Папки-передвижки

Мастер класс для педагогов «Экологические сказки»

Логинова
Мастер класс для педагогов «Экологические сказки»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №6 «Сказка» п. Приволжский

Волжского муниципального района Республики Марий Эл

«Экологические сказки»

Мастер-класс для педагогов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с экологическими представлениями

Выполнила воспитатель:

Логинова Елена Леонидовна

первая квалификационная категория

Дата: 31.03.2021 год

Публикация «Мастер класс для педагогов „Экологические сказки“» размещена в разделах

Мастер-класс проведён на районном семинаре в МДОУ д/с № 6 «Сказка» в рамках инновационной площадки.

И. о. заведующего МДОУ №6 «Сказка» ___ГлуховаЛ. М

2021 год

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Тема моего мастер класса «Экологические сказки»

Слайд 2. Актуальность в настоящее время, в условиях ухудшения экологического состояния нашей планеты экологическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальным. Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится экологической сказке. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.

В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. Нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. А экологическая сказка даёт возможность, благодаря хорошо развитому у детей воображению, понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.

Слайд 3. Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей старшего дошкольного возраста экологическими представлениями через экологические сказки.

Задачи:

- Способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно - эмоционального отношения к экологической сказке.

- Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологической сказки;

Слайд 4. «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это происходит в ненавязчивой форме, а как бы исподволь.

Часто мы используем народные сказки, так как они во многом «экологичны» : в них отражается отношение людей к окружающему миру, взаимоотношение людей со средой обитания.

Мастер : И сегодня мы с вами уважаемые, коллеги на практике попробуем убедиться в том, что сказки учат положительному отношению к экологии.

Я предлагаю вам каждому взять карточку из сказки (Заюшкина избушка, «Репка»). Посмотрите внимательно на изображение и разделитесь на 2 команды. Подумайте по какому признаку вы разделились? Заюшкина избушка и «Репка» команда подойдите к своему столу, а команда Избушка к своему.

1 команда Заюшкина избушка

2 команда «Репка»

Слайд 5. Задание 1. Посмотрите, что общего между этими картинками?

- как можно объединить эти два слова? Экологическая сказка

Мастер : Молодцы! правильно ответили. Идем дальше

Слайд 6. Экологические сказки помогают усвоить определенный материал. Например, если мы хотим выяснить, как наши дети усвоили информацию об обитателях почвы и их приспособленности к окружающей среде и друг к другу, мы придумываем короткую сказку.

Задание2 Вам нужно отгадать сказку и найти в ней экологические моменты.

1. Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти

Маленькие дети?

(Сказка «Волк и семеро козлят», экологический момент – волк хищник и не прочь съесть козленка.)

2. В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рожден.

(Сказка «Гадкий утенок», экологический момент – разнообразие домашних птиц.)

3. Покупала самовар,

А спасал ее комар.

(Сказка «Муха-Цокотуха», экологические моменты – биологическое разнообразие беспозвоночных; паук делает сети, и охотиться на мух.)

4. Дед с бабкой слезами горючим плачут -

за что же такая нам вдруг неудача.

Лежало на полке яйцо золотое.

Да только вот мышь –

наказанье такое - разбила его.

(Сказка «Курочка Рябка», экологический момент – ценность яиц для питания человека.)

5 Красна девица, грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка!

(Сказка «Снегурочка», экологический момент – снег при высоких температурах тает.)

6 Летела стрела и попала в болото,

А в том болоте поймал ее кто-то.

(Сказка «Царевна-лягушка», экологический момент – защита животного мира.)

Слайд 7. Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе.

Задание3. Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу»

1 команде. Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", - сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик", - возразила Маша.

Ошибки

1. Скворцы улетают в теплые края

2. Лиственница единственное хвойное дерево, с которого каждый год опадают иголки, а весной вырастают снова.

3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.

2 команде. Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи ходят за ягодами. Из леса доносится равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка - сказал Петя, -Давайте ее поймаем.»

Ошибки:

1. Белки в спячку не впадают.

2. Зимой появляются птенцы у клеста.

3. Нельзя ловить лесных птиц - в неволе они погибнут

Слайд 8. Все знают, что на нашей планете кроме живых организмов (животные, растения, водоросли, лишайники, грибы и т. д.) есть горы, реки, пески, камни, воздух и так далее.

Задание 4. «Неживая природа в сказках»

Педагог : Назовите сказки, в которых неживая природа оживает.

«Сказка о мертвой царевне» - солнце, месяц, ветер

«Гуси-лебеди» - яблоня

«По щучьему велению»-поленья идут сами в сани

«Двенадцать месяцев» - Оживают месяцы

«Морозко» - сухие деревья оживает

Слайд 9. Без растений не было бы жизни на нашей планете. Они играют огромную роль для человека (кислород, еда, топливо, бумага, красота и так далее)

Задание 5. «Растения в сказках» Следующее задание

Назовите сказки, в которых встречаются растения.

«Жар- птица» – яблоня

«Репка» – репа

«Мужик и медведь» – репа, рожь

«Снежная королева» – розы

«Золушка» – тыква

«Дюймовочка» – тюльпан, кувшинка

«Царевна на горошине» - горох

«Царевна-лягушка» - дуб

«Гуси-лебеди» - яблоня

«Дикие лебеди» - крапива

«Аленький цветочек» - цветок

«Беляночка и Розочка» - розы

Молодцы! На все вопросы ответили правильно.

Слайд 10. Формирование у дошкольников начал экологической культуры в первую очередь составляют наблюдения окружающего мира, и помогут народные приметы. А какие радостные чувства испытывает ребенок, когда увидит совпадение приметы и наблюдения.

Предлагаю вашему вниманию некоторые из них:

Задание 6. Продолжите народную примету, связанные с погодными явлениями.

- Кошка свернулась клубочком – к похолоданию

- Ворона кричит зимой – к метели

- Лягушки квакают – к дождю

- Если гусь стоит на одной ноге – к морозу

- Появились опята – лето кончилось

- Собаки кувыркаются – к пурге

Молодцы! все правильно ответили.

Слай11. Рефлексия

Надеюсь, что показанные мною задания помогут вам в осуществлении профессиональной деятельности, и возможно вы ощутите преимущества экологической сказки в воспитании детей.

Я, предлагаю вам взять из моей волшебной шкатулки героя из сказок. Какой вам больше понравился. (взяли) Прошу вас ответить на вопросы.

Что вам понравилось в моем мастер - классе?

Будете ли вы использовать эти экологические сказки в своей работе?

Что бы вы добавили в этот мастер-класс, если бы проводили сами?

Что вы для себя сегодня нового взяли?

Слайд 12. Заключение Уважаемые коллеги, я представила вашему вниманию использование экологических сказок в воспитании детей старшего дошкольного возраста.

И хочу закончить свой мастер-класс с словами :

«И нельзя без сказки нам прожить друзья

Ведь со сказкой проще верить в чудеса.

Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.

В маленькое сердце, дверцу распахнуть».

Слайд 13. Спасибо за сотрудничество!

1 команде. Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", - сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик", - возразила Маша.

2 команде. Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи ходят за ягодами. Из леса доносится равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка - сказал Петя, -Давайте ее поймаем.»

Что вам понравилось в моем мастер - классе?

Будете ли вы использовать эти экологические сказки в своей работе?

Что бы вы добавили в этот мастер-класс, если бы проводили сами?

Что вы для себя сегодня нового взяли?

Публикации по теме:

Фотовидеозарисовка «В. Васнецов. Русские сказки» для педагогов и детей старшего дошкольного возрастаФотовидеозарисовка «В. Васнецов. Русские сказки» для педагогов и детей старшего дошкольного возраста Ожившие полотна богатыря русской живописи В рамках проекта «АРТ-Ростов» ДонЭспоцент, единственный специализированный выставочный центр.

Консультация для педагогов «А давайте сочинять сказки?!» А ДАВАЙТЕ СОЧИНЯТЬ СКАЗКИ! Консультация для педагогов и родителей. Воспитатель Федорова Лилия. Сколько бы мы, родители, не покупали своим.

Консультация для родителей и педагогов «Знакомство с оперой через сказки А. С. Пушкина»Консультация для родителей и педагогов «Знакомство с оперой через сказки А. С. Пушкина» Уважаемые коллеги, здравствуйте. Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей и педагогов "Знакомство с оперой через сказки А. С. Пушкина".

Мастер-класс по изготовлению детской книги своими руками «Экологические сказки»Мастер-класс по изготовлению детской книги своими руками «Экологические сказки» "Экологические сказки" Елена Леонидовна Алёшина подготовительная группа Цель: углубить интерес детей к книге, расширить читательские.

Мастер класс для педагогов «Песочные сказки» Арт-терапия: рисование на песке старший дошкольный возраст.Мастер класс для педагогов «Песочные сказки» Арт-терапия: рисование на песке старший дошкольный возраст. Слайд № 1: Мастер класс для педагогов «Песочные сказки» Арт-терапия: рисование на песке. Выполнила работу Моисеева Л. М. МБДОУ г. Иркутска.

Мастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагоговМастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагогов Топчий Ольга Владимировна музыкальный руководитель МБДОУ №56 г. Шахты Ростовской обл. Данный мастер-класс будет полезен и интересен для.

Мастер-класс по изготовлению детской книги своими руками «Экологические сказки»Мастер-класс по изготовлению детской книги своими руками «Экологические сказки» Данный мастер - класс можно использовать для изготовления любой другой книги, и с другим содержанием. Книжка символизирует,что экологию.

Взаимодействие педагогов с семьей по созданию волшебных героев на основе цилиндра для групповой сказкиВзаимодействие педагогов с семьей по созданию волшебных героев на основе цилиндра для групповой сказки Авторы: Клевцова, Чепига. Родители нашей старшей речевой группы "Фантазеры" являются постоянными участниками образовательно - воспитательного.

Экологические макетыЭкологические макеты В своей работе с детьми я использую экологические макеты, которые мы изготовили своими руками совместно с воспитанниками. Макеты используются,.

Экологические знаки на нашей площадке. Мастер-классЭкологические знаки на нашей площадке. Мастер-класс В рамках экологического проекта о насекомых мы с ребятами решили создать экологические знаки, при помощи которых дети научатся правильно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер класс для педагогов «Экологические сказки»
Опубликовано: 19 ноября 2022 в 18:38
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД