Лучший педагог года

Мастер-класс для педагогов «Развиваем речь с помощью нетрадиционных пальчиковых игр»

Прокопенко Юлия Петровна
Мастер-класс для педагогов «Развиваем речь с помощью нетрадиционных пальчиковых игр»

Цель: Познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр.

Задачи:

1. Дать представление об эффективных методах использования пальчиковых игр в жизни ребёнка.

2. Обучить этапам разучивания пальчиковых игр, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Повысить мотивацию участников мастер-класса применять полученные знания в совместной деятельности с детьми.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развиваем речь с помощью нетрадиционных пальчиковых игр“» размещена в разделах

Оборудование: массажные мячики и мячики СУ-Джок, пуговицы, платочки кинетический песок, крышечки от бутылок, бельевые прищепки, карандаши, счётные палочки, бусины, грецкие орехи, зуб. щётки.

Предлагаю Вам встать в круг и поприветствовать друг друга.

Приветствие

Я твой друг и ты мой друг.

Вместе встали дружно в круг.

Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

Улыбнись соседу справа, а теперь соседу слева.

Руку дай соседу справа, а теперь соседу слева.

Обними соседа справа. Обними соседа слева.

Ущипни соседа справа, а теперь соседа слева.

Он такой хороший! (поднимаем правую руку над головой и гладим по голове соседа справа)

Я такой хороший! (гладим себя)

-Здравствуйте уважаемые педагоги, рада видеть вас на моём мастер-классе. -Сегодня мы с вами поговорим о развитии речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр.

-Вначале я хочу спросить у вас: что развивают пальчиковые игры и для чего они нужны? (ответы).

-Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит, т. к. двигательные и речевые центры в коре головного мозга располагаются рядышком и влияют друг на друга. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные: пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без; игры- конструкторы, мозаика, шнуровка, игры с вкладышами и т. д. ; кукольные театры: пальчиковый, перчаточный, театр теней; игры с бумагой, песком, водой, крупами; лепка из глины, теста, пластилина; игры на развитие тактильных ощущений «гладкое – шершавое», «чудесный мешочек» и т. д.

Нетрадиционные: самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками; пальчиковые игры, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

-Предлагаю вашему вниманию некоторые из игр, которые я использую в работе с детьми, а вы их можете применить в практике.

-При развитии мелкой моторики очень эффективны пальчиковые игры с элементами самомассажа.

Массаж шестигранными карандашами.

Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания,

снимают напряжение.

«Добывание огня»

Положить карандаш на одну ладошку и накрыть его другой.

Прокатывать его между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям.

«Вертолёт»

Взять карандаш тремя пальцами. Покрутить его. Пусть он вращается быстро-быстро, как винт вертолёта!

«Отправляется в полет.

Наш красавец вертолёт!»

Массаж различными предметами из бросового и природного материала. Перебирание «четок», бус, ракушек и т. п. развивает пальцы, успокаивает нервы, развивает речь детей.

Считать количество «бус» (в прямом и обратном порядке).

Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала.

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю.

Игра с мячиками

Для этого мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику):

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку. (гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну (повторяем то же самое другой рукой).

Игра с массажным мячиком и кольцом «Су-джок»

Применение су-джок массажёров способствует речевой активности, повышает физическую и умственную работоспособность детей. Внутри шариков «каштанов» находятся колечки, сделанные из металлической проволоки. Кольцо надевается на палец руки и прокатывается либо по всему пальцу, либо по его части.

«Пальчики - мальчики»

Поочередно надевать массажные кольца на каждый палец, разгибать пальцы по одному.

Раз – два – три – четыре – пять вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

«Зайки»

На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/

И катались по траве, /катать вперед – назад/

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/

Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/

Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/

Самомассаж шишками

«Ёжики»

Шишки, словно ёжики,

Колются чуть – чуть.

Покатать в ладошках

Шишку не забудь.

Игра с грецким орехом «Я катаю мой орех»

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

Я орех качу качу, свои пальчики учу,

Если будут слушаться, всё у них получится!

«Орехи»

Дети берут указательным и большим пальцем правой руки грецкий орех, удерживают его в таком положении. Затем то же самое -левой рукой.

Научился два ореха

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

Пальчиковая игра «Балеринки»:

Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперед шагнули. Смена рук

И пошли по переулку

На веселую прогулку. Смена рук

Пальцы – словно балеринки,

Но одетые в ботинки. Смена рук

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко.

Игры с использованием прищепок

В таких играх развивается мелкая моторика, что в свою очередь помогает в развитии речи.

«Котёнок кусака»

Кусается больно котенок-малыш,

Он думает это не палец, а мышь,

Но я же играю с тобою, глупышь,

А будешь кусаться – скажу тебе «кышь»!

Поочередно «кусать» прищепкой ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишия – смена рук.

Очень интересно с детьми играть в игры, где с помощью прищепок можно прикрепить лучики солнышку, вырезанному из картона, «приделывать иголки» ежу и другое.

Игры со счётными палочками.

Предложите ребенку собрать счетные палочки одними и теми же пальцами разных рук: двумя указательными, двумя средними, двумя безымянными, двумя мизинцами (на каждую строчку по одной палочке)

Очень длинный клюв у цапли,

Вы длинней найдёте вряд ли.

Клювом меряться пришли

Аисты и журавли

Игры с пуговицами

Нашиваем на плотный материал 16 пуговиц по 8 в два ряда. Ребёнок «ходит» по ним указательными и средними пальцами обеих рук, наступая на пуговицы на каждый ударный слог.

«Пальцеход

Ходит цапля по болоту

На прогулку, на работу

–Очень нужно цапле там

Взять еду своим птенцам

А также пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

Игра с использованием платочка

Берем небольшой платок за угол и показываем, как целиком собрать его в ладонь.

«Проглот»

Это удобней делать на столе, не отрывая основания ладони.

У меня живот проглот.

Скушал весь платок и вот,

Сразу стало у проглота

Брюхо, как у бегемота.

Игра с использованием зубной щётки

«Весёлые человечки»

На первые 4 строчки раскрываем и закрываем ладошки, дальше по тексту

Утром пальчики проснулись,

Потянулись и встряхнулись.

Крепко-крепко обнялись,

За работу принялись.

Взяли щеточку скорей,

Чтобы быть нам здоровей.

Бежали мимо речки смешные человечки. (гладим ладошку щеточкой)

Прыгали, скакали (удары по каждому пальчику)

Солнышко встречали. (рисуем круг на ладошке)

Забрались на мостик, (щеточку не отрывая вести на верхнюю часть ладошки)

Забивали гвоздик. (стучим по косточкам щеткой другой стороной)

А потом бултых в речку

Где же человечки? (спрятать щеточку в кулачек).

-И в завершении хотелось бы сказать словами В. А. Сухомлинского: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Публикации по теме:

Фотоотчет «Рисуем пластилином — развиваем речь»Фотоотчет «Рисуем пластилином — развиваем речь» «Удод – птица 2016 года» Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению.

Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста «Развиваем речь детей по теме «Дикие животные лесов» Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста: «Развиваем речь детей по теме: «Дикие животные лесов». Дети должны знать:.

Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности»Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности» Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности» К 5 годам у детей отмечается существенное улучшение.

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка» В последнее время в практике логопедов встречается все большее число детей с речевыми проблемами. Зачастую родители считают: «Вот одам ребенка.

Лэпбук «Развиваем речь»Лэпбук «Развиваем речь» Уважаемые педагоги, хочу предложить вашему вниманию лэпбук по развитию речи. Лэпбук – «Развиваем речь» - это функциональная, интерактивная.

Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь» Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»Цель мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности воспитателей.

Мастер-класс по сборке лэпбука «Развиваем речь»Мастер-класс по сборке лэпбука «Развиваем речь» Развитие речи, несомненно, тесно связано с общим развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. И многие игры, направленные.

Проект «Развивая руки — развиваем речь» Паспорт проекта «Развивая руки – развиваем речь». Автор проекта: воспитатель Хлебородова Светлана Владимировна. Тип проекта: игровой, развивающий.

С пальчиками играем — речь развиваемС пальчиками играем — речь развиваем Массаж кистей и пальцев рук с помощью массажной щётки «Здравствуй правая (левая) рука» Здравствуй, правая рука! Педагог берёт правую.

Библиотека изображений:

Публикация Мастер-класс для педагогов «Развиваем речь с помощью нетрадиционных пальчиковых игр» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Прокопенко Юлия Петровна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Развиваем речь с помощью нетрадиционных пальчиковых игр»
Опубликовано: 17 сентября 2023 в 17:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД