Получи документы

Мастер-класс для родителей «Организация экспериментальной деятельности детей в домашних условиях»

Анастасия Янушевская
Мастер-класс для родителей «Организация экспериментальной деятельности детей в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей

Ход

1. Теоретическая часть

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё.

(Слайд № 1) Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Дети изучают мир, как могут и чем могут – глазами, руками, языком, носом. Они радуются даже самому маленькому открытию.

Публикация «Мастер-класс для родителей „Организация экспериментальной деятельности детей в домашних условиях“» размещена в разделах

(Слайд № 2) Но очень часто родители говорят ребенку : «Отойди от лужи, испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!». Или же, зачастую, в ритме современной жизни родителям просто не хватает времени для проведения экспериментов со своими детьми.

А ведь таким образом, мы, взрослые – папы и мамы, бабушки и дедушки, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям.

(Слайд № 3) Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся.

3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность.

Ведь именно экспериментальная деятельность является одним из ведущих видов деятельности дошкольников.

Проводя с детьми несложные опыты и эксперименты, вы поможете им не только усвоить полученные знания, умения и навыки, но и приобрести знания самостоятельно или же под тактичным руководством взрослых.

(Слайд № 4) Участвуя в совместной поисково-исследовательской деятельности со своими детьми, вы расширите и обогатите их сенсорный и жизненный опыт, разовьете в них такие качества, как организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность, последовательность.

(Слайд № 5) Родители должны понимать, что главная цельэкспериментальной деятельности – дать детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе организации познавательно – экспериментальной деятельности можно решить следующие задачи:

– развить мировоззрение и познавательный интерес ребёнка;

– развить любознательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;

– создать предпосылки для формирования практических и умственных действий.

(Слайд № 6) Хочется отметить тесную связь экспериментирования и развития речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.

(Слайд № 7) Также экспериментальная деятельность тесно связана с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму, размеры.

(Слайд № 8) Экспериментальную деятельность можно организовать везде. Например, во время прогулки можно собрать камешки. А затем дома понаблюдать, как попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь, в разных емкостях будет разный звук. Интересные эксперименты можно организовать с растениями : понаблюдать, как оно растет, нуждается в свете и поливе.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Любое место в квартире может превратиться в лабораторию.

(Слайд № 9) Но прежде чем начать экспериментировать, необходимо уточнить правила, которые необходимо соблюдать при проведении экспериментов :

Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт).

Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта).

Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента).

Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата.)

Объясните почему? (доступными для ребёнка словами).

Практическая часть

Кухня – это место, где ребёнок мешает маме, когда она готовит еду. А ведь на кухне можно провести очень много экспериментов. Но важно помнить, что при проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка. Необходимо обратить его внимание, что работать в лаборатории нужно в специальной одежде. В подтверждении своих слов можно выдать ребенку кухонный передник. Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно. И уж конечно не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество.

Сегодня я хочу провести с вами несложные опыты, которые можно организовать во время приготовления пищи на кухне.

Эксперимент №1 - «Разноцветные следы».

Материалы: картофель, морковь, свекла, яблоко (красное и зеленое, апельсин.

Также потребуется: лист белой бумаги, лоскут белой ткани, тарелка, салфетки.

Цель: определить, в каких овощах и фруктах имеются красящие пигменты.

Собираясь готовить суп или компот, предложите ребенку рассмотреть те овощи или фрукты, из которых вы будете готовить, спросите их название. А потом поинтересуйтесь, как он думает, какие продукты оставят след на руках, одежде, бумаге. Выслушайте все предположения, но не давайте правильного ответа. После этого предложите ребенку стать современным художником и порисуйте. Для большего интереса кусочки можно вырезать в форме печаток (сердечко, цветочек, звездочка, бабочка, геометрические фигуры).

Порезать дольками (кусочками) овощи и фрукты и выложить их на тарелку.

По очереди порисовать каждым кусочком на листе бумаги, на ткани.

Некоторые овощи и фрукты оставили след.

Вывод: В некоторых овощах и фруктах имеются красящие вещества.

Экспеимент №2 - «Волшебные капли».

Материалы: картофель, морковь, свекла, яблоко (красное и зеленое, апельсин, мука, йод, вода.

Также потребуется: тарелка, пипетка, стакан, салфетки.

Цель: выявить наличие крахмала в некоторых продуктах.

Прежде чем проводить с ребенком данный опыт, расскажите ему, что крахмал содержится в некоторых растениях. Много крахмала в картофеле, муке. Сухой крахмал – это порошок белого цвета. Но при попадании на него некоторых жидкостей, крахмал может поменять цвет. И предложите ребенку провести опыт, чтобы узнать, в каких продуктах есть крахмал.

В стакане с водой смешать несколько капель йода. Важно объяснить ребенку, что йод может быть опасен и его самостоятельно брать нельзя!

Порезать дольками (кусочками) овощи, фрукты. Выложить на тарелку кусочки и немного муки.

С помощью пипетки по очереди капать на продукты раствор йода.

Те продукты, в которых имеется крахмал, окрасятся в синий цвет: картофель, мука и зеленое яблоко.

Вывод:Не во всех продуктах имеется крахмал. В неспелом зеленом яблоке также имеется крахмал, который по мере созревания яблока превращается в глюкозу (сладкое вещество).

Эксперимент №3 - «Секретное письмо».

Материалы: лимон, йод, вода.

Также потребуется: стакан, ватные палочки, пипетка.

Цель: показать, что йод может менять цвет некоторых жидкостей.

Наверняка, многие дети любят играть в пиратов или искать клады. В таких играх нужны всегда секретные карты. Предложите ребенку самому нарисовать такую карту.

Выдавить сок из лимона. Желательно, что бы ребенок также в этом участвовал.

В стакане с водой смешать несколько капель йода. Важно объяснить ребенку, что йод может быть опасен и его самостоятельно брать нельзя!

Намочить в соке лимона ватную палочку и нарисовать что-либо на листе бумаги (карту, символы). Дать надписи высохнуть.

Теперь намочить другую ватную палочку в растворе йода. Смочить им высохшую надпись.

Раствор йода проявил надпись, сделанную лимонным соком.

Вывод: Раствор йода может окрашивать другие жидкости.

Эксперимент №5 - «Вулкан в лимоне».

Материал: лимон, сода, пищевой краситель, жидкое мыло.

Также потребуется: деревянная палочка, поддон.

Цель: показать химическую реакцию, которая происходит при взаимодействии двух веществ.

Спросите у ребенка, знает ли он, что такое вулкан. Выслушайте ответ ребенка. Дополните рассказ ребенка своей информацией. Расскажите, что извержение вулкана – это природная катастрофа. Скажите, что вы можете показать, как извергается вулкан. И будет это очень безопасно.

Из лимона вырезать сердцевину. Выжать из нее сок.

Поставить лимон на поддон и с помощью деревянной палочки размягчить его сердцевину.

Залейте в сердцевину краситель.

Смешать приготовленный лимонный сок с жидким мылом.

Добавить в вырезанную сердцевину соду. Лимон должен начать пузыриться. Для лучшего эффекта добавить туда же приготовленный лимонный сок с мылом.

Вывод: при взаимодействии двух разных веществ происходит химическая реакция.

Это была лишь маленькая часть опытов, которые можно проводить с ребенком на кухне.

А сейчас я предлагаю вашему вниманию опыты, которые вы можете провести с детьми в ванной комнате во время купания ребенка.

Эксперимент № 6 - «Волшебная пена».

Материалы:мыльная пена, 2 стакана, плотный картон, вода.

Рассказать ребенку, что разные жидкости имеют разные вес и плотность. Некоторые жидкости могут всплывать и оставаться на поверхности.

Возьмите два стакана: в одном вода, в другом мыльная пена. Чтобы получить пену, капните в стакан чуть-чуть детского жидкого мыла, опустите коктейльную трубочку и  подуйте в нее: так появятся пузыри.

Накройте стакан с водой картонкой, плотно прижав ее к краям стакана, переверните его и поставьте на стакан с пеной.

Отодвиньте картонку так, чтобы вода стала переливаться в нижний стакан. Пена станет подниматься и, практически вся окажется в верхнем стакане. Дети полюбопытствуют: почему так произошло? Расскажите им про диффузию — взаимное проникновение двух веществ и их смешивание.

Вывод: Пена более легкая, чем вода. Поэтому вода, как более тяжелое вещество, перетекла вниз.

Эксперимент № 7 - «Полосатая вода».

Материалы: жидкое мыло, вода, детское косметическое масло.

Также потребуется: стакан.

Расскажите детям, что разные жидкости имеют разную плотность. Жидкость с наименьшей плотностью весит меньше. И предложите ребенку провести опыт с разными жидкостями.

Налить 1/3 стакана жидкого мыла.

Столько же добавить воды.

Добавить косметическое масло.

Все три жидкости в стакане остались не смешенными.

Вывод: жидкости с разными плотностями не смешиваются, потому что имеют разный вес. Чем тяжелее жидкость, тем ниже в сосуде она будет.

3. Заключительная часть.

Если ребенок найдет поддержку у родителей дома, из него вырастет умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить человек, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг. Чем больше вы с ребенком будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.

Прикреплённые файлы:

jopyty-roditeli_kv59j.pptx | 5957,44 Кб
 
Публикации по теме:

Фотоотчёт об экспериментальной деятельности «Радуга-дуга в домашних условиях»Фотоотчёт об экспериментальной деятельности «Радуга-дуга в домашних условиях» Цель: научиться делать радугу в домашних условиях. Задачи : -научить делать радугу в ходе простейших экспериментов подручными средствами,в.

Консультация для родителей «Как организовать изобразительную деятельность детей раннего возраста в домашних условиях» Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей ребенка, которые.

Консультация для родителей «Организация и проведение квест-игры для ребенка в домашних условиях»Консультация для родителей «Организация и проведение квест-игры для ребенка в домашних условиях» Ни для кого из моих коллег и родителей моих воспитанников не секрет, что моё увлечение - организация квест-игр различной направленности.

Мастер-класс для родителей «Лепка в домашних условиях»Мастер-класс для родителей «Лепка в домашних условиях» Уважаемые родители! Я очень рада видеть вас на нашем мастер-классе «Лепка в домашних условиях». Цель нашего мастер-класса – рассказать,.

Мастер-класс «Организация опытно-экспериментальной деятельности» (из опыта работы)Мастер-класс «Организация опытно-экспериментальной деятельности» (из опыта работы) Ни для кого не секрет, что ребенок усваивает новые знания прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Желание ребёнка получить.

Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо.

Подвижные игры в домашних условиях в период самоизоляции для детей 5–7 лет и родителей Всех приветствую на своей страничке! Все мы, и взрослые, и дети в данный период самоизоляции вынуждены находиться дома, т. е. в ограниченном.

Рекомендация для родителей «Вода бежит по дорожкам» в домашних условиях для детей 4–5 летРекомендация для родителей «Вода бежит по дорожкам» в домашних условиях для детей 4–5 лет Всем известно, что дети - это маленькие исследователи. Занимательные опыты развивают у детей любознательность, расширяют представление о.

Сидим дома с пользой. Рекомендации для родителей «Опыты в домашних условиях» для детей 4–5 летСидим дома с пользой. Рекомендации для родителей «Опыты в домашних условиях» для детей 4–5 лет Сидим дома с пользой! Уважаемые родители! В период самоизоляции, когда вы с ребенком дома, самое время для совместного экспериментирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Организация экспериментальной деятельности детей в домашних условиях»
Опубликовано: 13 сентября 2023 в 21:56
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД