Лучший педагог года

Мастер-класс для педагогов по опытно-экспериментальной деятельности детям дошкольного возраста

Елена
Мастер-класс для педагогов по опытно-экспериментальной деятельности детям дошкольного возраста

Цель: создание условий для повышения уровня знаний и умений педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.

Задачи:

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Предварительная работа: анкетирование педагогов.

Публикация «Мастер-класс для педагогов по опытно-экспериментальной деятельности детям дошкольного возраста» размещена в разделах

Оборудование и материалы: ИКТ-экран, цветы лотоса из бумаги для опыта, маленький тазик с водой, салфетки белые, фломастеры по цвету радуги, плоская тарелка с водой, тарелка, молоко, пищевые красители, моющее средство, ватные палочки, цветы лотоса для рефлексии.

Вводная часть:

Добрый день коллеги. Я рада приветствовать вас на своем мастер-классе. Но для начала давайте с вами поприветствуем друг друга. Каждый участник по кругу должен поздороваться с соседом используя какое-либо свое невербальное приветствие. Это может быть как бесконтактное приветствие (помахать рукой, кивнуть головой) так и контактное (пожать руку, обнять).

Сегодня мы с вами собрались обсудить вопрос, касающийся по итогам нашего анкетирования. Как вы помните мы с вами заполняли анкету, прошу обратить внимание на экран (слайд №3)

Теоретическая часть.

В каких видах деятельности можно использовать экспериментирование? Какие типы исследований используете вы в своей работе? Мы все знаем, что основной задачей является «творческий исследовательский характер». Так что же значит «творческий исследовательский характер»? И кто может ответить на ряд вопросов: что и как? Почему и зачем? Как ответить успеть всем детям? Что смешать? Как смешать? С чем смешать?

Если мы не будем развивать детей с помощью экспериментирования, у нас есть шансы:

• не развивать детское творчество;

• они не смогут полностью получить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях;

• до конца не сможем развивать мыслительные процессы;

• не сможем достаточно накопить фонд умственных приемов и операций;

• не смогут научиться анализировать и сделать выводы итд итп.

Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.

Практическая значимость.

Данный мастер – класс может быть интересен и педагогам, использующим экспериментирование в своей работе, возможно, они найдут для себя что-то новое, и не использующим в своей работе экспериментальную деятельность, так как поймут насколько это интересно и увлекательно.

Практическая часть

Сегодня я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, а так же, как при помощи совместной деятельности найти ответы на многие детские вопросы.

Вы, наверное, помните лягушку из произведения Всеволода Гаршина «Лягушка - путешественница». Сегодня я предлагаю вам, уважаемые коллеги, придумать историю о том, что же с ней произошло дальше. И для этого мне необходимо три желающих, перед вами три стола с различными материалами и схемами вашей работы, кто и сколько человек будет работать за каждым столом. А для того, чтобы вам было не так страшно придумать продолжение для произведения, я предлагаю вашему вниманию небольшое вступление.

Так как лягушка была очень любопытная, то захотела вновь отправиться в путешествие. Но на этот раз она решила далеко от пруда не улетать, а понаблюдать за красотой этого мира рядом с домом (на экране изображение пруда и лягушки).

Опыт 1.

Оборудование: цветы из белой бумаги с длинными лепестками, которые закручены к центру при помощи карандаша, тазик с водой.

Опустите кувшинки на воду. Что происходит? (Лепестки цветов «распускаются»). Почему?

Вывод. Бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки «распускаются».

Но тут вдруг подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь.

Прошло немного времени, и дождь закончился, и на небе появилась радуга.

Все вокруг лягушке было интересно, но жаль, не было рядом друга, с которым она могла бы поделиться своими открытиями. И она решила его нарисовать, и назвать его Капитошкой.

Опыт 2.

Оборудование: салфетки белые, фломастеры желательно по цветам радуги, тарелки, вода

От края полоски отступаем 4-5 см, и фломастерами рисуем небольшие точки (или полоски, располагая цвета друг за другом как на радуге.

Теперь салфетку погружаем в стакан с водой вниз точками, так, чтобы точки воды не касались.

И наблюдаем, что получается. Радуга, получилась у нас! Красота!

Вывод: по шероховатой поверхности салфетки вода может подняться наверх. Шероховатость послужила, как лестница.

Лягушке и ее другу Капитошке захотелось устроить разноцветный праздник.

Опыт 3.

Оборудование: тарелка, молоко, пищевой краситель, моющее средство, ватная палочка.

Налейте молоко в тарелку. Добавьте в него по несколько капель пищевого красителя разных цветов. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства. Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Что происходит? (Молоко начинает двигаться, а цвета перемешиваться). Настоящий взрыв цвета в тарелки!

Как же получился взрыв цвета?

Вывод: Моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение.

Рефлексия.

При организации детской экспериментальной деятельности, постоянно возникают вопросы. А нужно ли это ребёнку сейчас? Какое дальнейшее применение этого он найдёт в обыденной жизни? Большинство ответов положительные. Значит, мы выбрали нужное и ценное содержание для своей работы. Ведь детские удивительные открытия находятся рядом. А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребенка к исследованиям и открытиям!

Пожалуйста поделитесь на лепестки кувшинок своим впечатлением. Вопрос:

Что я сегодня узнала?

Что для меня было интересно?

Что для меня было трудно?

Теперь я могу…

Я попробую…

Что меня удивило?

Публикации по теме:

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Мы поварята» в старшей группеФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности «Мы поварята» в старшей группе У нас в саду по календарно – тематическому планированию первая неделя октября называется «Праздник урожая». В течение недели мы с детьми.

Фоототчет об опытно-экспериментальной деятельности «Яйцо, какое оно?»Фоототчет об опытно-экспериментальной деятельности «Яйцо, какое оно?» В Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Светлогорский детский сад прошло занятие по опытно-экспериментальной деятельности.

Фотоотчёт об опытно экспериментальной деятельности «Как сажали мы лучок»Фотоотчёт об опытно экспериментальной деятельности «Как сажали мы лучок» Задачи: Формировать основы исследовательской деятельности в процессе посадки лука. Формировать у детей простейшие трудовые умения (посадить.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Гелевые шарики»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Гелевые шарики» Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности "Гелевые шарики" в средней группе. Форма эксперимента:нетрадиционное занятие по.

Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности с детьми и родителями старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: Познакомить родителей с влиянием экспериментальной деятельности на познавательную сферу ребенка, способствовать активному.

Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо.

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельностиФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности Я уже писала, что к нам на два дня зима заглянула. Это было так удивительно. (посмотреть можно здесь) И решили с ребятами, если снег останется.

Фоторепортаж об опытно-экспериментальной деятельностиФоторепортаж об опытно-экспериментальной деятельности Сообщение из опыта работы. Выступление на педсовете по опытно-экспериментальной деятельности от 29.11.18. Педсовет прошел в игровой.

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности «Сила магнита» Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: Сила магнита Возрастная группа:.

«Волшебная страна» НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста«Волшебная страна» НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста Цель: расширение кругозора детей за счет обогащения их представлений о воздухе. Задачи: - способствовать обогащению и закреплению знаний.

Библиотека изображений:

Публикация Мастер-класс для педагогов по опытно-экспериментальной деятельности детям дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов по опытно-экспериментальной деятельности детям дошкольного возраста
Опубликовано: 17 апреля 2020 в 12:17
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД