Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «Развитие фонематического слуха посредством игровых упражнений»

Ольга Сафиуллина
Мастер-класс для педагогов «Развитие фонематического слуха посредством игровых упражнений»

Развитие фонематического слуха посредством игровых упражнений

Цель мастер–класса: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по проблеме развития фонематических процессов детей дошкольного возраста средствами игровых приемов.

Задачи:

1. Создать условия для профессионального роста воспитателей.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие фонематического слуха посредством игровых упражнений“» размещена в разделах

2. Дать практические советы и рекомендации для создания условий формирования у детей фонематического слуха.

3. Помочь педагогам правильно организовать в условиях ДОУ игры по развитию фонематического восприятия.

Материалы: игры на развитие фонематического слуха, презентация, буклеты.

Педагоги выполняют роль детей

Ход мастер – класса:

I. Организационный момент.

Приветствие педагогов. Представление темы мастер-класса.

Мы сегодня с вами разберем такие вопросы, как:

Что такое фонематический слух и каким образом он влияет на развитие речи?

В чем проявляется несформированность фонематического слуха?

Возрастные нормы развития фонематического слуха

Этапы развития фонематического слуха

Направления работы и примеры игр по формированию фонематического слуха

II.Теоретическая часть.

С каждым годом увеличивается число детей, имеющих те или иные нарушения речи. Справиться с этой проблемой можно только, объединив все усилия – учителя-логопеда, педагогов ДОУ и родителей, а в некоторых случаях медицинских специалистов (таких как: невролог, лор, стоматолог, педиатр).

Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм родного языка.

Как вы думаете - Что такое фонематический слух?

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Если речь ребенка после трех-четырех лет невнятная, ему трудно произносить слова, состоящие более чем из двух слогов, он заменяет или путает звуки в слогах, можно говорить о несформированности фонематического слуха.

Фонематический слух – это способность человека воспринимать на слух, различать и анализировать фонемы (звуки речи).

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребёнок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.

Возрастные нормы развития фонематического слуха

В 2 мес. Ребенок успокаивается, когда слышит голос матери, начинает прислушиваться к более тихим шумам.

В 3 мес. без труда отыскивает взглядом источник звука, появляется эмоционально-двигательная реакция. С удовольствием слушает музыку.

С 4 мес. начинает подражать звукам.

К 6 мес. различает свое имя.

К концу 1 года жизни различает частоупотребляемые слова.

На 2 году ребенок может различать все звуки родного языка. Понимает и реагирует на слова, отличающиеся 1 фонемой (мишка – миска). К концу 2 года слышит неправильный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

В 3 года может определить неверно произнесенный звук в собственной речи. (Этот навык необходим для овладения правильным звукопроизношением).

В 4 года владеет навыком различения схожих фонем на слух и в собственном произношении. (А это необходимо для успешного освоения чтения и письма)

В пять лет дошкольник должен научиться произносить все без исключения звуки правильно, слышать слоговое построение слова и точно воспроизводить его.

Нарушение норм произношения – это серьезный дефект, который в логопедической практике называется фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Зачем развивать фонематический слух?

При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно.

Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.

Как развить фонематический слух?

Поэтому не случайно работе по развитию фонематических процессов уделяется много времени. И сегодня мы с вами познакомимся и поиграем в игры, которые способствуют развитию и становлению фонематических процессов.

Что же помогает развитию фонематического слуха?

III. Практическая часть.

Методика строится на последовательной отработке шести этапов:

1. Узнавание неречевых звуков

2. Различение высоты, силы, тембра голоса, на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз

3. Различение слов, близких по звуковому составу

4. Различение слогов

5. Различение фонем

6. Формирование навыков элементарного звукового  анализа

1 этап - Узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

На cамых первых занятиях можно предложить детям закрыть глазки и послушать звуки за окном (мы используем на своих занятиях генератор звуков): что шумит? (ветер, что гудит? (машина, кто кричит? (ворона, кто разговаривает? (дети). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора (скрип двери, шаги, соседней группы (смех, кашель, пение, чихание) и т. д.

1 «Отгадай, что звучит?»

На столе несколько звучащих игрушек. Сначала мы просим ребенка внимательно послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем предлагается на слух, без зрительной опоры (ребенок отворачивается или закрываем предметы ширмой) определить, что звучит. Постепенно увеличиваем кол-во игрушек.

2 «Что сначала? Что потом?»

Сначала знакомим со звучанием каждого предмета. Ребенок отворачивается взрослый играет, проговаривая: «Сначала играю на, потом на …». Задача ребенка повторить последовательность.

3 «Радисты»

Повторить отхлопанный (отстуканный) ритм. Можно использовать зрительную опору. Постепенно ритмический рисунок усложняется, а зрительная опора убирается.

4 «Шумовые коробочки»

Для начала мы знакомим детей со всеми шумовыми коробочками. Вместе исследуем звучание каждой из них. Обращаем внимание детей на то, что все коробочки звучат по-разному. После того как дети познакомятся со звучанием каждой из шумовых коробочек, можно начинать собственно развивающую игру – позвените одной из коробочек и предложите детям найти коробочку с точно таким же звуком.

II этап работы

На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр.

1 «Далеко – близко»

Педагоги по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: дети зовут водящего («Ау!»).

А начиная со средней возрастной группы игра еще усложняется. Последний вариант усложнения этой игры состоит в том, что водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится. Затем каждый ребенок по очереди произносит «Ау!» то громко, то тихо – в зависимости от того, что скажет педагог («Далеко ушел в лес». Или: «Близко зовет, от самой опушки»).

2 «Три медведя»

Перед детьми выставляем картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произнося соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

3 «Животные и их детёныши»

Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Произношу каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку. Другой вариант – я показываю картинку, а ребенок изображает голосом животное.

III этап работы

На занятиях третьего этапа дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

1. Игра

Перед детьми красный и зеленый кружки. Предлагаю, услышав правильное название изображенного на картинке предмета, поднять зеленый кружок, не правильный – красный.

2. «Незнайка запутался».

История про Незнайку, который нашел много картинок и никак не может отобрать из них те, которые ему необходимы. предлагаю дятям помочь Незнайке и раскладываю на столе картинки (лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка и т. д.). Первое задание: разложить по парочкам картинки с изображенными на них предметами, которые произносятся похоже. второе задание: выбрать из определенной группы картинок ту, которая нужна Незнайке (называю 1предмет из пары).

3. «Лишнее слово».

Четко произношу слова и предлагаю детям назвать слово, отличающееся от остальных:

канава, канава, какао, канава утенок, котенок, утенок, утенок

ком, ком, кот, ком минута, монета, минута, минута

винт, винт, винт, бинт дудка, будка, будка, будка

4. «Поэт»

Читаю двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагаю ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных:

Шепчет ночью мне на ушко сказки разные. (перина, подушка, рубашка).

Без ключа, ты мне поверь, не откроешь эту. (тумбочку, дверь, книгу).

От грязнули даже стол поздним вечером. (сбежал, ушел, ускакал).

Серый волк в густом лесу встретил рыжую. (лису, белку).

IV этап работы

На 4 этапе дети оказываются подготовленными к тому, чтобы учиться различать слоги.

1 «Слоговые песенки»

Белочка решила научить всех зверей в лесу правильно произносить ее любимый звук. Для этого она придумала слоговые песенки. Слушай внимательно и повторяй вместе с белочкой. ба-ба-ба, ба-бы-бо

2 «Поймай слог»

Называю слоги, задача детей «поймать» (хлопнуть в ладоши) слог ДА.

3 Упражнение «Колечко»

Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном порядке каждой рукой отдельно, затем двумя руками сразу, произнося слоги: ба-бо-бу-бы и т. д.

V этап работы

На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

1 «Покажи картинку»

Раздаю детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняю: «Поезд гудит: у – у – у», «Девочка плачет: а – а – а» и т. д. Затем попеременно произношу эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а, или у – у – у – у или и-и-и. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки.

Затем эта игра должна усложняться следующим образом:

1) Взрослый произносит эти звуки кратко: а, и, у.

2) Детям раздаются вместо картинок жетоны трех цветов. Воспитатель объясняет детям, что красный, например, соответствует звуку [а], желтый – звуку [и], зеленый – звуку [у]. можно выложить дорожку из карточек и пропеть ее.

2 «Угадай, кто (что) это был (о?»

Детям предлагаются картинки-образы или игрушки, каждой из них присваивается определенное звучание (например, корова – мычит м м м, тигр – рычит р р р, пчела – жужжит ж ж ж). Длительно (в усложненном варианте – кратко) произношу какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был, поднимая при этом соответствующую картинку.

3 «Найди одинаковый звук»

Произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук: сова, косы, нос – С

4 «Выбери правильно»

Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук.

VI этап работы

Задачей последнего шестого этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного звукового анализа.

Начинается эта работа с обучения детей определять количество слогов в слове, уметь изобразить хлопками двух- и трехсложные слова. Далее дети учатся анализировать гласные звуки, выполняя упражнения.

1 «Спой начало»

Узнавание и выделение гласного в начале слова: ууулица – У.

2 «Назови конец»

Выделение согласного звука в конце слова: кот – Т

3 «Назови по порядку»

Полный звукослоговой анализ слова: РАК – Р, А, К.

4 «Красный, синий и зеленый»

Обучающий называет звук, а ребёнок в ответ показывает фишку: Б – синюю, И – красную, Л’ - зеленую и т. д.

5 «Найди синий домик»

Дети закрывают синими фишками все согласные звуки: дом – Д, М; только заданный согласный, например М в словах: ум, мы, дом, мох.

6 «Слово рассыпалось»

Произносятся три звука, например, С, О, К. Так как к этому времени дети уже обычно знают буквы, они быстро составляют слово – СОК.

- Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам использование в своей работе разнообразных игр для развития одной из важных составляющих речи – фонематических процессов. Как вы понимаете, это только вершки игр и упражнений по развитию фонематических процессов. Еще, я хотела бы поделиться с вами пособиями по данной теме.

Рефлексия

- А сейчас я попрошу вас… Запишите в столбик свое впечатление о мастер-классе в виде 4 фраз: Х – что было хорошего; И – что было интересно; М – что мешало работе; С – что взял бы с собой.

Затем листочки вывешиваются на доску.

Благодарю всех за внимание и участие в нашем мастер-классе

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры для развития фонематического слуха Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Мастер-класс для педагогов «Развитие двигательных способностей и физических качеств посредством новых вариантов игр»Мастер-класс для педагогов «Развитие двигательных способностей и физических качеств посредством новых вариантов игр» МБДОУ «ЦРР – Д/С №73» города Ставрополя, 2019 год Воспитатель по физическому развитию Семёнова О. Е. Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю.

Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр и упражненийРазвитие мелкой моторики посредством дидактических игр и упражнений Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры и упражнения». Актуальность. Уже в девятнадцатом веке учёными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Развитие фонематического слуха посредством игровых упражнений»
Опубликовано: 24 января 2024 в 20:46
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Развитие фонематического слуха посредством игровых упражнений»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Сафиуллина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД