Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «Показываем детям сказку с помощью «столика сказок»

Бобылева Анна Александровна
Мастер-класс для педагогов «Показываем детям сказку с помощью «столика сказок»

Цель: Повысить профессиональную компетентность, творческий потенциал педагогов.

Задачи:

- познакомить педагогов с видом показа сказок – «Столиком сказок»;

-рассказать о методах и приемах работы со «Столиком сказок»;

- научить делать простейшие атрибуты и декорации, для использования в показе сказки.

- предложить педагогам материал со сценариями сказок для работы с детьми.

Ход МК:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы начинаем наш мастер-класс.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Показываем детям сказку с помощью „столика сказок“» размещена в разделах

Сегодня, я хочу вас познакомить с одним из наиболее простых по техническому решению и удобных для восприятия дошкольниками видом показа сказки – «Столиком сказок». Эту идею я позаимствовала у режиссера, кандидата культурологии, автора книги «Введение в традицию» Анастасии Абрамовой. «Введение в традицию» - это программа студийных занятий с детьми, которая создавалась педагогическим коллективом семейного центра «Рождество». Одним из модулей этой программы является модуль «Сказка», но не просто сказка, а сказка рассказанная педагогом с куклами на «столике сказок».

Воспитатель выступает в роли сказителя, а дети слушатели. Такая модель «Сказитель – слушатель» может быть использована в работе с детьми разных возрастных групп. От выбора сказки зависит возраст аудитории. Если мы говорим о привлечении детей к показу сказки, то это немножко другая форма – это уже театр, постановка, это требует других усилий: ролей, репетиций, договоренностей о том кто, что играет или какими куклами управляет. Эта форма работы более сложная, очень любимая детьми, традиционная. (Можно использовать с детьми старшего дошкольного возраста, тогда дети сами могут придумать сказку, изготовить к ней декорации и атрибуты).

Что необходимо для того, чтобы наша сказка состоялась:

- выбрать сказку;

Выбор сказки обусловливается, во-первых, значимостью темы дня, недели или содержанием какого-то недавно проведенного занятия, праздника; во-вторых, сюжетными или композиционными особенностями, определяющими саму возможность показа сказки не всякую сказку нужно и можно показывать – в частности, количество персонажей должно соответствовать возможностям управления ими одним человеком – «сказителем». Длинные волшебные сказки, былины, сказания лучше оставить для чтения или для театральной постановки к какому-то празднику

- небольшой журнальный или обычный столик;

На котором, с помощью ряда деталей выстроен необходимый к сказке интерьер, передающий особенности места, обстоятельств, атмосферы, в которой происходит действие.

Накроем столик тканью, цвет которой соответствует предполагаемому календарному времени действия сказки (это могут быть лоскутки различного материала, вуалька, синтепон, вата и др., можно, если это необходимо, создать рельеф: возвышений, углублений, ровной поверхности с помощью предметов, подкладываемых под ткани на столике;

- подготовим необходимый к сказке интерьер, используя простейшие декорации, в которых разыгрывается кукольная сказка; изготовление предметов интерьера не требует особого мастерства, все детали воспроизводятся с большой долей условности.

Незаменимый образец декораций – коробка. Ее можно превратить в любую постройку. Например, в дом. Дом – неотъемлемая часть показа сказки в любом театре. Берем коробку, окрашиваем ее внутри – получаются стены. Прорезали окошечко, повесили занавеску. Декорация готова.

Очень хорош принцип коробки-перевертыша. Действие разыгрывается сначала на улице, а потом коробка переворачивается, и мы оказываемся в доме. Получается такая маленькая условность.

Можно еще одним способом сделать сказочный домик. За основу берется все та же коробка. Мы оставляем у этой коробки только две стены. Одну мы оставляем сплошной, на другой стене прорезаем окна и прикрепляем тканевые занавесочки. А вот другие стены абсолютно отсутствуют, и нас это совершенно не смущает, поскольку коробка, у которой чуть едва-едва декорированы две стены – замечательная, универсальная декорация, очень удобная для показа сказки на столе. Для крыши используем накопленные кусочки материала, Этого будет достаточно. Бывает, что сказка разыгрывается в разных временных действиях (осень зима весна сказка получает огромное временное продолжение). Мы используем тот же самый принцип перевертыша. Заходим в домик – перевертыш, там пока ничего нет. Мы должны подготовить это внутреннее пространство. И оно готовится очень быстро. Застилаем полы, делаем лавки из коробок, деталей деревянного конструктора. Можно использовать деревянные спилы разного диаметра и высоты. Они будут обозначать стол и стулья. 1-2 маленьких глиняных горшочка «служат» посудой

Свеча на подставке или маленький светодиодный фонарик может быть костром, огнем в печи, источником света, предваряющим, например, появление особо важных персонажей, с той же целью можно использовать луч диапроектора.

Помимо строений в сказке большую роль играют и другие детали – это деревья, кустарники. И чтобы нам сделать выразительный лес, тоже можно использовать платки. Это более сложная конструкция с деревьями. Основа с зафиксированным стволом дерева (веточка средних размеров). Опять же в зависимости от времени года покрываем ствол материалом соответствующего цвета.

Дети очень хорошо приобщаются к сказке через визуальные наглядные образы. Это куклы сказочных персонажей, которые переходят из сказки в сказку. Их главная ценность в том, что они сначала участвуют в кукольном представлении, а потом продолжают свое существование в качестве игрушек и дети просто ими играют.

- кукол можно изготовить самостоятельно или специально подобрать уже имеющихся, но мне нравится идея, что героями сказок могут быть тряпичные куклы, сшитые своими руками. После показа сказки они могут занять место среди игрушек детей. Для кукольного спектакля могут также подойти и обычные, и традиционные деревянные, глиняные, вылепленные из пластилина, однако, в отличие от сшитых, будут нести, лишь декоративную функцию.

Куклы должны быть не очень высокими, устойчивыми, где-то размером с ладонь. Облик куклы должен отражать черты сказочного персонажа. При изготовлении зверей к сказкам важно ориентироваться на «природосообразные черты»: своим обликом кукольные звери должны походить на своих сородичей (за исключением размера). Количество персонажей должно соответствовать возможностям управления ими одним человеком.

- все декорации и атрибуты подготавливаются заранее, до начала показа сказки, накрываются легкой тканью, которая скроет приготовленное от преждевременного любопытства детей;

- сказителю остается занять место за «столиком сказки» и перемещать кукольных персонажей в выстроенном интерьере в зависимости от происходящих событий.

Есть несколько правил, которые нужно соблюдать, при показе сказки.

Сказку должно быть видно. Не думайте, что это очевидно, сказку бывает не видно, например, если стол слишком высок и сказитель подготовив все, чтобы сказка просияла, не учел обстоятельства, что возраст наших детей и место которое они займут, глядя на сказочное действие, сделает совершенно необозримыми для них сказочных персонажей. Второй важный момент – это то, как вы расположили простейшие декорации. Если вы их расположили по углам стола, а сказочное действие происходит посередине, то увидит то, что происходит на столике тот, кто сидит по центру, поэтому принцип сказку должно быть видно учитывает и рациональное расположение декораций. Они всегда должны быть на заднем плане, а площадка для рассказывания сказки – на переднем.

Сказку нужно рассказывать, закатав рукава. Это правило закатанных рукавов. Почему оно такое важное. Декорации на заднем плане, мы в свитере и все декорации повисли у нас на рукавах.

Сказку должно быть слышно.

В нашем случае, сказитель не скрыт от глаз детей, он является главным действующим лицом, не кукла, а сказитель, который лишь с помощью кукол иллюстрирует происходящее действие. Это значит, что сказитель при показе сказки должен помнить очень главное правило выразительной речи – к кому речь веду, на того и смотрю. И речь сказитель ведет не к кукле, не к столу, не к потолку, а к кому? К детям. Он непосредственно общается с ними, он ждет от них реакции, обращается к ним.

Если сказка показывается не самостоятельно, а в комплексе какого-то занятия, то от предыдущей части структурного занятия сказку отделяет присказка – мостик в особый сказочный мир. Это может быть песенка, которую педагог запевает перед столиком сказок: «Сказка, приходи мы хотим тебя послушать» или «Наша свечка гори, сказка в гости приходи, сказка в гости приходи», или небольшое стихотворение.

Сказка «Рождественская елочка».

Столик накрыт белым синтепоном или тканью. На столе размещают маленькую елочку. Все накрывается прозрачной тканью.

Сказитель.

За высокими горами показываем высоко руками горы

За широкими полями руки в стороны

Стоит терем-теремок ладони домиком

Из трубы идет дымок мизинчик немного в сторону

На дверях весит замок левую руку в кулак

Взяли ключик указательный палец правой руки

Повертели, покрутили имитируем открывание замка ключом

И замочек тот открыли руки разводим в стороны

Сказку в гости пригласили

Воспитатель садится за «столик сказок»

Сказитель

Жила - была елочка- колючая иголочка. Росла она на большой полянке. И вот однажды, в небе загорелась большая, яркая звезда.

Зажигается маленький светодиодный фонарик, потом кладется с краю на стол

Летела мимо птичка.

Птичка на веревочке.

- Чив-чив, чив-чив.

Летела, летела и на елочку села отдохнуть.

Чив-чив, чив-чив.

Села и песню запела: «Чив-чив-чив, чив-чив-чив!»

Елочка у нее спрашивает:

- Птичка, птичка, куда ты летишь? Куда ты спешишь?

- Чив-чив, я вижу звезду. Я лечу поклониться младенцу Христу! Младенец родился, только вот я не знаю, что ему подарить. Ничего у меня нет!

Елочка говорит:

- Ты так красиво поешь, у тебя такая хорошая песенка! Ты споешь ее младенцу, он услышит и порадуется.

- Да, елочка, ты права! Чив-чив!

И полетела.

Птичку убрать.

Осталась на полянке елочка одна-оденешенька. Скакал мимо заяц. Скакал, скакал, спешил – сугробы перепрыгивал. Скакал, скакал и решил под елкой отдохнуть.

Зайка, зайка. Ты куда бежишь, куда спешишь? - Спрашивает елка.

Я вижу звезду, я скачу поклониться младенцу Христу, только вот не знаю, что же мне ему подарить. Ничего у меня нет!

А елочка и говорит:

- У тебя такие мягкие уши. Они такие нежные, теплые. Младенец их потрогает и порадуется.

- Точно! Большое спасибо тебе елочка! – обрадовался заяц и поскакал дальше.

Осталась елочка опять одна. Очень грустно ей стало. Я тоже хочу порадоваться младенцу Христу. Но что же я ему подарю, у меня только иголки колючие, ничего у меня нет.

И тут спустилась с неба звезда

Одной рукой сказитель звенит колокольчиком, другой украшает елочку игрушечными звездами

А за ней еще одна, и еще, и еще. И все звезды спустились, украсили елку серебряным светом,

Вешаются бусы

прекрасным блеском. Елочка заискрилась и засияла, стала нарядной.

Вот как замечательно, теперь я тоже могу порадовать младенца Христа. Посмотрит на меня и порадуется.

Вот так и люди стали елку наряжать к Рождеству подарки друг другу готовить и дарить.

Вот и сказки конец, а кто слушал молодец, а кто слушал молодец.

Накрывается все тканью полупрозрачной, последняя фраза поется.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

«Мечтайте дети обо всем на свете». Читайте детям добрую сказку Как интересно в жизни Появился у нас интернет, Можно писать ответ, Можно теперь на конкурс Работы свои отправлять, А если придет вдохновение.

Фотоотчет о досуговом мероприятии «По страницам любимых сказок» в центре помощи семье и детямФотоотчет о досуговом мероприятии «По страницам любимых сказок» в центре помощи семье и детям В ГБУСО «Центр социальной помощи семье и детям Почепского района» стационарном отделении прошла квест - игра. Квест был посвящен русским.

Конспект мастер-класса для педагогов «Путешествие в страну сказок и фантазии»Конспект мастер-класса для педагогов «Путешествие в страну сказок и фантазии» Конспект мастер-класса для педагогов «Путешествие в страну сказок и фантазии» Цель: Формирование умений детей проводить элементарную инсценировку.

Консультация для педагогов «Автоматизация звуков в игровых упражнениях с помощью картинок»Консультация для педагогов «Автоматизация звуков в игровых упражнениях с помощью картинок» Автоматизация звука порой очень кропотливый процесс. Просто проговаривать речевой материал скучно. И не всегда можно предложить ребенку.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание детей ДОУ с помощью музыки»Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание детей ДОУ с помощью музыки» Патриот - это тот человек, который любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью театрализованной игры» Театрализованные игры очень помогают не только в развитии творческих способностей ребенка. но и способствуют познавательному развитию:.

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования с помощью поролоновой губки»Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования с помощью поролоновой губки» «Нетрадиционная техника рисования с помощью поролоновой губки" Выполнила: Титова Ольга Михайловна Москва -2020 г. Цель: расширить знания.

Мастер-класс по вязанию «Скатерть для кукольного столика»Мастер-класс по вязанию «Скатерть для кукольного столика» В ожидании детей (пока открыты только дежурные группы) можно навести уют в групповой комнате. Например, связать крючком яркую красивую скатерть.

Театр в детском саду «Подарим детям сказку»Театр в детском саду «Подарим детям сказку» Детский сад, второй дом для детей. Дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, не похожим на другие. Руками воспитателей и родителей.

Библиотека изображений:

Публикация Мастер-класс для педагогов «Показываем детям сказку с помощью «столика сказок» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Бобылева Анна Александровна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Показываем детям сказку с помощью «столика сказок»
Опубликовано: 8 апреля 2023 в 20:44
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД