, КАЛИНА, МАШИНА, КУБИКИ, ЗАПЕЛИ и т. д.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция: аналогична инструкции, данной в предыдущем упражнении.

Третий комплекс упражнений

Третий комплекс упражнений выполняется в течение одной недели.

УПРАЖНЕНИЕ 1. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из двух слов.

Используются фразы, включающие двусложные и трехсложные слова, например: «МАМА МЫЛА», «МИЛА ШИЛА», «МАША ЕЛА», «ДЕТИ ЗАПЕЛИ» и т. д.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция: «Сейчас мы произнесем одно из слов, которое изучали раньше, затем присоединим к нему второе слово и будет фраза. Получится, словно паровозик с вагончиком едут вместе.

Послушайте, как это сделаю я. (Выполнить вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, а на выдохе нараспев произнести фразу, например: «МА-А-МА-А МЫ-Ы-ЛА-А»).

А теперь произносим все вместе».

УПРАЖНЕНИЕ 2. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из трех слов.

Используются фразы, включающие двусложные слова, например: «МАМА МЫЛА МИЛУ», «МАМА МЫЛА КОЛЮ», «МИЛА ЕЛА КАШУ» и т. д.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция: «А теперь мы будем присоединять к паровозику новые вагончики-слова».

Называя каждое слово «вагончиком», нарисовать на доске схему:

Указывая рукой на каждый «вагончик», проговорить фразу:

«Мама мыла Милу»

Затем проговорить текст слитно и плавно, быстро поднимая руку перед началом произнесения фразы (вдох полуоткрытым ртом) и опуская медленно руку к концу фразы (выдох) :

Мама мыла Милу.

Теперь все вместе говорим:

Мама мыла Милу.

Введение в упражнение новой фразы предваряется инструкцией: «А теперь также плавно и слитно скажем: "МИЛА ЕЛА КАШУ"».

УПРАЖНЕНИЕ 3. Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из четырех слов.

Используются фразы, включающие двусложные слова, например: «МАМА МЫЛА МИЛУ МЫЛОМ», «МАМА МЫЛА МАШУ МЫЛОМ», «МАМА ШИЛА МАШЕ ШУБУ» и т. д.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция: аналогична данной в предыдущем упражнении.

Проговариваю фразу, например:

Мама мыла Шилу мылом.

Пятый этап. Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов). Наша Таня (Наша Таня громко, Наша Таня громко плачет) и т. д.

* * *

Мелкий дождик моросит:

Кап.

В листьях сада шелестят,

Кап, кап.

Мокнет мяч у ворот,

Кап, кап, кап.

Мокнет поле, огород,

Кап, кап, кап, кап.

А. Воронова

* * *

Что нам шепчут листья?

Подойдем и спросим.

Листья отвечают:

«Осень!

Осень!

Осень!»

С гор сползают тучи,

Птиц куда-то прячут.

Все сильнее ветки

Плачут,

Плачут,

Плачут.

И. Цекович

Таким образом, дошкольникам с речевой патологией прежде всего необходимо развивать объем легких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте формировать грудобрюшной тип дыхания. Приближение этих показателей к норме позволит в дальнейшем перейти к развитию речевого дыхания, так как грудобрюшной тип дыхания является базой для формирования такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.

Перечень музыкальных произведений, рекомендованных для использования на занятиях по развитию дыхания у детей с нарушениями речи (размер дву- и четырехдольный, темп умеренный)

1. Русская народная песня «Ах, утушка луговая», обр. Т. Ломовой.

2. Русская народная песня «В сыром бору тропинка», обр. С. Бодренкова.

3. Русская народная песня «Во саду ли, в огороде», обр. Н. Римского-Корсакова.

4. Русская народная песня «Зеленейся, зеленейся», обр. П. Чайковского.

5. Русская народная песня «Как на тоненький ледок», обр. М. Иорданского.

6. Русская народная песня «Как у наших ворот», обр. А. Луговской.

7. Русская народная песня «Пойду ль, выйду ль я», обр. Е. Тиличевой.

8. Русская народная песня «Ходила младшенька по борочку», обр. Н. Римского-Корсакова.

9. Русская народная песня «Ходит Ваня», обр. М. Раухвергера.

10. Русская народная песня «Я на горку шла», обр. С. Разоренова.

11. М. Филиппенко «По малину в сад пойдем».

12. Ю. Чичков «Физкульт-ура!».

Список рекомендуемой литературы

1. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. - М. : Изд-во ООО "Книголюб", 2005.

2. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания у детей 3-7 лет.

3. Семенова Н. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.

4. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой А. Н.

5. Леонова С. В. Игротека речевых игр. Выпуск 12. Живые картинки. Игры на развитие речевого выдоха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. – М. : Изд-во «Гном», 2011.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для развития у детей речевого дыхания «Осеннее дерево»Дидактическое пособие для развития у детей речевого дыхания «Осеннее дерево» Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание - это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Консультация для родителей и воспитателей на тему «Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей на тему: " Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста" При развитии речевого слуха работа.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Мастер-класс для воспитателей и детей старшего дошкольного возраста «Ёлочная игрушка»Мастер-класс для воспитателей и детей старшего дошкольного возраста «Ёлочная игрушка» Мастер класс для воспитателей и детей старшего дошкольного возраста "Ёлочная игрушка" Елена Новикова Цель: - создание условий для творческого.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Дед Мороз» для развития речевого дыханияМастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Дед Мороз» для развития речевого дыхания Мастер-класс: Дидактическое пособие "Дед Мороз! " для развития речевого дыхания. Дидактическое пособие «Дед Мороз!», предназначено для развития.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для развития речевого дыханияМастер-класс по изготовлению дидактического пособия для развития речевого дыхания Для того чтобы сформировать у ребенка правильное дыхание, следует сформировать правильный, плавный выдох. Данное дидактическое пособие позволит.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Формирование диафрагмального и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с ОНР»
Опубликовано: 22 декабря 2019 в 23:56
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД