Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «Теоретические основы методики развития речи детей дошкольного возраста»

Мамедова Оксана Валерьевна
Мастер-класс для педагогов «Теоретические основы методики развития речи детей дошкольного возраста»

Добрый день уважаемые коллеги!

Я рада вас приветствовать на нашем мастер-классе.

Ритуал «Приветствие».

Звучит музыка,педагоги стоя в кругу передают друг ругу как приветствие какое - нибудь движение (прыжок, хлопок, воздушный поцелуй и т. д.).

Тема нашей встречи «Теоретические основы методики развития речи дошкольников»

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Теоретические основы методики развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Сегодня мне хотелось не просто рассказать, а показать, и дать возможность практически опробовать некоторые методические приемы, которые используют в работе с детьми.

Прекрасная речь когда она ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток, и восклицать:

«О, как же ты красива!»

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем:

- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

- Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений.

- Несформированность грамматического строя речи

- Нарушение звукопроизношения.

- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

- Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

- Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

- Плохая дикция.

Поэтому перед нами, педагогами, стоит важная задача, как научит детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать то различных событиях из окружающей жизни.

И для начала проведем блиц опрос.

1. Перед вами таблица, которую необходимо заполнить, с этапами развития методики речи дошкольников в России и направлениями изысканий в данной области.

2. Назовите основные задачи по развитию речи

3. Назовите методы развития речи.

4. Назовите формы речи (диалогическая и монологическая)

5. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

6. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

7. Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине. (образец воспитателя)

Остановимся подробнее на методике рассказывания по картине.

В результате обучения рассказыванию по картине, ребенок младшего и среднего возраста должен уметь составлять два различных рассказа: повествовательный и описательный. Рассмотрим два занятия по развитию речи с использованием одной демонстративной картины

Описательный рассказ.

«На картине мы видим лису с лисятами. В теплый летний день лисица лежит на летней поляне. Четверо маленьких лисят весело играют около нее. У лисы и ее детенышей белая грудка и черные лапки, а сами они рыжие. У них длинные пушистые хвосты, острые мордочки и зоркие глаза. Мама – лиса большая, а лисята поменьше.

Лиса смотрит, как играют ее дети. Один лисенок пригнулся и затих, он смотрит за маленьким серым мышонком. Два других отнимают друг друга птичье крыло.

Четвертый лисенок не играет, он сидит возле мамы и смотрит на них. За его спиной лисья нора, там живет вся его семья. Нора спрятана за листвой папоротника. Семейству лисы здесь очень нравиться»

Повествовательный рассказ.

«В летний солнечный день вышла погулять лиса со своими лисятами. У лисят была красивая рыжая мягкая шерсть, как у мамы, хвостики пушистые, грудки белые, лапки черные. Лисята очень любили играть друг с другом. Каждое утро они выходили из своей норы и находили интересные занятия для себя. Сегодня мама принесла с охоты крыло птицы, лисята с радостью стали с нм играть, отбирая т его друг у друга. Они представили, что это настоящая большая птица, а они охотники. Вдруг из травы выскочила мышка, ее заметил самый внимательный лисенок и побежал за ней. Мама наблюдала за своими лисятами и очень гордилась ими.»

По этой же картине можно провести еще одно занятие (творческое рассказывание)

Структура занятия по обучению рассказыванию по картине:

в младшем возрасте :

1) Предварительная беседа (напоминание)+потешки, стихи, сюр. моменты.

2) Рассматривание картины, небольшая пауза

3) Вопросы (Кто это? Что это? Что делают). Вопросы ставятся от основного объекта к второстепенным, раскрывая связи между ними.

4) Обобщающий рассказ педагога (2-3 пр.) После занятия картина остается еще в группе.

В среднем возрасте :

1) Вводная беседа

2) Рассматривание

3) Анализ картины по вопросам

4)Образец рассказа воспитателя (Послушайте, как я расскажу, а потом вы мне расскажете). Может быть использован частичный образец (Я начну, а вы будете продолжать)., использован прием совместной деятельности - совместный рассказ, рассказ по аналогии. В составлении сюжетного рассказа по картине может использоваться коллективное составление; составление рассказа по частям, в конце - обобщающий рассказ.

5)Предложение детям самостоятельно рассказать (к концу года до 5-6 пр.)

В старшем возрасте структура такая же, но добавляются в анализ

продуктивные вопросы, также детей стимулируют самих задавать вопросы

по картине. Используется прием рассказа по плану.

В процессе обучения детей дошкольного возраста по развитию речи используются разнообразные игровые приемы

Игра «Волшебные колечки» (мнемотехника)

Рассмотрим последовательность заучивания стихотворения с использованием пособия «Волшебные колечки».При подборе текста нужно выделить главные ключевые слова – опоры (слова-предметы, слова-действия, слова – признаки, на которые подбираются соответствующие колечки с картинками.

Ты скажи-ка, умница

Что же это?- Улица!

Интересная картина:

Вот автобус, вот машина,

Едет самосвал большой,

Вот идет трамвай с дугой,

По реке плывет «Ракета» -

Это транспорт, транспорт это!

На этом же этапе проводится работа по уточнению и расширению словаря. Чтение строки для каждой части сопровождается надеванием «колечка» на палец левой руки, начиная с мизинца с лева на право. Рука лежит на столе ладонью вниз. После прочтения воспитателем стихотворения, дети повторяют его самостоятельно с применением волшебных колечек

У лисы в лесу глухом

Есть нора – уютный дом.

Не страшны зимой метели

Белочки в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Спит в берлоге косолапый

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом

Всем тепло уютно в нем.

Игра «Шкатулка со сказками»(играющих – 8 человек)

В коробке лежат картинки сказочных персонажей. Участники достают из коробки картинки, по очереди придумывают, используя сказочных героев свою сказку. Первый участник сказал 2-3 предложения, следующий достает картинку и продолжает сказку.

Игра «Придумай необычное существо»

Нарисовать и рассказать о выдуманном персонаже.

Игра с мячом

Придумать прилагательные ассоциации : стол- (большой, деревянный, круглый) и т. д.

Игра «Черный ящик» (звучит музыка из что? Где? Когда)

В ящике два предмета которые необходимо «оживить» и создать между ними диалог. ( например : шляпа и башмак)

Благодаря таким играм у детей развивается диалогическая, монологическая речь пополняется словарный запас формируется грамматически правильная речь.

И в заключении ритуал «Прощание»

(Педагоги встают в круг и обнимают друг друга за талию)

Давай с тобой обнимемся

И над землей поднимемся,

Тепло сердец соединим,

И станем солнышком одним.

Публикации по теме:

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Консультация для родителей «Поговорим о проблемах развития речи детей дошкольного возраста» Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей»Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей» Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей».Лариса Гацко. Блог. Цель мастер-класса:.

Мастер-класс для развития творчества у педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Пластилиновые фантазии»Мастер-класс для развития творчества у педагогов и детей старшего дошкольного возраста «Пластилиновые фантазии» Цель: учить развивать творчество и фантазию педагогов посредством применения необычных способов работы с пластилином. Материалы: наборы.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки» Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки. Внимание к вопросам речевого развития мы находим.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Специальные методики для развития внимания у детей дошкольного возрастаСпециальные методики для развития внимания у детей дошкольного возраста Уровень успешности ребенка зависит от степени его внимания. Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности.

Библиотека изображений:

Публикация Мастер-класс для педагогов «Теоретические основы методики развития речи детей дошкольного возраста» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Мамедова Оксана Валерьевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Теоретические основы методики развития речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 5 марта 2020 в 16:04
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД