Лучший педагог года

Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Ольга Шешукова
Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Актуальность:

Перемены, происходящие в нашей стране, определили необходимость разработки и внедрения нового поколения образовательных стандартов общего образования. Актуальные задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение образовательных стандартов. У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т. е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Не случайно, что для создания модели Новой школы стал необходим переход к деятельностно - компетентностной образовательной модели с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия, интерактивности. Поэтому планируемые разработка и освоение программы основного общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации федерального государственного стандарта.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах

Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Большое значение детское экспериментирование имеет для интеллектуального развития детей. В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Детям постоянно приходится устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и опровергать. Все это необходимо и в учебной деятельности.

Цель:

- дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения ее на практике;

- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;

- распространение педагогического опыта.

Задачи:

- повысить уровень профессиональной компетенции участников.

- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальную деятельность.

-активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Аннотация

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Сегодня я хочу в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, а также как при помощи совместной деятельности найти ответы на многие детские вопросы.

Один очень важный совет: не торопитесь давать малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый ребёнок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал сам. Думаем, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы 5 опытов

Считаем, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер, поэтому мы используем сказку.

Ход работы:

-Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы представляем вам мастер - класс "Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

Китайская пословица гласит:

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму»

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Когда мы побуждаем детей к исследовательской деятельности, даем им возможность экспериментировать, мы даем детям выявить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениями с другими объектами и со средой обитания

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Ход мастер-класса:

А сейчас я предлагаю вам окунуться в сказку. А название сказки вы узнаете, отгадав загадку.

Нежна, хрупка, трудолюбива,

С сестрой и мачехой — учтива.

С утра до ночи чистит дом,

Чтоб им уютно было в нём.

Работы много, вот напасть,

Устала, хочется упасть.

Ей фея крёстная поможет,

Иначе просто быть не может.

Подарит платье и карету,

Представит деву всему свету. (Золушка)

Правильно, это сказка Ш. Перро «Золушка».

В очередной раз злая мачеха и ее дочери отправились на королевский бал, оставив Золушку дома. Но ей очень хотелось попасть на бал и встретиться с принцем. Золушка решила написать письмо своей крестной феи, так чтобы никто посторонний не смог его прочесть. В надежде, что она поможет ей.

Приглашаем вас помочь Золушке.

Опыт №1 Невидимые чернила из лимона

Сейчас мы сделаем настоящие невидимые чернила! Для этого возьмем половину лимона, ватную палочку и чашку с водой. Смешаем в чашке лимонный сок и воду в пропорции 1:1. Обмакнем ватную палочку в полученный раствор и напишем на бумаге какое-то секретное послание. После того как жидкость высохнет, следов надписи будет совсем не видно. Теперь чтобы прочитать невидимый текст необходимо бумагу закрасить раствором йода. На бумаге отчетливо проявятся написанные слова!

Оборудование: лимон, чашка, вода, ватные палочки, лист бумаги, раствор йода, перчатки, салфетки.

Золушка отдала письмо ворону, и он быстро доставил письмо феи.

Но крестная была очень занята своими добрыми делами и отправила Золушке белую ткань, которую она должна была украсить в разноцветные узоры и сшить из неё себе бальное платье.

Опыт №2

«Галактика в тарелке»

Оборудование: Цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.

Опыт: Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета — перемешиваться.

Объяснение: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.

Золушка сшила платье, но чем же украсить свою причёску. У золушки была диадема, но детали все рассыпались, как же их собрать все вместе?

Опыт №3

«Умные зубочистки»

Оборудование: миска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого, жидкость для мытья посуды.

1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.

2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру.

Мы собрали с вами части для украшения причёски, а теперь необходимо красиво их распределить по волосам.

3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, - зубочистки "разбегутся"!

Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться.

Пора отправляться на бал. Ещё фея отправила Золушке ключик от кареты. Когда Золушка бежала к карете нечаянно его уронила в лужу. Что же делать, как достать ключик и не обмочить платье в грязной воде?

Опыт 4

Достаем ключик из ёмкости с водой, не касаясь жидкости.

Перед вами глубокая тарелка, берём ключик и кладём её на дно тарелки ближе к краю и наливаем воду. Ставим в тарелку свечку по центру тарелки, зажигаем её, а через некоторое время накрываем её стаканом. Когда пламя погаснет, жидкость втянется внутрь стакана и «откроет» ключик. Как же так получилось?

Оборудование: тарелка, ключик, вода, свеча, спички.

Вывод: Свеча гаснет, воздух остывает, поэтому уменьшается в объёме. В результате давление в стакане падает, вода из тарелки устремляется внутрь.

Так как Золушка никогда не была в королевстве, она не знала правильного пути, и решила ехать по указателям. Проезжая мимо перекрестка, она увидела, что на перекрестке стоял сломанный указатель. Золушка очень расстроилась и не знала, куда же ехать дальше.

Давайте поможем Золушке найти правильное направление.

Опыт №5

Рисуем знак указателя. Ставим за стакан и смотрим сквозь него. А потом картинку начинаем отодвигать и следить за ее превращениями. Как только она отодвинется на нужное расстояние – изображение перевернется. Скажите, почему так меняется изображение?

Оборудование: стакан, лист бумаги, вода, маркер.

Вывод: Лучи света при переходе из одной среды в другую преломляются (искривляются). Тем сильнее, чем больше между ними разница в коэффициенте преломления. Проходя между воздухом и водой лучи меняют направление достаточно сильно, а из-за того, что стакан выпуклый, он еще и работает как линза – искривляет лучи так, что они перекрещиваются и из-за этого мы видим изображение перевернутым.

Золушка благополучно добралась до королевства. Встретилась там с принцем, и они танцевали и веселились весь вечер.

На этом наша сказка закончилась, спасибо большое всем за участие!

В заключении хочется сказать, что экспериментирование можно включать в любые виды детской деятельности, не только в познании окружающего мира, но и в математике, и рисование, лепке.

Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.

Рефлексия

– Сейчас я предлагаю вам с помощью кружочков разного цвета выразить свое впечатление от мероприятия. Красный цвет – полученная информация полезна для меня. Желтый цвет – остались вопросы. Зеленый цвет – полученная информация не полезна, ничего нового не узнал.

Публикации по теме:

Использование математического планшета для развития познавательной активности дошкольниковИспользование математического планшета для развития познавательной активности дошкольников Этапы изготовления: 1.) Для создания математического планшета нам понадобилась доска из размером, к которой приклеили пластиковые.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Игровой обучающий модуль «Эко-остров» как средство повышения познавательной активности дошкольниковИгровой обучающий модуль «Эко-остров» как средство повышения познавательной активности дошкольников ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Аннотация Игровой обучающий модуль «Эко-остров» представляет собой набор игровых макетов, последовательно связанных.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Опубликовано: 21 февраля 2024 в 11:57
+134Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 35.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД